Монументы, мемориалы и арт-объекты: есть ли будущее у памятников

Фото: Midjourney
Фото: Midjourney
В городах монументальные памятники соседствуют с арт-объектами, причем и те, и другие становятся поводом для общественной дискуссии. Рассказываем, как меняется культурный контекст в оформлении городского пространства

Разбираемся с терминами

В разговорной речи словом «памятник» часто называют любое скульптурное сооружение, будь то фигура исторического деятеля, животного или героя мультфильма. Однако памятник — это произведение монументального искусства, увековечивающее память об определенных исторических событиях и людях. То есть сказать «у нас в городе открылся памятник козе» не очень правильно, но ошибкой не является.

Такая лингвистическая путаница, по мнению филологов, вероятно, происходит потому, что уличная скульптура — явление сравнительно недавнее и в языке просто еще нет удобного обозначения для таких объектов.

Монумент (лат. monumentum от monere — напоминать) — памятник внушительных размеров в честь важного исторического события, общественного деятеля. Может стоять сам по себе или являться частью архитектурного ансамбля. Классический пример — Медный всадник в Петербурге.

Есть еще понятие «мемориальное сооружение» (от лат. memorialis, «памятный») — произведение архитектуры и изобразительного искусства в память о значимых событиях прошлого и выдающихся личностях. Мемориальные сооружения были еще в древнем мире — это курганы, гробницы, пирамиды и мавзолеи. К более поздним относят триумфальные арки, стелы, обелиски и масштабные архитектурно-скульптурные композиции.

Скульптура (лат. sculpo «вырезаю», «высекаю») — это все предметы изобразительного искусства, имеющие объемную форму (статуи, бюсты, рельефы, абстрактные композиции). Скульптура бывает монументальной и станковой. Монументальные изваяния как раз посвящены великим людям и могут быть частью мемориального сооружения, а станковая скульптура рассчитана на восприятие с близкого расстояния и как правило не взаимодействует с архитектурой — например, Чижик-пыжик на набережной Фонтанки.

Арт-объект — пространственная художественная композиция на различные темы, вызывающая яркий эмоциональный отклик у зрителя. Часто термин используют как синоним понятия «современная скульптура». При этом не всегда арт-объект имеет историческую или культурную ценность.

Фото:Владислав Шатило / РБК
Зеленая экономика «Голос Планеты»: интерактивный арт-проект РБК

Когда начали ставить памятники

Разговор о скульптурных памятниках в том виде, в котором мы их знаем, начинается с античности. Древние греки прославляли не только богов, но и людей — их силу, красоту и величие. Выдающимися образцами являются Дорифор, Дискобол, Венера Милосская (Афродита), Лаокоон. Кстати, 25-летние исследования доказали, что изначально греческие статуи были цветными, а не белыми, как мы все привыкли думать.

Римляне хоть и копировали во многом греков, но все-таки оставались верны себе — чтили предков и прославляли империю. Устоявшиеся скульптурные образы Древнего Рима — «оратор», «жрец», «полководец», «божество». Тогда же появляется и первая конная статуя, которая станет популярна в последующие века.

В раннем Средневековье памятников отдельным личностям в Европе уже не ставили — верующим они напоминали языческих идолов. Главными «памятниками» стали христианские соборы.

Только в XV веке скульптура вновь обретает самостоятельность. В качестве примера исследователи называют статую Гаттамелаты Донателло. Она выполнена из бронзы — более пластичного материала, и существует сама по себе, как любой современный городской монумент. А в XVIII веке индивидуальные памятники начали расти, как грибы после дождя, и главной их задачей было прославлении абсолютной монархии. Величие, пафос, недосягаемость — отличительные особенности монументов той эпохи.

В России первый памятник появился в Санкт-Петербурге только при Петре I. Государь попросил Бартоломео Растрелли увековечить в камне «первого российского солдата», конюха Сергея Бухвостова. Именно он был первым добровольцем, записавшимся в «потешные» войска одиннадцатилетнего Петра, а потом еще более 30 лет преданно служил в Преображенском полку. Предположительно, памятник сгорел при пожаре 1747 года в здании Кунсткамеры. Зато первый скульптурный памятник Москвы — Минину и Пожарскому — установленный в 1818 году, до сих пор украшает Красную площадь.

Фото:Brandon Mowinkel / Unsplash
Социальная экономика Как уничтожение памятников влияет на наше мышление

Проклятие памяти

В 2020 году к 150-летию со дня рождения Ленина среди россиян проводили опрос, в результате которого выяснилось: только 7% граждан поддерживают инициативу убрать памятники вождю революции с улиц и площадей. Большинство (56%) считает, что он сыграл положительную роль в отечественной истории.

А вот Дзержинскому повезло меньше — по поводу возвращения памятника основателю ВЧК на Лубянку разгорелись нешуточные страсти. Вопрос, соответствует ли данная историческая личность сегодняшним идеалам, так и остался открытым.

Споры о том, какие памятники должны остаться, а какие пора сносить, были во все времена. Еще в Древнем Риме действовало так называемое «проклятие памяти» — Damnatio memoriae — особая форма посмертного наказания для императоров-узурпаторов и неблагочестивых полководцев. Было принято уничтожать все изображения человека, запятнавшего себя недостойным поведением.

И в наши дни люди активно борются за то, чтобы скинуть неугодных героев прошлого. Достаточно вспомнить недавние протесты под лозунгами Black Lives Matter («Жизни черных имеют значение») и массовый демонтаж памятников конфедератам.

Иногда изваяния, потерявшие былой «статус», обретают вторую жизнь. Например, в пригороде Будапешта есть парк утилизированных статуй эпохи коммунистической Венгрии. А единственный в России музей скульптур под открытым небом «Музеон» за 20 лет приютил более 700 различных экспонатов.

Сойти с пьедестала

В XX веке произошел настоящий памятниковый бум. Особенно это было заметно в России после 1918 года — монументы устанавливали революционерам, общественным деятелям, писателям, артистам, художникам, ученым. Это было следствием ленинского плана «монументальной пропаганды». Ленин, вдохновленный «Городом Солнца» Кампанеллы, считал, что каменные герои пробуждают гражданские чувства и способствует воспитанию молодого поколения.

Именно тогда зародилась советская скульптурная школа, представители которой позже станут авторами грандиозных (в прямом смысле слова) работ, посвященных победе в Великой Отечественной: мурманский «Алеша», «Родина-мать» в Волгограде, памятник матросу и солдату в Севастополе, «Перекуем мечи на орала» в Москве, «Героям-панфиловцам» в Дубосеково, «Тыл-фронту» в Магнитогорске и другие.

Массивные сооружения были призваны показать силу духа и величие народа, но уже к концу столетия возникает запрос на другие памятники — небольших размеров, которые можно рассмотреть на уровне глаз и даже потрогать. Монументальная скульптура, по мнению исследователей, постепенно трансформировалась в арт-объект — исчезает пафос и героизация. Например, памятник Довлатову в Санкт-Петербурге, купцу-основателю города в Ставрополе, памятники Булату Окуджаве в Ростове и городовому в Нижнем Новгороде.

Кроме того, в большом количестве стали появляться неформальные скульптурные композиции — доцент из «Джентльменов удачи» , сантехник, вылезающий из люка, обломовский диван и даже клизма.

В 2020 году появилась электронная энциклопедия самых необычных памятников России, среди которых «Очки Леннона», «Огурец на вилке», «Йошкин кот». Однако лидером народного голосования стал памятник «Тувинской письменности».

Фото:РБК Тренды
Социальная экономика Снос памятников — это нормально: дайджест общества № 4

Памятник как визитная карточка региона

Необычные памятники есть не только в России. За последние 50 лет по всему миру было создано огромное количество скульптурных композиций, которые до сих пор привлекают внимание публики. Некоторые из них стали настоящими символами городов: бык с Уолл-стрит, гигантская туфля и прищепка в Праге, стокгольмская корова в скафандре, парящий в воздухе кран в испанском Кадисе, восьмиметровая вилка, торчащая из Женевского озера, «Облачные врата» в Чикаго и другие. Часто такие памятники становятся местами притяжения для туристов, которые готовы ждать часами, чтобы сделать фотографию с бронзовой достопримечательностью.

Некоторые произведения могут шокировать неподготовленного зрителя: в Кельне есть памятник испражняющемуся поэту, в пригороде Сеула большую нужду справляет семья бронзовых «людей», а возле научно-исследовательского центра им. Вейцмана в Израиле стоит памятник пятой точке.

А если вы оказались рядом со столицей Норвегии Осло, вам обязательно предложат посетить парк скульптур Густава Винеланда. Всего в нем находится более 200 скульптур, среди которых известная композиция «Человек, атакованный младенцами».

В Ирландии находится сад для медитаций с жуткими фигурами из черного гранита. По мнению автора скульптур Виктора Лангхельда, именно в такой атмосфере можно преодолеть кризис среднего возраста.

Тренд на креативное городское пространство

Современные ученые все чаще приходят к выводу, что окружающая среда влияет на нас гораздо сильнее, чем мы думали раньше. Внешние знаки, визуальные образы, такие как памятники, не только рассказывают нам о прошлом, но и воздействуют на наши эмоции, чувства и поступки.

Сегодня в России продолжают устанавливать монументы в традиционном стиле царям, святым и полководцам, однако, по словам специалистов, чаще это связано «с идеологическим запросом времени».

При этом все больше художников готовы создавать другое общественное пространство — созвучное времени и настроениям горожан. Начав развиваться в нулевые, российский паблик-арт постепенно завоевывает сердца людей. Одни из самых известных примеров — «Счастье не за горами» Бориса Матросова в Перми и памятник клавиатуре Анатолия Вяткина.

По словам художника Марины Звягинцевой, паблик-арт необходим, чтобы поменять отношение людей к тому месту, где они сами живут, сделать его значимым. По ее мнению, сегодня есть спрос на качественную творческую среду. И преображать пространство можно с не только с помощью скульптур (из бронзы, стали, пластика и стекла и других материалов), но и медийных инсталяций и перфомансов.

<p>Работа студентки школы Свободные мастерские Александры Михайловой &laquo;Upload&raquo; и скульптура Дмитрия Аске &laquo;Невидимая стена&raquo; /&nbsp;Паблик-арт проект &laquo;Неустойчивые равновесия&raquo;</p>
<br />
Социальная экономика Что такое паблик-арт и как он развивается в России

Кроме того, паблик-арт — это еще и возможность построить диалог с обществом, «обсудить» наболевшие вопросы. Даже если они такие непростые как Холокост.

Современное искусство не только может, но и должно объединять людей в условиях поляризации мнений, считают представители публичного искусства. Например, во время самоизоляции возник офлайн-проект «Вместе», когда обычный зеленый забор превратился в огромный пазл, детали которого своими руками сделали обычные жители подмосковного поселка. А во время арт-фестиваля в Нижегородской области в заброшенном лесном парке установили инсталляцию «Все это не сон», которая, в том числе, ответила на вопрос, как искусство может быть полезным: стало не только красиво, но и светло.

Сегодня современные скульптурные композиции и арт-объекты в городах все чаще возникают по инициативе частных лиц, например, крупных застройщиков, которые хотят создать ту самую творческую среду и у которых есть на это средства. Именно таким образом в Москве появились муми-тролли, абстрактные композиции и даже своя статуя Свободы.

Ревизия ценностей

В 2020 году в рамках национального исследовательского проекта Art UK в Лондоне провели первый комплексный аудит городских скульптур и памятников. Выяснилось, что большая часть из них посвящены известным мужчинам, причем только 0,9% — цветным мужчинам. А скульптур животных почти вдвое больше, чем памятников известным женщинам. Власти британской столицы выделили более £1 млн на создание комиссии, которая займется пересмотром памятников, чтобы учесть достижения всех, кто внес свой вклад в развитие города.

Идею о том, что необходимо задуматься над тем, кто мы сегодня и как изменились наши ценности за последние 200 лет, поддерживает и американский художник-концептуалист Хэнк Уиллис Томас. По его мнению, в XXI веке мы должны помнить о том, что история — это только интерпретация событий прошлого, а не истина в последней инстанции, поэтому пора отказаться от идеи «вечных» памятников. К тому же есть герои, которых незаслуженно забыли просто потому, что у них был плохой пиар.

Обновлено 11.01.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть