Как грусть и депрессия стали модными в онлайн-среде и что с этим делать

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
В последнее десятилетие в мире соседствуют два явления: ментальное здоровье молодых людей ухудшается, а параллельно в интернете психологические проблемы подвергаются гламуризации. Разбираемся в феномене

JOMO вместо FOMO

В последние годы эмоциональные расстройства стали модными в различных соцсетях. Американские комики высмеивают это, один из популярных скетчей посвящен новой идее: даже если вы публикуете фотографии, на которых выглядите милым и счастливым, они должны сопровождаться самоуничижительной подписью. Раньше интернет вызывал FOMO, а теперь — JOMO. Первая аббревиатура происходит от английского выражения fear of missing out — «страх упустить что-то». Иногда FOMO называют синдромом упущенной выгоды. Обычно люди испытывают FOMO тогда, когда думают, что упускают ценный опыт, возможности или ресурсы. Например, когда в социальных сетях вы видите красивые фотографии и думаете, что ваша жизнь намного хуже, либо когда вы смотрите фильмы и слушаете альбомы только из-за страха остаться в стороне от обсуждения. «JOMO» — это ироничная аббревиатура, которая расшифровывается как «радость от упущенной выгоды».

Фото:Shutterstock
Экономика образования Ф — FOMO: почему мы думаем, что лучше там, где нас нет

Посты о расстройствах для привлечения внимания

Кроме того, в соцсетях активно развиваются целые кампании, призывающие открыто говорить о своем психическом здоровье. Обычные пользователи выразили желание нормализовать, дестигматизировать переживания и ассоциировать себя с ними. Однако в спешке многие забыли о фундаментальном различии между обычным чувством грусти и терминами, используемыми для диагностики психических расстройств, вроде «тревога» и «депрессия».

Джинан Дженнифер Джадаель, соавтор исследования про посты в социальных сетях о ментальном здоровье, пишет об этом так: «Люди называют свою грусть депрессией, а нервозность — тревогой, в то время как неурядицы, с которыми они сталкиваются, часто не отражают настоящих психологических проблем. Если здоровые люди убеждаются в том, что у них депрессия, то начинают ассоциировать себя с гламуризированными постами в социальных сетях».

Настоящие ментальные проблемы

Параллельно с эпидемией фальшивых ментальных заболеваний все больше людей, особенно молодых, начинают испытывать настоящие психологические проблемы. Недавнее исследование показало, что 7 из 10 подростков считают тревогу и депрессию самыми большими проблемами, с которыми сталкиваются их сверстники. Медицинский журнал JAMA проанализировал данные Центра по контролю и профилактике заболеваний США (СDC), которые свидетельствуют о резком росте числа самоубийств среди американцев в возрасте от 15 до 24 лет. Помимо молодежи, CDC также приводят статистику, согласно которой каждый пятый американец страдает от психических заболеваний.

Новые субкультуры

Сейчас люди более тревожны и подавлены, чем когда-либо прежде. Однако мода на грустную онлайн-культуру может привести к ошибочной самодиагностике и непреднамеренному упрощению серьезных заболеваний. Рола Джадаель, еще один соавтор исследования социальных сетей, подчеркивает: «Все больше и больше подростков убеждены, что депрессия, тревога, анорексия и биполярность — это «круто» или может сделать вас «особенным». В научной работе она рассматривала тип постов в Tumblr и Instagram (с 21 марта 2022 года соцсеть запрещена в России решением суда), которые откровенно прославляют ментальные проблемы через определенные хэштеги. Из-за этого все больше людей идентифицируют себя с искаженными представлениями о нарушениях психического здоровья. Это может привести к целому ряду отрицательных последствий. Мемы, твиты, посты в Instagram и TikTok о тревоге и депрессии — это не просто средство преодоления. Это может служить способом найти связь в виртуальной социальной среде. Раньше молодежь делилась на «эмо» и «готов», а теперь на страдающих от анорексии или тревожности.

Фото:Владислав Шатило / РБК
Социальная экономика Нейрофизиолог Вячеслав Дубынин — о причинах тревожности и стресса

Личная связь с грустным автором

Согласно исследованию Баламандского университета в Ливане, два ключевых фактора, вовлекающих в самые опасные посты, — это эстетические визуальные образы и фигура, с которой пользователь может себя идентифицировать. Именно поэтому ученые сосредоточились на платформах с большим количеством изображений, вроде Tumblr и Instagram. Они вызывают наибольший отклик и наиболее активно используются подростками, которые особенно уязвимы. Хотя в научной работе не учитывалось видео, исследователи считают, что эмоциональное влияние усиливаются благодаря такому типу контента. С момента публикации популярность Tumblr упала, но молодые авторы устремились в TikTok и Snapchat. Эти платформы предназначены для видеороликов, которые заставляют подписчиков чувствовать личную связь с создателем и воспринимать его как фигуру для подражания. Это может быть особенно опасно.

От Шекспира до Sad Girls

Концепция красивой подростковой трагедии далеко не нова. В школах проходят «Ромео и Джульетту», поэтому хипстеры могли романтизировать самоубийство за столетия до интернета. В 1990-е годы тоже была своя версия модной грусти. Дженис Уитлок, PhD, профессор Корнеллского университета, которая изучает взаимосвязь социальных сетей и психических заболеваний, подчеркивает: «Иерархия самых депрессивных была феноменом 1990-х: Кто самый грустный, самый тревожный, у кого самая поганая семья? Внутри субкультур буквально существовала конкуренция за то, кто хуже. А теперь для этого есть удобные новые платформы». У печали в интернете тоже есть конкретные корни. Ее популяризировала одна из самых влиятельных групп: Internet Sad Girls («Грустные интернет-девочки»). Около десяти лет назад эстетика бледных, меланхоличных, художественно одухотворенных девушек с Tumblr стала настолько известной, что поспособствовала популярности отдельных певиц и актрис, вроде Ланы Дель Рей и Кристен Стюарт.

Слева направо: Ви, Сюга, Чин, Джонгук, RM, Чимин и Джей-Хоуп
Социальная экономика Вот они слева направо: 4 причины, почему группа BTS завоевала мир

Между нормализацией и гламуризацией

Не существует быстрого руководства по тому, как ответственно относиться к онлайн-культуре печали. Профессор Уитлок подчеркивает: «В сети происходит и то, и другое: как гламуризация ментальных расстройств, так и их нормализация, которая позволяет людям получать необходимую поддержку. Но между ними много неопределенного, и ответ на вопрос, приносит это больше вреда или пользы, зависит от личных фильтров восприятия. Кроме того, появляется отдельная проблема: не слишком ли мимолетно онлайн-ощущение поддержки? Приводит ли оно к значительным изменениям в поведении людей офлайн, что в итоге помогает им выздороветь? Повышается ли вероятность того, что они пойдут на терапию? Я не знаю».

Действия соцсетей

Оптимистичный прогноз заключается в том, что и пользователи, и создатели социальных медиа-платформ постепенно приходят к пониманию последствий грустных интернет-культур. Instagram предпринял усилия по блокировке гламуризирующего контента, запретив такие известный проблемный хэштег, как #proana (от английского «за анорексию»). Даже Tumblr продвигает страницы поддержки и ресурсы для всех, кто ищет хэштег #suicide («самоубийство»). Изменение культуры социальных сетей может стать частью решения проблемы, которую они создали. Пользователи просто будут естественным образом адаптироваться к новой реальности.

Обновлено 24.05.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть