Об авторе: Егор Егерев, основатель билетной платформы Ticketscloud.
Из-за пандемии ивент-индустрия оказалась на грани выживания — мероприятия массово отменялись или переносились на год вперед, организаторы оставались без выручки. В 2021 году сектор постепенно начал восстанавливаться, однако в 2022 году он столкнулся с новыми вызовами. За последние четыре месяца в России отменились сотни зрелищных мероприятий. В страну не приедут американские рок-группы The Killers, Green Day и Imagine Dragons, а также британская команда Franz Ferdinand.
Второй год подряд переносится один из крупнейших российских фестивалей Park Live: от выступлений отказались The Killers, Placebo, Slipknot, Sum 41, My Chemical Romance, Игги Поп. Все концерты в России отменила латвийская группа BrainStorm. Не состоится фестиваль «Боль», на котором должен был выступать в том числе австралийский музыкант Ник Кейв. Это — далеко не полный список.
Ситуация с российскими исполнителями не менее сложная: одни отменяют концерты самостоятельно из-за тяжелой обстановки, другие сталкиваются с давлением. О прекращении концертной деятельности на неопределенное время заявила группа «Мумий Тролль». Перенесены концерты Оксимирона и Монеточки. «Би-2» отменила летний тур по России (до этого у группы отменилось несколько выступлений). Не состоятся концерты Манижи, а также ее выступление на фестивале «Стереолето». Большой концерт «ДДТ» в Москве переносится на год.
Похожие события происходят и в сфере классической музыки: в Московской филармонии отменили назначенные на весну концерты дирижеров Филиппа Херревеге, Семена Бычкова, Кристофа Эшенбаха и других артистов. Индустрия терпит убытки в сотни миллионов рублей. Тем не менее, если в ковидное время концерты, фестивали и вечеринки в принципе не проводились из-за запрета на массовые мероприятия, то сейчас ситуация для организаторов все же лучше — многие исполнители продолжают гастролировать по стране и собирать аудиторию.
Как кризис влияет на игроков рынка и чего ждать в будущем
Возвраты билетов
Из-за отмененных мероприятий, неопределенности и паники организаторы, билетные операторы и платформы столкнулись с волной возвратов. В первый месяц весны пользователи особенно активно просили вернуть деньги за билеты. В Ticketcloud нагрузка на колл-центр выросла до 470%, то есть почти в пять раз по сравнению с тем количеством обращений, которые в обычное время может обработать отдел. С 24 февраля по 25 марта нам прислали более 31 тыс. заявок на возврат билетов, и это около 20% от месячных продаж. В общей сложности за месяц отменилось 365 мероприятий, 470 — перенеслись.
Все это отразилось на нашей выручке: она упала в два раза 24 февраля и сохранялась примерно на том же уровне в течение полутора месяцев. Не потерять больше помогла в том числе отмена QR-кодов. Ивент-индустрия ждала этого события очень долго, и в нормальное время за ним последовал бы сильный рост. В новых реалиях игроки рынка все равно терпят убытки.
При этом в нише концертов, фестивалей и вечеринок аудитория в среднем довольно молодая. Представители этого поколения меньше погружены в геополитические и экономические вопросы. Пока они не до конца почувствовали на себе влияние кризиса, а посещение ивентов дает им возможность получить позитивные эмоции в сложный период. Это сдерживает негативное влияние на бизнес в краткосрочной перспективе.
Банкротства организаторов
Индустрия, скорее всего, столкнется с банкротствами. Сколько компаний-организаторов мероприятий не выдержат кризиса, сейчас сказать сложно. Однако еще с 2020 года многие мероприятия переносились на год или два из-за ковидных ограничений. Изменения в правилах возврата билетов тогда позволили участникам рынка удержаться на плаву. Но сейчас ситуация поменялась: мероприятия отменяются окончательно, а это значит, что организаторы уже не смогут оказать услугу и вынуждены будут вернуть стоимость билетов. У некоторых не будет возможности это сделать.
Особенно тяжело концертным агентствам, у которых на иностранных исполнителей приходилось 60–80% выручки. Дополнительная проблема — невозможность вернуть предоплату зарубежным артистам. Выступления западных звезд организаторы часто оплачивают заранее, а из-за санкций против российских банков провести платежи обратно в пользу российских юридических лиц сейчас очень сложно.
Меньше артистов
Другим последствием кризиса станет уменьшение числа артистов: из-за геополитической ситуации иностранные исполнители отказываются выступать в России. Те же, кто готов выступать, не смотря ни на что, сталкиваются со сложностями в логистике из-за ограничений в воздушном пространстве.
Также из-за эмиграции некоторых исполнителей непонятно, кто из российских звезд продолжит давать концерты. Может усложниться процесс согласования фестивалей, где задействовано много артистов. Недавно в Набережных Челнах был сначала отменен, а потом перенесен рок-фестиваль памяти Виктора Цоя (организаторы сообщили, что все же смогли договориться с руководством города).
Рост стоимости мероприятий
В ближайшем будущем изменится стоимость билетов, аренды оборудования, помещений для выступлений, гонорары артистов. Пока цены поддерживают на старом уровне, но индексация произойдет быстро, как это всегда бывает в период кризисов в ивент-индустрии. Дороже станет даже записывать треки или подкасты на дому. Это неизбежно из-за высокой инфляции: данные июньского макроэкономического опроса ЦБ показывают, что она составит 15% к концу года.
Новые способы продвижения исполнителей
Из-за ухода некоторых иностранных компаний незначительно, но все же изменятся способы продвижения музыкантов. Исполнители как правило получали деньги как с концертной деятельности, так и со стриминговых сервисов. В последние годы стриминг стал приносить все больше выручки и в перспективе, возможно, стал бы самодостаточным источником дохода для российских исполнителей.
В прошлом году Spotify запустил сайт Loud & Clear, который рассказывает об экономике стриминг-сервиса. По его данным, в 2021 году сервис выплатил исполнителям больше всех конкурентов — $7 млрд. Более тысячи артистов получили за год от $1 млн, еще 52,6 тыс. исполнителей — от $10 тыс. Более трети из второй категории проживают вне топ–10 музыкальных рынков (США, Великобритания, Канада и так далее), в том числе в России.
Конечно, зарабатывать музыканты могут и с помощью «Яндекс.Музыки», и в «ВК», однако им придется сложнее. С одной стороны, это означает, что исполнители продолжат давать концерты, с другой — может отразиться на их аудитории и возможности такие концерты организовывать.
Как государство может помочь индустрии
В острый период пандемии в июне 2020 года правительство выпустило постановление № 830, которое позволило организаторам не возвращать деньги за билеты на перенесенные мероприятия. Тогда это решение сильно упростило жизнь всем участникам рынка — и организаторам, и билетным операторам, и платформам.
Зрители в основном относились к происходящему с пониманием. Но в долгосрочной перспективе это приводит к негативному эффекту, так как покупатели перестают доверять бизнесу и откладывают покупку до последнего момента, чтобы не лишиться своих средств.
Вместо этого государство могло бы предложить адресную помощь организаторам и билетным компаниям или льготное кредитование, чтобы организаторы могли возвращать деньги за отмененные мероприятия, а не объявлять банкротство.
Хорошей поддержкой для ивент-индустрии станет включение в программу «Пушкинская карта» большего количества молодежных мероприятий: концертов популярных исполнителей, фестивалей. Сейчас государство в основном одобряет для бесплатного посещения те мероприятия, которые проводятся в государственных учреждениях, а ивенты от коммерческих организаций в этот список не попадают.