Педиатр Федор Катасонов — о диагнозах-пустышках, вакцинах и рационе детей

Фото: Individuum
Фото: Individuum
К началу нового учебного года РБК Тренды поговорили с педиатром Федором Катасоновым и задали ему самые актуальные родительские вопросы

Федор Катасонов, педиатр, автор книги «Федиатрия. Что делать, если у вас ребенок»

1. Достаточно хорошие родители с точки зрения врача — какие они?

«Хорошие родители — это, в первую очередь, родители любящие».

Любящие безусловно, принимающие безусловно. Безусловность — это очень важно. Если любить образ ребенка, то столкновение с реальным ребенком может сильно расстраивать, а это, в свою очередь, повлияет на его самоощущение и поведение.

Требуя осознанно или неосознанно какого-то соответствия этому образу, можно вырастить нарцисса. Поэтому важно любить ребенка настоящего, а для этого надо его узнать: проводить с ним много времени в качественном телесном и словесном общении. Удивительно, но любовь — это тоже навык. Чем больше мы вкладываемся в отношения с ребенком (не в его навыки и знания, а в связь с ним), тем больше мы с ним друг к другу привязаны. А надежная привязанность — уже почва для здоровой психики, самостоятельности, развития навыков и приобретения знаний.

2. А хороший врач — как его вычислить, на что обращать внимание на приеме?

У каждого свое представление о хорошем враче. В целом, это комбинация современных знаний и способности помогать. После беседы с врачом родителю должно стать легче — или понятнее, если слово «легче» неуместно. Но одного психотерапевтического эффекта недостаточно, иначе мы звали бы хорошими врачами гомеопатов. Поэтому важно понимать, что врач придерживается актуальных знаний и может обосновать любое свое назначение со ссылками на доказательную базу.

Фото:Антон Новодережкин / ТАСС
Социальная экономика Эффективность гомеопатии: мифы и магия маркетинга

3. Какие еще в отечественной педиатрии есть диагнозы-пустышки вроде вегетососудистой дистонии, надпочечниковой усталости? Что делать родителям, которые с ними сталкиваются?

Таких диагнозов много, а некоторые из них реально существуют, но означают совсем не то, что происходит с ребенком. В любом случае совет один — искать грамотных врачей. Ну и читать литературу для родителей — кроме «Федиатрии» есть книги Бутрия, Шияна, Жоголевой и других современных авторов.

4. Отечественные вакцины — стоит ли их опасаться?

Любые вакцины, допущенные к массовой вакцинации, лучше отсутствия прививок. Мы привычно должны попробовать найти для своих детей импортные вакцины, но если их нет, отечественные со своей работой справятся достаточно хорошо.

Фото:Петр Ковалев / ТАСС
Экономика инноваций Чем различаются вакцины от коронавируса — в шести карточках

5. Поколение детей пандемии — чем они отличаются от других? Нужен ли им особый подход со стороны родителей и детей? На что имеет смысл обратить в их физическом и психическом развитии?

Не нужно никаких особых подходов. Отсылаю вас к первому вопросу: все, что нужно со стороны родителей — любить. И регулярно водить к хорошему педиатру. Он (или она) разберется.

6. Как вообще отразилась пандемия на детском здравоохранении?

Скверно, но сложно сказать, настолько ли скверно, как на взрослом. В целом, гиподинамия в связи с изоляцией, тревожность, отсутствие контакта с сезонными вирусами, само действие коронавируса — все это привело к разным проблемам, но все это можно наверстать — и это уже происходит.

7. С какого возраста вы посоветуете приучать ребенка следить за своим здоровьем? Как это сделать, не развивая в нем невроз? А в каком возрасте можно делегировать это почти полностью?

Следить за здоровьем — спорный термин для ребенка. В детском возрасте почти нет оправданных чекапов или скринингов. Я последовательный противник излишней медикализации детства.

«Детям по мере роста полезно все более и более подробно рассказывать о строении их тела».

Но тут проблема в том, что и взрослые у нас в среднем очень малограмотные на эту тему. Получается, просвещаться надо вместе. Кроме того, детей надо обучать гигиене, тут ничего объяснять не надо. Ну и детям постарше обязательно проводить секспросвет и обучать оказанию первой помощи.

8. А когда рассказать об интимном здоровье и вообще начинать секспросвет? Что и как говорить?

«С разным разрешением (то есть от более общих вопросов к мелким деталям) это стоит делать лет с шести».

Но здесь также важно отвечать на запрос. Если запроса нет совсем, детей трудно увлечь этой темой. Чтобы не напортачить самостоятельно, я рекомендую использовать книги для совместного чтения. Например, серию книг Роби Харрис и Майкла Эмберли, переведенных на русский язык.

9. Как рассказать ребенку о его состоянии и о том, почему нужно проводить те или иные манипуляции? Как себя вести, чтобы не травмировать его и не запугать, особенно если речь идет о серьезном заболевании/операции?

Для ребенка может быть важнее не «почему», а «как». Тревожность снижается от предсказуемости, от предупрежденности. Ну и не надо самим трястись и осознанно или неосознанно запугивать. Родитель для ребенка должен быть опорой.

10. Как заботиться о здоровье подростка, но при этом не нарушать его личные границы? Что должен знать родитель, а что ребенок и его врач имеют право не сообщать?

Чтобы не нарушать личные границы, которые у всех разные, с ребенком надо не терять контакт. Простой разговор, установленные доверительные отношения — это практически гарантия, что вы не нарушите этих границ, а если нарушите, то у ребенка будет свобода об этом заявить и границы отстоять.

11. С самого рождения родители переживают, что ребенок недостаточно ест, а потом еще и ест мало полезного. Как не довести ребенка до расстройства пищевого поведения и при этом привить ему здоровые пищевые привычки?

С детства формировать здоровые привычки — через уклад семьи. Держать дома полезные ингредиенты и не держать джанкфуд.

«Ну и очень полезный совет Димы Зицера с кормежкой тоже работает: «Отстаньте от детей».

12. Как подготовиться к сезону гриппа и простуд в текущих условиях? Проблемы с препаратами, вакцинами — ощущаются ли они?

Подготовка к сезону простуд — это хорошо проведенное лето: солнце, воздух и вода. Никаких других способов подготовить ребенка нет. А в начале учебного года важно следить за уровнем стресса. Если появляются симптомы вроде головных болей, болей в животе перед школой (но не по выходным), ухудшения или появления тиков, заикания или энуреза, ухудшение поведения, важно организовать встречу ребенка с детским психологом.

Ну, а к гриппу готовиться надо с помощью прививки. Малышам до трех лет она делается дважды, лучше в сентябре и октябре, а старшим однократно, оптимально в октябре.

Обновлено 05.09.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть