Прокатили: как будет развиваться российский рынок кино на фоне санкций

Фото: Pexels
Фото: Pexels
На фоне ухода с российского рынка западных компаний, отрасль кино ждет затяжной кризисный период. Что из этого будет, и стоит ли ждать ренессанса отечественного кинорынка?

Об эксперте: Дмитрий Литвинов, продюсер, издатель «Бюллетеня кинопрокатчика» и владелец ГК Planeta Inform.

Нехватка контента как ключевая проблема

Можно уверенно говорить, что современному динамичному городскому обществу, привыкшему быстро получать доступ к нужной информации, придется несладко в ближайшие месяцы. Связано это в первую очередь с тем, что крупные западные кино-игроки, вместе с другими компаниями, стали активно покидать российский рынок. На территории страны уже перестали работать: Netflix, Universal Studios и другие мейджоры, Megogo, по решению суда заблокирован Instagram и другие соцсети.

Голливудские релизы приносили кинотеатрам до 80% дохода, а в их отсутствие выручка кинотеатров, по оценке «Коммерсанта», уже сократилась примерно наполовину. Проблема коснется и онлайн-кинотеатров из России: киностудии приостановили продажу лицензий на показ новинок, хотя изъятие уже приобретенного зарубежного контента, который составляет около 90% каталогов сервисов, очевидно, будет затруднительным.

Фото:Pexels
Индустрия 4.0 Netflix и Spotify: как и куда перенести плейлисты в случае блокировки

Факт, который следует принять: в ближайшее время рынок ощутит глобальный дефицит нового контента вследствие остановки поставок премьер крупными голливудскими студиями-мейджорами. Но могут быть альтернативные виды контента. Например, ленты, которые покупают независимые дистрибьюторы. Но в связи с возросшим курсом доллара, закупка независимого кино становится невыгодной. Кроме того, что есть ограничения на валютные операции, существует проблема того, что ключевые поставщики — это недружественные страны, и оплатить данный вида контента становится максимально сложно.

Другая альтернатива — российское кино. На наш кинематограф в прошлом 2021 году пришлось порядка 20% проката. Почти все крупные релизы отечественного кино — «Последний богатырь», «Чемпион мира» — вышли в Новый год, и сейчас в индустрии просто нет запаса премьер, чтобы в быстрый срок заменить голливудский контент.

Следовательно, в ближайшие полгода заменить картины возможно только повторами.

Важно отметить, что индийское и китайское кино в России почти никто не смотрел, но его вывод на рынок будет интересным экспериментом. В конце 1990-х годов на ТВ показывали индийскую «Зиту и Гиту», и это давало неплохие рейтинги. Но шутки в сторону — если говорить о зрелищных китайских лентах уровня «Дома летающих кинжалов» или других фильмах Джана Имоу, этот контент может собирать более-менее значимую кассу. Но в ближайшее время это все равно не сравнится с выручкой от западных мейджоров.

Могут ли кинотеатры полностью исчезнуть

Нынешние ограничения уже сказались на посещаемости, а посещаемость, естественно, сказывается на продажах в консешн-бизнесе (кафе и магазины при кинозалах), который приносит кинотеатрам примерно столько же прибыли, сколько и продажа билетов. Поэтому в скором времени стоит ожидать сокращение числа работающих площадок.

В отсутствие крупных премьер в ближайшие месяцы люди, вероятнее всего, будут предпочитать домашнее киносмотрение и онлайн-платформы, нежели устраивать походы в кинотеатры. Перезапуск «Брата» и «Брата-2» выглядит скорее как разовая акция. Мы будем жить либо старыми громкими картинами, либо закупленными по завышенной цене второсортными лентами.

Что касается цен на билеты, они и так сильно возросли за время пандемии, и рост, скорее всего, продолжится. Кинотеатрам необходимо обслуживать свои проекторы и другую технику, которая завязана на западных комплектующих, а их поставки по возросшей стоимости ограничены. Поэтому прокатчики могут захотеть как-то компенсировать эти издержки. Вопрос лишь в том, готовы ли будут зрители платить завышенные цены за билеты на фоне того, что интерес к доступным лентам падает. Например, показатели по 8 марта были самыми низкими за всю историю проката.

В данной ситуации необходима поддержка государства для кинопрокатчиков как срочная мера, а также стимулирование создания собственного российского контента с равномерным графиком премьер.

Индустрия 4.0 Co-media строгого режима: сферу развлечений и СМИ ждет цифровой перелом

О последствиях санкций в России

Верить хочется в лучшее, но готовиться все же следует к худшему, особенно российской киноиндустрии, чтобы реалистично оценивать рентабельность бизнеса в ближайшие месяцы. Вот некоторые тренды, которые мы будем наблюдать вследствие обострения экономических отношений на рынке кино:

  • Частичное закрытие кинотеатров и глобальное падение показателей посещаемости — скорее всего государство будет оказывать меры поддержки кинобизнесу, но российского контента не производится в достаточном количестве для обеспечения полноценной работы кинотеатров.
  • Достижение предела рынка и перераспределение доли подписчиков ушедших с рынка онлайн-кинотеатров, а также рост роли оригинального контента для лидирующих онлайн-платформ.
  • Череда закрытий и банкротств независимых дистрибьюторов по причине невозможности выполнения обязательств перед западными партнерами.
  • Появление библиотек контента на рынке.
  • Дефицит творческих кадров и продюсерских команд на российском рынке (он наблюдался и ранее, а сейчас еще усилится на волне массовой эмиграции), который может усилить позиции текущих топ-производителей и сильно увеличить стоимость производства контента.
  • Увеличение объемов государственной поддержки через профильные институты (такие как «Фонд кино»). Конечными бенефициарами этой поддержки станут по большей части компании-лидеры кинопроизводства, но стоит отметить, что список лидеров будет расширен, в него войдут и более молодые компании.

Сегодня предсказать судьбу специалистов в кино и киноиндустрии в долгосрочной перспективе просто невозможно. Связано это в первую очередь с тем, что экономическая и политическая ситуация в стране крайне волатильны. В таких условиях важно вырабатывать меры поддержки индустрии: об этом уже просят профильные объединения и сообщества, а любители кино запускают флешмобы, например, #СпасиКинотеатр.

Тем не менее, частные инициативы будут носит недостаточный характер, нужны системные меры, которые может выработать только государство, прислушиваясь к профессионалам рынка. Лишь благодаря мерам от такого взаимодействия отрасль сможет пережить этот период нестабильности и сохранить высококвалифицированные кадры и наработки последних 30 лет.

Обновлено 20.05.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть