Парадокс благотворительности: нам легче жертвовать ухоженному человеку

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
В день благотворительности рассказываем про социальный эксперимент, прошедший на улицах Нью-Йорка и Чикаго. Он выявил необычный феномен, связанный с нашей готовностью помогать людям разного социального статуса

В чем заключался эксперимент

Несколько ученых из американских университетов провели психологический эксперимент в двух городах — в Чикаго и Нью-Йорке. Один из авторов исследования выходил на улицы с табличкой «По меньшей мере 1700 жителей Чикаго спали на улицах в январе 2011 года. Пока еще не холодно, но зима приближается. Любое пожертвование поможет. Спасибо». В Нью-Йорке на картонку был нанесен текст похожего содержания.

В половине случаев исследователь надевал строгий деловой костюм, а его волосы были аккуратно зачесаны назад. В другой половине он был в джинсах и футболке, с небрежной прической. Чтобы не вводить потенциальных участников эксперимента в заблуждение, ученый не утверждал, что он бездомный. Если кто-то останавливался и спрашивал, что он делает, тот отвечал, что собирает деньги на благотворительность (в конце исследования средства действительно ушли на пожертвования).

Результаты эксперимента

Ученые выяснили, что прохожие с большей вероятностью давали деньги на помощь бездомным, если сборщик был одет в деловой костюм. Футболка и джинсы собирали гораздо меньше пожертвований (за три с половиной часа в костюме — $54, за четыре часа в футболке — $21).

После получения результатов исследователи вдобавок провели онлайн-опрос, в котором 486 участников оценивали два фото — человека в костюме и в футболке. Образ с футболкой оценивали ниже по таким параметрам, как «теплота», «компетентность», «человечность» и «сочувствие». По мнению авторов научной работы, в непринужденном наряде человек казался «менее достойным» и не особо заслуживающим доверия.

Фото:Shutterstock
Социальная экономика Что такое системная благотворительность и почему она особенно эффективна

Какую роль социальный статус играет в благотворительности

Проведенные эксперименты не могут точно сказать, о чем думали горожане, опуская деньги в коробку для пожертвований. Однако можно предположить, что была задействована быстрая оценка социального статуса. Более того, картонная табличка не свидетельствовала о каком-либо учреждении или НКО, поэтому часть людей могли решить, что сборщик берет деньги для себя.

Авторы исследования делают следующий вывод: «Способность оценивать чужой социальный статус позволяет людям определять иерархию (и собственное место в ней). Также она допускает модели общественного восприятия, которые неявно оправдывают эти иерархии, представляя тех, кто находится ниже, как некомпетентных или недостойных».

Неравенство в пожертвованиях

Даже отдавая деньги на благотворительность, люди могут неосознанно закреплять экономическое неравенство, так как они более охотно жертвуют тем, кто выглядит богаче. Предыдущие исследования показали, что представления о социальном статусе могут влиять на то, как мы воспринимаем незнакомых людей. Признаки бедности могут вызывать меньший уровень расположения и сочувствия по отношению к другим людям, что способствует отчуждению. Еще в 1970-х годах ряд экспериментов показал, что люди с более высоким статусом получают больше помощи.

Обновлено 04.09.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть