Антрополог Станислав Дробышевский — о возникновении и эволюции власти

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
«Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто дворянином был тогда?», — спрашивал священник Джон Болл. Вместе со Станиславом Дробышевским разбираемся, как в древнем обществе появилась и развивалась власть

Человек — социальное существо, во многом поэтому он и разумен. Разумность человека обусловлена общением с другими людьми, оно дает нам возможность увидеть, что мы все неодинаковы. Однако там, где присутствует неодинаковость людей, появляется иерархия.

Из иерархии, в свою очередь, и появляется власть. Возьмем, к примеру, первых людей: кто-то охотился, кто-то строил, кто-то хранил очаг. Чтобы это все работало слаженно, нужен тот, кто будет управлять или командовать — это и есть власть. Хорошо, если власть управляет не сама для себя, не преследует какие-то эгоистические цели, не забывает о нуждах коллектива.

Те общества, которые сумели найти равновесие в управлении между личными и коллективными выгодами, становятся самыми успешными. Например, они могут перенять что-то от соседей, не отказываются от новых профессий, обогащают свой язык и перенимают более успешные способы управления.

Станислав Дробышевский — о том, зачем древние люди придумали политику
(Видео: РБК)

Все как у зверей

Уже в древнейшие времена у людей сложилось общество, но управления особями как такового не было — разве что появлялся кто-то особенно активный, кто мог вести остальных за собой. Однако властью это назвать сложно, поскольку иерархическое разделение на альфа, бета, гамма и прочих особей есть и в звериных стаях. При этом звери сами по себе автономны, даже если живут в группах, просто быть в стае для них выгодно — меньше вероятность, что съедят хищники или что особь умрет от голода. Нахождение в коллективе действительно полезно, но иерархия может быть и очень жесткой и ограничивающей развитие, потому что для верхушки иерархии лучше, чтобы ничего не менялось.

Известны прецеденты среди павианов, когда вожаки специально вели стаю пастись на менее хорошую местность, потому что там «подчиненные» будут озабочены выживанием и не будут покушаться на место вожака.

В то же время для шимпанзе, например, свойственен человеческий, гоминидный вид власти. То есть она заменяема и определяется уже не врожденными свойствами — размером клыков или физической силой — а интеллектом. Так, в стае шимпанзе главной может стать особь с врожденными патологиями, старая или без какой-то части тела, но умеющая управлять группой. И наоборот, бывают особи, которые очень хотят стать вожаками, но им не хватает интеллекта. Еще случается, что кто-то не очень хочет становиться вожаком, но из-за своей коммуникабельности приобретает авторитет, даже если формально не возглавляет группу.

Интересный пример можно найти в лесах вдоль реки Конго, где обитают два вида шимпанзе — обыкновенные и карликовые, бонобо. Они живут в примерно одинаковых лесах, но обыкновенные на севере, а карликовые на юге. Обыкновенные шимпанзе более иерархичны и агрессивны. Они часто убивают друг друга, но используют орудия труда. В то же время карликовые шимпанзе более эгалитарные и добрые, но почти не пользуются орудиями труда.

Фото:Андрей Любимов / РБК
Социальная экономика 7 главных мифов об эволюции: разбор антрополога Станислава Дробышевского

Становление цивилизации

Можно выделить несколько ступеней развития общества. Первая, основная, — это когда есть стадо, но нет вожака, как у лемуров. Потом появляется большая общность, где есть какое-то управление, вожак, который может меняться — это уровень обезьян и, скорее всего, австралопитеков. Далее следует общность без четко выраженного вожака, но с главами семьи, где появляются договоры между группами и уже группа выступает как владетель территории — и это как раз люди.

С момента возникновения производящего хозяйства, когда коллективы расширяются и в них оказывается больше пятидесяти человек, определяющих свою общность по какому-либо признаку, происходит мощный рывок, появляется центральное управление. Потом, как правило, во всех цивилизациях централизация власти усиливается и постепенно становится чрезмерной, вплоть до абсолютизма.

Оказывается, что наиболее выигрышная система управления строится на распределении ролей, и сейчас во всех странах преобладает именно она.

Кто в доме хозяин

Патриархата и матриархата в чистом виде никогда не существовало, это сугубо философские концепции, возникшие в XIX веке из гипотетических представлений о жизни древних людей. Понятно, что любое человеческое общество состоит из мужчин и женщин, у которых разные биологические роли. Женщина сначала девять месяцев вынашивает ребенка и ограничена в перемещениях, а потом она еще кормит и носит на себе. А мужчина их поддерживает, обеспечивает необходимыми ресурсами. Считать, что кто-то из них главный, довольно бессмысленно, поскольку все равно целью всего этого является потомство, обеспечение умножения генов. Если все добытые ресурсы не идут в следующее поколение и в приумножение разнообразия и количества генов в нем, то эта популяция просто вымирает.

Фото:Екатерина Чеснокова / РИА Новости
Социальная экономика Что такое матриархат и есть ли он в современной России

В этом смысле всем управляют дети, поскольку всё происходит ради них. Экстремальные и матриархаты, и патриархаты оказываются проигрышными, потому что в них не остается возможности поддерживать потомство.

Наши дни

Наше современное политическое, социальное иерархическое устройство — это прямое следствие всех предыдущих состояний, начиная от пургаториуса через проконсулов, австралопитеков, питекантропов и вплоть до нас. Мы — это средоточие всех успехов наших предков. Современные системы несовершенны, но это самые совершенные системы из всех, которые до сих пор созданы. Они могут быть еще лучше, и, как эволюционировала система социального устройства питекантропов, так же будет развиваться и наша. Однако эта эволюция зависит от конкретных условий — то есть, если условия будут меняться, то и социальная система будет меняться, и не факт, что в лучшую сторону с точки зрения современных людей.

При этом для потомков это будет идеальная система, потому что она будет гарантировать их выживание. Если у них будет много ресурсов, много энергии, и много возможностей быть толерантными и спокойными, значит, они такими и будут.

Система возникает из необходимости и из предыдущих состояний, из традиций. И в зависимости от конкретных условий — доступности ресурсов, территории, культуры — развивается и меняется. Поэтому будут появляться разные системы, они будут конкурировать между собой.

Обновлено 16.06.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть