Инклюзия и кино: как устроена доступная среда для незрячих в Москве

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Московские кинотеатры следуют тренду на инклюзию и приобретают оборудование, необходимое для незрячих посетителей. Разбираемся, почему этого недостаточно, и что нужно для создания действительно доступной среды

Пока кинотеатры стремятся сохранить и привлечь обычного зрителя, есть и другие — незрячие, которых прокатчики и кинотеатры зачастую не берут в расчет. Дело не только в вопросе, как незрячий будет смотреть кино: у людей с инвалидностью по зрению есть всевозможные гаджеты, которые помогают им смотреть фильмы с помощью тифлокомментариев. Проблема связана скорее с тем, как обеспечить все условия для незрячего посетителя, создать инклюзивную среду не только на словах, но и на деле.

Тифлокомментирование (аудиодескрипция, audio description, AD) — лаконичное описание предмета, пространства или действия, которые непонятны незрячему (слабовидящему) без специальных словесных пояснений.

Кино без ограничений: правовой вопрос

Сегодня в кинопрокате идут десятки фильмов и анимационных лент российского производства, 80% из которых получают государственную поддержку. Такие фильмы должны сопровождаться тифлокомментариями, согласно Федеральному закону «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» от 22.08.1996 N 126.

По данным Федерального реестра инвалидов на 2022 год, в России зарегистрировано 327 881 человек с инвалидностью по зрению: 30 974 из них — дети-инвалиды, остальные — люди старше 18 лет. Для сравнения, на 2020 год численность была 302 955 человек. Каждый из них может стать потенциальным гостем кинотеатров по всей России.

Со своей стороны государство в лице Минкультуры регулирует обязанности кинопрокатчиков соответствующим Приказом от 27.06.2018 N 1017 «Об утверждении Правил осуществления демонстраторами фильмов показа субтитрированных и тифлокомментированных полнометражных национальных фильмов, созданных в художественной или анимационной форме и Правил обеспечения условий доступности для инвалидов кинозалов, а также о внесении изменения в Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ, утвержденный приказом Минкультуры России от 16.11.2015 N 2800».

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Экологичность и инклюзивность: что двигало технологии в 2022 году

Это значит, что кинотеатры должны обеспечивать все условия для посещения незрячим человеком кинотеатров по всей стране, они также должны предоставить специальное оборудование, с помощью которого дорожка с тифлокомментарием будет синхронизироваться с происходящим на экране. В данном случае необходимо не только закупить или получить такое оборудование с помощью благотворительных организаций, но и иметь в наличии от кинопроизводителей дорожку с тифлокомментарием в составе пакета DCP (digital cinema package) в должном качестве, чтобы незрячий зритель имел полный доступ к происходящему.

Кто и как развивает инклюзию в кинотеатрах

Благотворительная программа «Особый взгляд» — единственная в России благотворительная программа, которая занимается комплексным развитием инклюзии и доступной среды для незрячих людей в области культуры, а также помогает их абилитации в бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

Программа совместно с Министерством культуры реализует федеральный проект «Доступный кинотеатр», который направлен на поддержку кинотеатров в обеспечении доступности.

Ксения Дмитриева, руководитель федеральной программы «Особый взгляд» благотворительно фонда «Искусство, наука и спорт»:

«Как правило, кинотеатры могут владеть аппаратурой, но не иметь базовых знаний о том, как получить тифлокомментарии к фильмам и обеспечивать предоставление услуги незрячим людям. В рамках проекта мы проводили конкурсную кампанию, в результате которой нам прислали заявки 98 кинотеатров. Также мы провели свое собственное исследование, в результате которого было выявлено, что более половины кинотеатров имеют оборудование для тифлокомментирования, но только один кинотеатр из них его реально использовал для демонстрации фильмов для слепых».

В рамках проекта благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт» сейчас сотрудничает с 13 кинотеатрами из шести регионов.

Исследование программы «Особый взгляд» на наличие оборудования в кинотеатрах для тифлокомментирования
Исследование программы «Особый взгляд» на наличие оборудования в кинотеатрах для тифлокомментирования

По словам консультанта по качеству тифлокомментария Павла Обиуха, российское кинопроизводство переживает сложный этап, и это в том числе влияет на такую социальную составляющую, как тифлокомментирование и обеспечение его кинопрокатчиками, а значит, и кинотеатрами.

По его мнению, в подготовке и последующей реализации тифлокомментария нет экономической целесообразности для отечественной индустрии кино: «За всю историю отечественного кинопроката и кинопроизводства этот вопрос не поднимался никогда. Та работа, которая сейчас ведется, фактически делается с нуля и, разумеется, все участники киноиндустрии, начиная от производителя, дистрибьюторов, кинотеатров, просто не видят, как они заработают на этом».

Еще одна причина, по словам эксперта, заключается в том, что сама по себе история тифлокомментирования для России нова, а и тифлокомментирование пока еще не воспринимается как часть доступной среды — первые подвижки в законодательной части здесь наметились примерно пять лет назад.

Кроме того, индустрия привлекает недобросовестных подрядчиков. Так, в приказе № 1017 сказано, что кинотеатры должны использовать специальное оборудование. По сути, это обычная конференц система, которую также используют для синхронного перевода. «Есть компании, которые покупают эти системы за условные 300 000 рублей, пишут на них фразу «специальное оборудование», как это отражено в приказе, а затем продают их за 600 000 рублей. Если в кинотеатр придет проверка, то у них как бы все есть, но будут ли пользоваться этим оборудованием на самом деле — другой вопрос», — объясняет Обиух.

Где в Москве смотрят фильмы с тифлокомментариями

О проблемах с оборудованием в кинотеатрах Москвы говорит Елена, мама незрячего студента, с которым они любят смотреть фильмы:

«Ситуация стала гораздо хуже, чем была. В один период все это также поддерживалось и реализовывалось сетью кинотеатров Москино, у них множество кинотеатров по всему городу, что очень удобно для незрячих, всегда можно было выбрать кинотеатр в относительной доступности от дома. Также некоторые семьи с незрячими детьми или родственниками посещали кинотеатр «Радуга», иногда ходили в кинотеатр сети «Формула Кино» в ЦДМ, но там довольно дорогие билеты и не все незрячие, особенно те, которые живут только на пенсию, могли себе позволить такой кинотеатр.

Сейчас мы иногда ходим в кинотеатр «Художественный» на благотворительные показы, которые устраивает программа «Особый взгляд» — кроме них для похода в кино с незрячим членом семьи альтернатив не осталось. Конечно, мы можем прийти в кинотеатр со своим оборудованием в виде телефона со специальным приложением, где у сына заранее скачан тифлокомментарий к фильму, который мы будем смотреть вместе».

Но в этом случае, подчеркивает Елена, инвалид по зрению должен самостоятельно озадачиться тем, есть ли интересующий его фильм в прокате и в афише конкретного кинотеатра, что порой непросто, так как далеко не все сайты кинотеатров доступны для незрячих людей.

Фото:Unsplash
Социальная экономика Барби с протезом и витилиго: как кукла отражает инклюзивность в обществе

В пресс-службе «Художественного», единственного кинотеатра Москвы, где сейчас идут на системной основе фильмы с тифлокомментариями, прокомментировали, что явка незрячих на сеансы зависит от сезона и репертуара. В месяц эта цифра варьируется от двух до сорока человек, за год это примерно двести человек. На данный момент в прокате уже демонстрировались российские фильмы: «Сердце Пармы», «Похожий человек», «Далекие близкие», «Первый Оскар», «Небо над Берлином», «Ника». Раньше демонстрировались зарубежные фильмы: «Круэлла», «Французский вестник», «Вестсайдская история», «Смерть на Ниле», а также детские российские и зарубежные фильмы: «Финник», «Энканто».

Ксения Дмитриева отмечает несколько проблем, с которыми нужно работать кинотеатрам:

«Это незнание технологий и методик работы и привлечения целевой аудиторией, непонимание того, как использовать и где брать тифлокомментарии, отсутствие навыков коммуникации с незрячими и слабовидящими людьми. Эти проблемы мы решаем нашим проектом «Доступный кинотеатр». Экспертная группа, в том числе незрячие люди, приезжают в организацию и проводят серию лекций и мастер-классов для сотрудников, включая фронт-персонал: гардеробщиков, охранников, билетеров и других. Очень важно, чтобы каждый, кто работает с клиентами знал правила поведения и мог сориентироваться, когда в здание заходит человек с белой тростью или собакой-проводником».

Благодаря информационной волне кинотеатры сами начинают задумываться о привлечении незрячих и слабовидящих зрителей. Мы видим, что оборудование у кинотеатров есть, теперь важно, чтобы система заработала. Но мы сторонники мягкого подхода, недостаточно приказов и законов, потребность должна быть осознана снизу, исполнителями».

Обновлено 14.12.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть