Не в деньгах счастье
Исследования показывают, что после определенного уровня дохода деньги перестают приносить людям дополнительное счастье. Например, в США ученые выявили связь между доходом домохозяйства и уровнем радости среди членов семьи, и она ослабевает, когда первый показатель достигает $75 тыс. Другие исследователи заключили договор с неназванными инвестиционными организациями и с их помощью опросили 4 тыс. американских миллионеров. В итоге сформулировали три главных вывода:
- миллионеры счастливы умеренно, на 8 из 10: так отвечали люди с состояниями от $1 млн до $10 млн;
- мультимиллионеры (состояние выше $10 млн) счастливее обычных миллионеров;
- более счастливы те, кто заработал свои миллионы сам.
Маниакальная страсть к деньгам
Несмотря на умеренные оценки богатых американцев, некоторые буквально влюбляются в деньги. Иногда стремление к ним становится настолько сильным, что люди могут отказываться от деятельности, которая действительно повышает уровень счастья: от поездок в отпуск, волонтерской помощи, времени с друзьями и семьей и тому подобного.
Одним из таких людей был бывший трейдер Сэм Полк. Сейчас он называет себя «вылечившимся денежным наркоманом». В статье для издания The New York Times он рассказывал: «Я думал о своем бонусе каждый день. Ежесуточно в течение года я думал: «Сколько он составит? Кому заплатят больше, чем мне?» Я хотел больше денег точно по той же причине, по которой алкоголику нужна еще одна рюмка».
Неопределенность вызывает интерес
Денежные стимулы можно встретить в разных профессиях. Продавцы получают комиссионные, спортсмены — бонусы на основании своих результатов, а руководители — акции компаний, в которых они работают. По данным исследований, в которых сотрудников корпораций спрашивали, могут ли они провести больше времени на работе ради дополнительных бонусов, такой вид поощрения может стать основным источником нездоровой одержимости деньгами.
Дело в том, что он содержит неясность: человек просто не знает, сколько заработает по итогам месяца или года. Неопределенность заставляет людей зацикливаться на вознаграждении. Мечты о нем связываются с удовольствием, которое приносят деньги — покупкой модной одежды, украшений и электронных гаджетов. По данным обзорного исследования, такое ожидание подстегивает желание заработать как можно больше, активизируя ответственные за вознаграждение участки мозга.
Исследование продавцов автомобилей
Исследовательница Джулия Хур из Университета Нью-Йорка приводит такой пример зацикленности на деньгах. Представьте, что вы работаете продавцом в автосалоне. Вы получаете комиссию каждый раз, когда совершаете продажу. В этой системе вознаграждение тесно связано с вашими повседневными решениями на работе, поэтому вам трудно перестать думать о деньгах. Пока вы разговариваете с клиентами, показываете им автомобили и перебираете варианты, вы подсчитываете, сколько вам может принести каждое действие. Так как вы не можете перестать думать о деньгах, то хотите их все больше.
Для проверки этой идеи в одном из исследований Джулия Хур и ее коллеги отобрали продавцов автомобилей. Половина из них работала в дилерских центрах с поощрительными выплатами. Они получали маленькую базовую зарплату и крупный процент от продаж. Другая половина работала в местах с фиксированной зарплатой без комиссии. Оказалось, что работники в дилерских центрах первого типа уделяли больше внимания денежному вознаграждению на работе и обладали более сильным стремлением к деньгам по сравнению с представителями дилерских центров второго типа. Хотя не до конца понятно, в чем тут причина, а в чем следствие. Дело в том, что в центры первого типа изначально чаще устраивались люди, которыми двигало желание заработать как можно больше.
Побочный эффект зацикленности на деньгах
Автор исследования Джулия Хур отмечает, что этот вывод важен не сам по себе, а из-за побочного эффекта, который имеет такая одержимость деньгами. Дело в том, что она распространяется не только на работу, но и на другие сферы жизни — и заметно меняет поведение людей. Они зацикливаются на работе, делают меньше пожертвований и неохотно участвуют в общественных инициативах. Другие научные работы показали: когда люди сильно стремятся к заработку, они склонны жертвовать ради него временем на саморазвитие, отдыхом и интимными отношениями. Все это в долгосрочном периоде может сильно снизить качество жизни.