Что такое неоколониализм
Термин «неоколониализм» или «постколониализм» получил широкое распространение в процессе деколонизации Африки — первый президент Ганы и философ Кваме Нкрума в 1965 году опубликовал труд «Неоколониализм как последняя стадия империализма», где объяснял, как бывшие метрополии продолжают эксплуатировать страны, недавно получившие независимость, и критиковал это явление.
Нкрума писал: «Результатом неоколониализма становится то, что иностранный капитал используется для эксплуатации, а не процветания менее развитых частей света. Инвестиции при неоколониализме увеличивают, а не уменьшают пропасть между богатыми и бедными странами мира. Борьба против неоколониализма выражается не в исключении капитала развитых стран из экономик менее развитых. Она стремится не допускать, чтобы финансовая сила развитых стран была использована для того, чтобы подрывать экономики менее развитых государств».
Таким образом, неоколониализм — это продолжение эксплуатации бывших колоний странами-метрополиями, основанное на экономическом неравенстве. При неоколониализме точно так же, как при колониализме, осуществляется культурная и языковая экспансия, между бывшими колонией и метрополией выстраивается неравноправное экономические взаимодействие и неравноправные военно-политические отношения.
Яркий пример такого взаимодействия — так называемые «банановые республики», страны, чья экономика построена на экспорте ограниченного сельскохозяйственного ресурса в развитые страны, часто монополизированном конкретной корпорацией. Такое название явление получило из-за громкой истории переворота в Гватемале — бывшей колонии Испании, — по сути организованного американской компанией United Fruit Company. Компания стала прототипом «банановой корпорации» из романа Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества». Этот пример демонстрирует непростую природу неоколониализма — так, неоколониальные отношения могут сложиться между странами, даже если они не были в прошлом колонией и метрополией.
С чего все началось
Колониализм — это система господства ряда развитых стран над остальным миром, существовавшая в XVI—XX веках. Развитые страны завоевывали более маленькие государства с разными целями: упрощение торговых путей, эксплуатация природных ресурсов и монополизация торговли. Страны с большим экономическим и военным ресурсом становились метрополиями, а менее развитые — колониями.
Метрополии осуществляли культурную и языковую экспансию, колонии же были лишены политической и экономической независимости. Зачастую граждане метрополий пользовались большими привилегиями и имели больше прав на завоеванной территории, чем коренное население. К примеру, британские колонизаторы в Австралии распространили на континенте действия Великой хартии вольностей и Билля о правах 1689-го года, однако это не касалось коренных жителей Австралии, которых англичане покупали или похищали, а позже принуждали к работе на своих фермах.
Европейцы по-разному обращались с представителями колонизированных культур, однако в большинстве случаев колонизация вела к трагическим событиям. К примеру, результатом британской Ост-Индской кампании стали волны голода, прошедшие по Бенгалии в 1760–1790-х годах, жертвами первой из них стали около 10 млн бенгальцев.
Колониализм в своем первозданном виде сошел на нет после того, как закончилась Вторая мировая война. Общество обратилось к идеям гуманизма, был взят курс на демократизацию, а соответственно, и на деколонизацию.
Несколько стран получили независимость: в 1945-м Индонезия приобрела собственную государственность после трехлетней оккупации Японией, а два года спустя Индия избавилась от английского господства и получила независимость благодаря тактике «ненасильственной борьбы за независимость», которую продвигал Махатма Ганди — индийский политический деятель, ставший символом ненасильственного сопротивления.
1960 год в истории часто называют «годом Африки», именно тогда на континенте появилось наибольшее число суверенных государств: 17 стран получили независимость от метрополий — в основном они были колонизированы Францией — среди них была Демократическая Республика Конго, Сомали, Габон и многие другие.
В том же году Генеральная ассамблея ООН приняла декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам, в ней подтверждалось право всех народов на самоопределение и провозглашалась необходимость скорейшего и искоренения колониализма.
Постколониализм в России и СССР
Колониальную политику вела и Российская империя: в конце XVI века произошло завоевание Сибири, в XVIII веке Грузия была превращена в губернию Российской Империи, также Россия вела войны на территории Кавказа, результатом которых стала вынужденная присяга местных властей императору. Большая часть завоеванных Российской империей территорий получили независимость только в процессе распада СССР в конце 1990-х годов, а некоторые из них ныне остаются субъектами Российской Федерации.
Российская империя, а позже Советский союз проявляли те же признаки колониальной политики, что Великобритания и Испания: осуществляли культурную и языковую экспансию, а также пресекали любые проявления национальной идентичности. Во времена «большого террора» государство проводило «репрессии по национальным линиям» — серию массовых репрессивных кампаний против лиц иностранных для СССР национальностей, например, поляков или немцев.
В большинстве официальных исторических источников, охватывающих формирование границ Российской империи встречаются термины «освоение» и «добровольное присоединение». Однако некоторые специалисты подвергают критике данные термины, к примеру, бурятский историк Владимир Хамутаев в своем труде «Присоединение Бурятии к России: история, право, политика» рассказывает о возведении, осаде и сожжении острогов в период российской экспансии на восток, что противоречит идее «добровольного» присоединения народов Сибири к Российской империи.
Историки по-разному трактуют политику Советского союза — некоторые называют советский колониализм «размытым», так как он объединял в себе как прямые признаки колониальности, так и формальное равенство и «дружбу народов». Однако, к примеру, вхождение прибалтийский государств — Эстонии, Латвии и Литвы — в состав СССР до сих пор называется некоторыми историками оккупацией.
При послевоенном сталинизме продолжались репрессии по отношению к народам республик. Производились чистки закавказских республик от «неблагонадежных элементов», к примеру в 1949-1950-х годах с территории закавказских республик выселялись бывшие члены партии «Дашнакцуцюн» — одной из старейших политических армянских партий. На вечное поселение в Алтайский край попали более 15 тыс. человек; на территории Белоруссии и Западной Украины разыскивались бывшие участники повстанческих организаций, состоялась печально известная операция «Весна», в ходе которой с территории Литовской ССР были депортированы более 40 тыс. литовцев, а также жителей страны белорусского и польского происхождения.
На постсоветском пространстве
После распада СССР в странах постсоветского пространства начались процессы, связанные с наследием советского колониализма. В 1986-м в Алма-Ате прошли массовые протесты, в ходе которых звучали лозунги о самоопределении и выборе национального лидера, однако протест был жестко подавлен. В 1987-м жители Нагорно-Карабахской автономной области направили в Москву петицию, подписанную более чем десятком тысяч граждан, с просьбой присоединить НКАО к Армянской ССР, что привело к массовым погромам на этнической почве и послужило стартом Карабахского конфликта. В 1989-м обострились межнациональные отношения в Грузинской ССР, что перетекло в длящийся Югоосетинский конфликт. В тот же период началась гражданская война в Таджикистане и разгорелся Приднестровский конфликт.
Многие из этих конфликтов не утихают до сих пор и являются прямым результатом небрежного отношения метрополии к национальной и культурной идентичности народов маленьких стран, а также к распределению территорий, что в свою очередь ведет к националистическим настроениям и межнациональным конфликтам внутри бывших колоний.
Последствия неоколониализма
Неоколониализм несет последствия для всего мира: более развитые страны продолжают распространять свое влияние в политических и экономических сферах, используя постколониальные методы: к примеру, одним из условий независимости Филиппин стали военные базы США на территории островов, а северная часть острова Кипр оккупирована Турцией с 1974 года.
В неоколониальном подходе также обвиняют некоторые общественные организации, распространяющие культуру и ценности бывших метрополий.
К основным последствиям постколониализма для общества относят этноцид — стирание национальной или этнической идентичности народов. Он приводит к тому, что из обихода вытесняется национальный язык, а традиции вестернизируются, таким образом стираются исторический контекст и локальная культура. Западная система ценностей часто отождествляется с личной свободой, рационализмом и демократией, хотя опыт азиатских стран, таких как Япония, Сингапур и Гонконг показывает — индивидуализм и модернизация достижимы и без тотальной вестернизации.
Некоторые эксперты говорят о колониальной природе европоцентризма и самой идеи европейского универсализма. Социолог и политолог Сэмюэль Хантингтон — автор знаменитой концепции о столкновении цивилизаций — в своей статье «Запад: уникальный, но не универсальный» пишет: «Многие на Западе считают, что мир движется к единой глобальной культуре — западной. Это убеждение высокомерно, ложно и опасно. Западные потребительские товары не являются распространением западной культуры. Кока-кола делает россиянина не более западным, чем поедание суши гражданином США — японцем. По мере модернизации стран вестернизация может проявляться поверхностно, но не в важнейших аспектах культуры — языке, религии, ценностях».
Деколониальность и поиск идентичности
Деколониальность — это теоретический термин в политологии и социологии. Не стоит путать деколониальность и деколонизацию: второе — это система мер постепенного освобождения от колониального наследия, тогда как первое — скорее форма мышления, которая ставит под сомнение идею универсальной модерности, а также спорит с пониманием «традиции» как архаической догмы.
В мире существует ряд организаций, занимающихся популяризацией языков и культуры колонизированных народов.
Все больше писателей и исследователей, происходящих из стран, переживших колонизацию, выбирают основной темой своего письма осмысление и работу с «колониальной раной».
«Колониальная рана» — термин Глории Анзальдуа, американской писательницы мексиканского происхождения, сформулированный на основе ее собственного опыта жизни на границе между США и Мексикой, где «первый и третий мир трутся друг о друга» и в результате возникает рана, которая «постоянно кровоточит».
Деколониальное письмо также присутствует в русскоязычном литературном пространстве — к примеру, в сборнике фестиваля «Деколониальность: настоящее и будущее» авторы рассказывают об опыте человека не титульной нации в России, а в книге «Деколониальность бытия, знания и ощущения» исследовательница Мадина Тлостанова рассказывает о неоколониализме в постсоветской идентичности.