Итоги и прогнозы: что поменялось в сфере кино и сериалов в 2022 году

Кадр из сериала «Карамора»
Кадр из сериала «Карамора» (Фото: DK Entertainment)
Судьба кинотеатров и индустрии кино в России, новые темы и смыслы, возвращение к пиратству: рассказываем о том, каким 2022 год был для сферы кино и сериалов

Об эксперте: Иван Филиппов, соведущий подкаста «В предыдущих сериях» от «Кинопоиска» и автор канала «Запасаемся попкорном». Включен Минюстом в реестр иноагентов.

— В 2022 году киноиндустрию штормило по самым разным причинам. Давайте вспомним, что изменилось для российского зрителя в этом году?

2022 год для российской сериальной и киноиндустрии стал годом водораздела. Пока непонятно, как сфера кино будет существовать без кинотеатров и кто их будет спасать. Кинотеатры лишились 70% фильмов, которые были иностранными. Сейчас на экранах идет в основном российское кино и небольшой процент иностранного, которое к нам пробивается. Есть Азия и отдельные европейские картины — и, в общем, все. При этом у государства много денег, которые оно готово вложить в кино и помочь продюсерам. Поэтому какое-то кино, несомненно, сниматься будет, что-то, снятое ранее, продолжит выходить на экраны.

Нас точно ждет огромное количество фильмов на военную тему. Про любовь к родине со зрителем говорили раньше, сейчас этот этап мы уже прошли, месседж становится все более прямолинейным. На такое кино деньги будут выделять приоритетно.

Брать деньги даже не на военное кино у государства в нынешних условиях сложно. Думаю, большинство возьмет, но почти уверен, что многие попробуют, как говорится, пробежать между струйками и снять, например, детское кино. Вообще нас, скорее всего, ждет расцвет этого жанра и анимации, потому что в детской нише все же можно сейчас снять то, за что не будет мучительно стыдно.

Самое плачевное положение у авторского кино. Оно всегда существовало благодаря фестивалям. Канны, Берлин, Роттердам, «Сандэнс» — и это только первый эшелон фестивалей, на которые мог попасть российский фильм, благодаря чему у него могла сложиться успешная судьба. Сейчас кино, у которого на заставке герб с двуглавым орлом, логотипы Фонда кино или Минкульта, не попадет никуда. Если признаков госфинансирования нет, теоретически попасть на фестиваль возможно, там все-таки стараются судить не по национальному признаку. Канны, например, недавно взяли в программу фильм Кирилла Серебренникова «Жена Чайковского». Но без госфинансирования снимать авторское кино сложно, а частные деньги на российском кинорынке практически закончились.

Фото:Shutterstock
Социальная экономика Инклюзия и кино: как устроена доступная среда для незрячих в Москве

На российском кино скажется и недавний закон о запрете гей-пропаганды. Уже есть кейс, когда продюсер без ведома режиссера перемонтировал фильм согласно этому закону: так, изначально квир-история стала историей дружбы.

Недавно у Антона Долина (внесен Минюстом в список иноагентов) вышел большой текст про кинотемы, которые в 2023 году будут приоритетными для Минкульта. В списке значатся такие темы, как «Герои наших дней и поводы для гордости», «Качественные изменения жизни в России как устойчивый тренд» и другие. Текст Долина — серьезное исследование, Антон большой специалист, но этот прогноз он сделал, исходя из убеждения, что правила игры не будут меняться. Но в этом нельзя быть уверенным, как нельзя быть уверенным в том, что Ольга Любимова 1 января все еще будет министром культуры и ее не сменит, например, Захар Прилепин. Тот же «Крымский мост» получал финансирование по звонку, минуя процедуру питчинга — тогда это был единичный случай, который вызвал скандал внутри индустрии. Но кто сказал, что такой порядок не станет новой нормой? Сохранится ли вообще система питчингов? Делать прогнозы сейчас очень сложно, потому что ни в чем нет уверенности.

— А как насчет сериальной отрасли?

С сериалами все несколько лучше. Есть онлайн-платформы — «Кинопоиск», который позволил себе выпустить «Монастырь» или «Конец света». На PREMIER не без сложностей, но все-таки вышел «Капельник», который кроме того, что просто очень хороший, еще и невероятно острый сериал. Думаю, что ближайший год платформы еще продержатся.

Но есть важный нюанс, о котором за пределами индустрии знают немногие. Институт развития интернета согласен финансировать до 70% производственного бюджета у отдельных сериалов. И для платформ сотрудничество с ИРИ очень выгодно. Ты добавляешь свои 30% и получаешь шоу, которое стоит существенно дороже, нежели то, что ты делал бы самостоятельно. Платформы этим уже пользуются и, вероятно, будут пользоваться активнее. Однако ИРИ не только дает деньги, но и определяет темы, это почти государственная организация. Так что, с одной стороны, для индустрии наличие игрока, способного финансировать проекты, безусловно, хорошо, но нужно учитывать, что он будет и цензором.

Последние лет пять были очень удачным для российских сериалов. Вышло по крайней мере пять новинок, которые можно представить себе без изменений на любой иностранной платформе. Логотип «Кинопоиск», START или PREMIER легко заменяется на HBO, HBO Europe, Netflix или Amazon — и все работает. Это «Звоните ДиКаприо!», «Чики», «Почка», «Капельник» и «Карамора». Их без сомнения можно назвать блистательными, причем не снисходительно, не через губу, как мы обычно говорим «для нашего сериала неплохо», а в международном масштабе. При этом все эти сериалы объединяет то, что они очень острые и актуальные — про настоящие проблемы и Россию наших дней.

Фото: Unsplash
Индустрия 4.0 Российские стриминги: что будет с киноиндустрией в стране

Это очень ценное свойство из сериалов будет постепенно исчезать — и не только из-за Минкульта и Института развития Интернета, а из-за самоцензуры. Я знаю уже четыре истории про то, как из вышедших сериалов постфактум вырезаются сцены и куски диалогов, чтобы не нарваться на нарушение закона. Жалко — не то слово. 20 лет мы строили киноиндустрию, которая в прошлом и этом году наконец заработала. Пять удачных сериалов за последние годы — это на пять больше, чем за два предыдущих десятилетия. Netflix и Apple TV собирались делать русскоязычный контент, все каналы и платформы были заинтересованы в копродукции, мы сделали решительный шаг, чтобы красиво интегрироваться в международную систему, как минимум, сериального производства. Этого больше не будет. Теперь наш кинорынок, скорее всего, будет консервироваться и угасать.

— Что происходит с кинотеатрами и как в связи с многочисленными запретами изменился «пользовательский путь» зрителя?

Если сейчас не помочь кинотеатрам, киноиндустрия пропадет. Уже есть регионы, в которых кинотеатры перепрофилировали в МФЦ. Тогда логичным становится вопрос: какая разница, сколько у государства денег на кино, если его негде показывать? Мы вернемся к пиратству. Закон о запрете гей-пропаганды радикально это ускорил. Amediateka изрезала последние три серии «Белого лотоса». Я понимаю, это не их вина — контент должен соответствовать закону. Но сцены, которые вырезаются, диалоги, которые переписываются, в корне меняют сюжет. И если легально это посмотреть нельзя, зрители пойдут на торренты.

Причем у российского пиратства есть одна очень важная отличительная особенность от пиратских индустрий в других странах — это могучая школа профессионального озвучивания. Так что пиратский контент вполне себе может прийти на замену легальному. И это, с одной стороны, обидно, потому что несмотря на все прогнозы, российский зритель оказался готов платить за онлайн-контент. Но когда падает экономика, в первую очередь население урезает расходы на развлечения: если можно не покупать билеты в кино, а посмотреть скачанный с торрента фильм дома, выбор очевиден. На самом деле, очень интересно посмотреть, как пройдет первая неделя января. Слышал, есть цель, чтобы «Чебурашка» собрал 4 млрд. руб. Если это получится, можно сказать, что наша киноиндустрия еще немного подергается.

— Может ли сложившаяся ситуация хоть в какой-то степени благоприятно повлиять на развитие отечественного кино? Об этом часто говорят представители Фонда кино и Минкульта.

Творческий всплеск будет, но не в той сфере, в которой ее ждет Минкульт. Трагические обстоятельства во все времена действительно стимулировали людей творческих профессий делать что-то стоящее и важное. Но это всегда были не прогосударственные, а антивоенные произведения. Это сценарии, которые будут писаться в стол, это русское кино в изгнании, которое будет пытаться искать деньги и сниматься за границей. Все это точно произойдет, причем не только в сфере кино. Дмитрий Глуховский (внесен Минюстом в список иноагентов), Дмитрий Быков (внесен Минюстом в список иноагентов), другие талантливые писатели уехали из России, но они пишут.

Фото:Pexels
Социальная экономика Прокатили: как будет развиваться российский рынок кино на фоне санкций

— Можно ли выделить наиболее популярные темы, которые затрагивали кино и сериалы в этом году?

Наверное, каких-то специфических тем, которые бы занимали сериальную и киноиндустрию именно в этом году, нет. Но есть проблемы вне времени, которые волнуют людей всегда. Например, роль женщины. Тут стоит посмотреть и «Заговор сестер Гарви» — потрясающий сериал с сильными героинями, и неожиданным образом «Капельник», и очень крутой мини-сериал «Пэм и Томми», и «Газлит» — про уотергейтский скандал с Джулией Робертс и Шоном Пенном в главных ролях. Актуальной остается тема взаимоотношений человека и государства. Лучший, неожиданный сериал этого года — «Андор» — выдающаяся драма о построении фашистского государства и сопротивлении ему. Замечательный сериал «Разделение» — могучая драма и местами комедия, но вместе с тем антикапиталистическое высказывание. Конечно, через кино и сериалы в этом году активно говорилось о роли меньшинств, проблемах взаимоотношений, домашнем насилии, цензуре — все это вечные темы.

— Что посмотреть, чтобы получить новый зрительский опыт в плане необычного формата сериалов? Были ли в этом году какие-то интересные эксперименты в этой области?

Эксперименты — это не только про этот год, это глобально про сериальную индустрию. Она экспериментирует бесконечно. Представить себе, что по вселенной «Звездных войн», которая ориентирована в большей степени на детскую, семейную аудиторию (я ни в коем случае не использую слово «детскую» в негативном ключе) снимут «Андор» было невозможно. Этот продукт на сто процентов для взрослых. Там нет световых мечей, магистра Йоды, но это самая что ни на есть Star Wars история. Вообще каждый удачный сериал — это эксперимент. Платформы поняли, что зритель готов к восприятию нестандартного. Оказалось, что можно делать экспериментальные вещи. Например, сериал Kevin Can Fuck Himself снят одновременно и как милый ситком с закадровым смехом, когда в кадре героиня с мужем, и как драма, как только муж пропадает из поля зрения. И помимо прочего, это острое высказывание о психологическом насилии. Такого раньше никогда не было. Теперь можно устраивать танцевальные номера в драматических сериалах как в том же «Разделении». Сторителлинг этим активно пользуется.

— В начале 2022 в подкасте «В предыдущих сериях» вы рассказывали о самых ожидаемых сериалах наступившего года. Сейчас, когда все они уже вышли и просмотрены, поделитесь впечатлением, какие были действительно стоящими, а какие не оправдали надежд?

Половина сериалов, которые я ждал, оказались несмотрибельными. Недавно я составил топ лучших, по моему мнению, сериалов 2022 года и оказалось, что из 15 позиций изначально я не ждал ни одну. В начале года я, как и многие, возлагал надежды на «Дом Дракона» и «Властелин колец: Кольца власти» — и не могу сказать, что они меня разочаровали. Это был настолько сильный год, что, если бы я делал топ-30 лучших сериалов, эти бы заняли, например, 18 и 19 места, но точно не вошли бы в десятку. У обоих этих сериалов есть общая родовая травма, и она, судя по всему, сознательная. Шоураннеры знают, что будет второй сезон, у них нет необходимости первым сезоном доказать, что они заслуживают продолжения. Поэтому они могут позволить себе весь первый сезон отдать под экспозицию. «Дом Дракона» по-настоящему начинается где-то с шестой серии, последние четыре очень хорошие, но, чтобы до них дойти, нужно вытерпеть почти полсезона. Это меня несколько разочаровало. Сериал «Американский жиголо», который я очень ждал, оказался чудовищно плохим. А сериал «Капельник» я не ждал, более того, я не хотел его смотреть, когда увидел трейлер и прочитал анонс. Только после того, как коллеги прожужжали мне все уши, я его все-таки включил.

Мои сериальные фавориты по итогам 2022-го:

  1. Bad Sisters («Заговор сестер Гарви»)
  2. Andor («Андор»)
  3. The Bear («Медведь»)
  4. Separation («Разделение»)
  5. This Is Going to Hurt («Будет больно»)
  6. Gaslit («Газлит»)
  7. Sherwood («Шервуд»)
  8. Peacemaker («Миротворец»)
  9. Black Bird («Черная птица»)
  10. Reacher («Ричер»)
  11. Our Flag Means Death («Наш флаг означает Смерть»)
  12. «Капельник»
  13. «Карамора»
  14. Winning Time («Время побеждать»
  15. Pam & Tommy («Пэм и Томми»)

Фото:youtube.com
Социальная экономика Семь сериалов, которые включили коронавирус в свой сюжет

— Есть ощущение, что в последние годы возросло количество кинокритики — как любительской, так и профессиональной. Так ли это? Почему современный зритель нуждается в диалоге, в некоем объяснении и обсуждении просмотренного?

Мне не кажется, что несколько лет назад этого было меньше. Просто поменялись платформы, на смену рецензиям в ЖЖ пришли телеграм-каналы. Зритель действительно хочет диалога, так было и раньше. Но роль критики девальвировалась. Количество людей, чье слово будет решающим для коммерческого успеха фильма или сериала, чрезвычайно мало. И это универсальная история и для России, и для Великобритании, и для США. Мы все можем читать тексты любимых кинокритиков, но это не означает, что на основе их мнения будем принимать решение о просмотре.

— Что из кино и сериалов вы ждете в 2023 году?

Сложно сказать, чего-то конкретного нет. Из попкультуры я жду PlayStation-игру «Хогвартс. Наследие». Это связь игровой индустрии и кино. Если говорить о «Гарри Поттере», то слухи о том, что в скором времени нас ждет сериал, на мой взгляд, вполне правдоподобны, думаю, это вопрос времени. Причем это будет не обязательно детско-юношеская история. Как и со «Звездными войнами»: можно сделать «Мандалорца», аудитория которого от 7 до 70, а можно выпустить «Андор» для зрителей 16+. Главное, у «Гарри Поттера» есть очень богатая и полюбившаяся зрителям вселенная — это сейчас самое важное для всех платформ, которые запускают сериалы. И поскольку Warner Brothers нужно развивать HBO Max, я думаю, они как-то договорятся с Джоан Роулинг. В глобальном смысле что-то загадывать на следующий год сложно, потому что может оказаться, что я жду то, что разочарует, или вообще не выйдет. Давайте сначала доживем до 2023 года, а уже потом будем делать какие-то прогнозы.

Обновлено 15.04.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть