Как определить готовность ребенка
Первый вопрос, который волнует родителей: в каком возрасте ребенок готов к первому походу в школу. Эксперт Центра детской психологии «Август» Софья Анискина считает, что однозначного ответа нет: психологическая готовность ребенка не включает в себя умение читать, писать и считать — в ней оцениваются мотивация, а также эмоциональная и социальная готовность.
Чтобы понять, готов ребенок к поступлению или нет, можно попробовать ответить на следующие вопросы:
- хочет ли ребенок в школу, понимает ли он, что там происходит, чем школа отличается от сада;
- как ребенок вступает в коммуникацию с детьми и взрослыми;
- насколько он усидчив, сколько времени может заниматься одним видом деятельности;
- насколько развиты его высшие психические функции: внимание, память, речь.
Психологическая подготовка
Обычно описанную выше диагностику проводит школьный психолог, на данный момент собеседование с психологом проходит перед приемом в большинство российских школ. Психолог проверяет, знает ли ребенок свое имя, возраст, может ли назвать адрес проживания и рассказать о родителях. К такому собеседованию можно подготовиться заранее.
Также родители могут сделать выводы о готовности самостоятельно, наблюдая за своим ребенком, здесь важно отмечать:
- играет ли ребенок в игры с правилами, соблюдает ли их, может ли присоединиться к игре сверстников, следуя ранее установленным правилам;
- как он вступает в коммуникацию со взрослыми, с родителями, с друзьями, бабушками и дедушками, готов ли считаться с их мнением или настаивает на своем;
- как он решает возникающие конфликты и непонимания, когда надо следовать воле другого человека.
Игровая подготовка
Школа радикально отличается от детского сада с точки зрения требований к детям: новоиспеченному ученику придется проявлять больше усидчивости и дисциплинированности. Столь резкая перемена может оказаться некомфортной для ребенка, но начать подготовку можно заранее. Поскольку ведущая деятельность дошкольника — игровая, эффективное обучение новым навыкам может быть построено именно на игре.
Существует множество развивающих игр, которые могут показаться ребенку интересными и одновременно тренировать усидчивость, концентрацию внимания и память. К примеру, знакомые нам в детства упражнения на обобщение групп предметов или выделение отличающихся. Многие из этих задачек можно пройти с ребенком онлайн.
Софья Анискина предлагает также поговорить с самим ребенком о его представлениях о школе и учебе.
Софья Анискина, детский психолог, психотерапевт:
«Родители могут играть со своими детьми в разные игры, в которых нужно соблюдать четкие правила, тем самым формируя у детей ощущение ответственности и самостоятельности.
Можно читать сказки и рассказы, а затем задавать вопросы и обсуждать то, что только что прочитали. Это поможет ребенку учиться анализировать прочитанное, выстраивая логические цепочки.
Можно поговорить о том, какие фантазии про школу есть у ребенка или ответить на вопросы, которые его больше всего волнуют. Во время таких бесед можно понять, что тревожит дошкольника, какие у него представления о школе, как он понимает образ ученика и как видит себя в данной роли».
Правила поведения
Полезно будет заранее проговорить с ребенком основные правила поведения в школе: как обращаться к учительнице, как вести себя на перемене или на уроке. Также не лишним будет рассказать ребенку о том, что в школе у него есть не только обязанности, но и права, которые должны уважать преподаватели — это поможет ребенку чувствовать себя защищенным.
Также Софья Анискина предлагает — при наличии такой возможности и согласия администрации — самостоятельно привести ребенка в школу до начала занятий. Можно показать и рассказать будущему ученику, что такое класс и как там все устроено, провести его в раздевалку, столовую и туалет, познакомиться с учителем. Это поможет дошкольнику справиться с волнением, которое у него может быть в первые дни посещения школы.
Общение в школе
Коммуникация в группе — один из важных навыков для ребенка, которому скоро предстоит пойти в первый класс. Особенно сложным процесс налаживания общения может оказаться для детей, которые не посещали детский сад или подготовительные классы в школе.
Психолог отмечает: если ребенок не посещает детский сад, он может получить опыт общения в малых группах на различных занятиях, на детских площадках и даже на праздниках, где собираются ровесники. Посещение занятий по подготовке к школе также может быть полезным не только с точки зрения формирования важных навыков, которые пригодятся на уроках — такие занятия готовят ребенка к новому этапу, когда он из дошкольника становится учеником и меняет круг общения.
По словам Софьи Анискиной, очень полезно, когда такие занятия проходят в стенах школы — это облегчает процесс адаптации в начале учебного года. Ребенок приходит в уже знакомое ему пространство класса и может уже знать некоторых одноклассников и учителя.
Угроза буллинга
Есть распространенный миф о том, что буллинг характерен для подростков, а младшие школьники с ним не сталкиваются. Однако случаи буллинга нередко встречаются и среди младшеклассников и даже в детском саду.
Софья Анискина:
«К сожалению, буллинг может встречаться у детей разного возраста, в том числе и в начальной школе.
Зачастую к буллингу приводит такое ошибочное представление, что ребенок может почувствовать уверенность и силу только за счет агрессии и принижения другого. Если в школе есть буллинг, то страдает не только жертва, но и все участники: ученики, вовлеченные в ситуацию, включая агрессора и свидетелей.
Если вы заподозрили травлю, то эта ситуация требует повышенного внимания и незамедлительной реакции. Решать данную проблему надо комплексно: совместно с учителем, родителями, детьми и администрацией школы. Ответственность за буллинг в школе должен взять на себя учитель, потому что именно под его контролем находится класс.
Одна из важных рекомендаций при выборе школы — это выбор учителя. Он задает цели, направляет детей, и именно он может помочь в решении данной ситуации. Родителей должно интересовать, как учитель коммуницирует с детьми, как устраняет детские конфликты, не провоцирует ли их, не ведет ли себя агрессивно и нетактично. Именно это может быть профилактикой возникновения буллинга в начальных классах школы, а также в целом будет формировать здоровую, дружелюбную и сплоченную атмосферу в детском коллективе».
Нужно помнить, что жертва никогда не виновата в буллинге, и если ребенок рассказывает о том, что его травят, в первую очередь следует поблагодарить его за доверие и искренность, а уже после этого выяснять подробности и начинать работу по решению проблемы. Ни в коем случае не стоит искать причину в поведении ребенка: к травле может приводит что угодно, а попытка устранить «повод» только ухудшает самочувствие жертвы и является виктимблеймингом. Над проблемой буллинга можно работать только комплексно, задействуя всех участников группы, в которой он происходит.
Возвращение в школу после каникул
Многим детям бывает сложно перестроиться на учебную жизнь, даже если они идут не в первый класс — возвращение в школу после летних каникул может вызывать у ребенка тревогу и стресс. Есть аспекты, о которых можно позаботиться заранее, чтобы учебный год начался легче и спокойнее.
Стоит проверить, все ли готово к школе и не откладывать необходимые покупки на последние числа августа — с младшеклассниками можно «потренироваться» собирать портфель. Также полезно будет примерно за неделю до старта занятий перестроить график сна и бодрствования, если он сбился за лето. По возможности постарайтесь выяснить расписание первых дней нового учебного года и рассказать о нем ребенку, а также поговорить с ним об ожиданиях или тревогах, связанных с предстоящими школьными буднями.