Об авторе: Денис Макаровский, основатель центра лечения зависимых ProFReab.
Как легализовали модификаторы настроения
Исторически психоактивные вещества использовались священниками в религиозных церемониях. Жрецы или шаманы на протяжении тысячелетий употребляли в пищу растения, чтобы вызвать состояние диссоциативного транса. «Непентес фармакон» (зелье, отгоняющее печаль. — «РБК Тренды») упоминается в VIII веке до нашей эры в «Одиссее» Гомера. Некоторые наркотики применяли в качестве лекарств на протяжении большей части истории человечества. Так, эксплуатация опиума в медицинских целях описана в самых ранних письменных источниках. Римские врачи I века нашей эры особенно хорошо к нему относились.
Предки усовершенствовали сильнодействующие соединения и изобрели более быстрые способы введения их в организм, что способствовало злоупотреблениям. Патологические случаи описали еще в классической античности. Вопрос о потере контроля над веществом, который подтверждает сегодняшнюю концепцию зависимости, обсуждался еще в XVII веке.
Некоторые наркотики, потенциально вызывающие привыкание, употреблялись значительной частью населения на регулярной основе до такой степени, что считались основными товарами. Алкоголь использовали практически все культуры и продолжают употреблять его по сей день. Его легко получали под действием дрожжей на различных растениях, которые содержали крахмал или сахар. А никотин и кофеин так полюбились людям благодаря своим мягким психотропным свойствам.
Это все примеры широко потребляемых наркотиков, которые используются «нормальными» людьми, в отличие от «сильных наркотиков». Исторически не было какого-то специального момента, когда все эти вещества легализовали. Были ситуации, когда за их употребление общественно порицали. Например, в Древней Греции пить чистое вино было неприлично — его разводили водой. Но психоактивные вещества были разрешены всегда.
Почему употребление модификаторов настроения из религии перетекло в массовую культуру
Философ Эмиль Дюркгейм, наряду с Карлом Марксом и Максом Вебером считается одним из основателей современной социологии. В своей работе «Элементарные формы религиозной жизни» он рассмотрел развитие человеческой культуры как движение от сакрального к профанному. У социологов это называется «от элитарности к массовости», но это не совсем одно и тоже. Общая мысль состоит в том, что любая культурная практика зарождается как сакральная. Если что-то принадлежит узкому кругу людей и оказывается эффективным, то со временем происходит профанизация, и это становится достоянием масс.
Пример из древнегреческой культуры: теорема Пифагора, которой учат в 7 классе на геометрии, изначально была закрытым знанием, которое принадлежало узкому кругу лиц. По мере того, как это знание приносило пользу, ученики организовывали свои школы, и постепенно оно стало продуктом массового сознания. Теперь в каждом учебнике описано, как и почему квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Если раньше только древнегреческие жрицы и пифии могли использовать дурман и получать доступ к трансовым состоянием, то со временем, вследствие развития культуры, эта сакральная практика была профанизирована. И теперь любой может прибегнуть к психоактивным веществам для вхождения в подобные состояния.
Почему люди прибегают к модификаторам настроения
Чувство безопасности
Мы живем в противоречивой реальности: с одной стороны, человек как примат выживает только стаями, а с другой — один примат опасен для другого настолько, что эволюционно в структуре мозга закреплена априорная механика распознавания лиц. Это приводит к тому, что мы видим лица даже там, где их нет: в тенях, форме облаков, кронах деревьев и так далее.
Эволюционно так произошло потому, что соплеменники были очень опасны для нас и примерно до XVIII века не отличались гуманизмом. Чтобы чувствовать себя в безопасности, если вы не являетесь «самым сильным из стаи» и способным в любой ситуации отстоять свои интересы, необходимо вести себя в соответствии с нормами и ценностями конкретного сообщества, быть максимально удобным и не выделяться. Чем больше человек выбивается из общепринятых правил, тем выше вероятность столкнуться с неприятными последствиями в виде агрессии и преждевременной смерти.
В этом смысле зависимое поведение — полезный социальный навык, который заключается в повышенной тревожности сверх восприимчивости к чужому мнению и подстраивания под ожидания окружающих. Это отвечает стратегии выживания в стае, но делает конкретную особь несчастной. Вспомните, как часто вы слышали истории о людях, которых перестали приглашать в компанию, в которой все употребляют спиртное, а они — нет. Выделяющаяся и неподконтрольная особь становится нежелательной.
Биологические ограничения
В научном сообществе давно доказано, что биологический фактор составляет 40–60% предрасположенности к зависимости. Несколько исследований объяснили, что стресс в до- и перинатальный период беременности и в раннем возрасте ребенка (до 6 мес.) также предрасполагает к зависимости, потому что это время высокой пластичности и уязвимости мозга.
Это приводит к анатомически увеличенным надпочечникам, которые вырабатывают гормон кортизол. На его высокий уровень миндалина реагирует возбуждением, которое мы субъективно ощущаем как тревогу. Чтобы подавить беспокойство, мозг активирует кортикальные структуры (префронтальную кору. — «РБК Тренды»), и они тратят свой ресурс, чтобы снизить активность миндалины. Но функции кортикальных структур отвечают еще и за аналитические способности, поэтому наши когнитивные возможности резко снижаются во время стресса.
Один сотрудник может сидеть четыре часа и сводить «дебет с кредитом», а второй через 15 минут захочет выбросить ноутбук в окно. Это связано с тем, что разные люди являются носителями разных нервных систем, которые неодинаково реагируют на один и тот же раздражитель. Второму сотруднику, чтобы больше 15 минут работать, приходится менять свое состояние модификатором настроения — теми же кофе или сигаретами.
Почему попытки ограничить употребление не работают
Если опираться на теорию Дюркгейма, то когда общество начинает что-то запрещать, это приводит к сакрализации действия, которое запрещают.
Например, у меня лечится пациент, который увлечен брейк-дансом, и для него сакральным действием является курение марихуаны. Он был убежден, что невозможно быть частью сообщества этого танца и не курить траву.
Наше сознание строится вокруг идентификации себя с сообществом, а для того, чтобы осознать себя личностью, нужно понять, в чем твои отличия от других. И для этого человечество научилось использовать сакральные практики.
Почему тяжелые наркотики запрещены, а легальные остались
Советская наркология фактически была токсикологией. Считалось, что если индивид химически трезв, он здоров. Если человек в пятницу начинает пить, а в понедельник перестает, но приходит на работу и может выполнять свои обязанности, то он не зависим от алкоголя, так как был функционален с социальной точки зрения.
Сейчас в наркологии алкоголизм диагностируют в тот момент, когда человек становится зависим от вещества, и целью и смыслом его жизни становится употребление. Даже если он пять дней в неделю терпит в ожидании выходных, а употребляет всего два дня.
Я думаю, что наркотики запрещают не по принципу тяжести, ведь легальный сейчас алкоголь является очень тяжелым наркотиком. Нейрофармаколог Дэвид Натт, доктор медицины, из Имперского колледжа Лондона, доказал, что алкоголь вреднее, чем крэк и героин.
Запрещают вещества, которые делают человека нефункциональным в социальном плане. Когда человек употребляет: героин, метамфетамин, кокаин и так далее, то он перестает быть функциональным в социальном смысле этого слова.
Наркотики меняют способ работы коммуникационных центров в мозге и в итоге появляются последствия. У употребляющего разрушаются социальные связи и исчезают друзья. Изменяются: базальные ганглии (играют важную роль в положительных формах мотивации), расширенное миндалевидное тело (играет роль в стрессовых ощущениях), префронтальная кора (обеспечивает способность думать, планировать).
Из-за наркотиков растет динамика роста преступлений, исследование доказало, что те, кто зависим от героина и других опиатов, вовлечены в преступную деятельность. А в Норвегии 37,8% судимостей по всей стране совершены зависимыми от наркотиков.
От этого общество несет издержки:
- растет уровень преступности,
- увеличивается уровень нагрузки на систему здравоохранения и социального обеспечения,
- уменьшается количество трудоспособного населения.
Поскольку обществу «не нравится» сталкиваться с такими проблемами, оно вводит ограничение на наркотики. Но если бы сейчас появились психотропные вещества, которые модифицировали бы настроение, сделали людей более счастливыми, но при этом они не сказывались бы на их социальности и функциональности, то я уверен, что они бы быстро приобрели популярность. Например, современные дети зависимы от телефонов или планшетов, но никто их не запрещает, потому что их использование, очевидно, не влияет на функциональность семей.
Современная ситуация
С точки зрения антропологии все зависимости являются инструментами нормализации поведения в глазах окружающих. В России, как и во многих странах, курение и алкоголь — «инструмент», который до сих пор считается социально приемлемым способом снизить стресс. В рабочем процессе иногда официально регламентированы перекуры и кофе-брейки, то есть легальные перерывы для употребления модификаторов настроения.
Пример: менеджер работает на нервной работе, и его зарплата полностью зависит от продаж. Чтобы выполнять план и выплачивать кредит, ему нужно совершать 250 звонков в день. Такая нагрузка превышает адаптационные возможности его психики. И он уходит в запой на все выходные, чтобы хоть как-то снизить эффект перевозбуждения нервной системы. Такое поведение, конечно, не является социально одобряемым, но в то же время, по данным проекта «Трезвая Россия» за 2020 год, алкоголь употребляют более 85% трудоспособных россиян.
Для чего от этого отказываться
Употребление психоактивных веществ всегда было попыткой нормализации поведения особи относительно группы. Но в современном мире изменились представления о ценности жизни. Если еще недавно (по меркам эволюции) в 1841-м люди доживали до 40 лет, а 20 лет назад могли курить в самолетах и поездах, потому что цель успокоиться и нормализовать свое поведение была важнее, чем дольше жить. Сейчас это неприемлемо, так как цивилизация изобретает более точечные инструменты, чтобы снимать напряжение и быть принятым в обществе: от популярных приложений для медитации и спортивных занятий до антидепрессантов и регулярной психотерапии.