Как выжить в информационной войне — 6 полезных книг

Как выжить в информационной войне — 6 полезных книг
В век информационных войн все труднее разобраться в том, где правда, а где — пропаганда. РБК Тренды подготовили список книг, которые помогут справиться с ситуацией и не разрушить отношения с близкими в бесконечных спорах

Критично оценивать новостные заголовки

«Путеводитель по лжи. Критическое мышление в эпоху постправды», Дэниел Левитин

Как выжить в информационной войне — 6 полезных книг

В этой книге много формул и схем. Их задача — показать, как с помощью графиков и интерпретации цифр можно манипулировать фактами: напугать людей преступностью или заставить купить дом, немного поколдовав с подачей данных. Отдельный раздел посвящен тому, как собираются данные опросов и статистики и почему они не всегда отражают реальную картину. Речь не всегда идет об умышленном искажении, отмечает автор, но сама формулировка вопроса зачастую влияет на ответы, которые получают исследователи. Впрочем, осознанные манипуляции фактами в книге Левитина тоже разбираются достаточно подробно. Конечная цель «Путеводителя по лжи» — помочь людям отличать высококачественные новости от заведомо ложных.

Перестать ссориться с близкими из-за разных точек зрения

«Анатомия заблуждений: Большая книга по критическому мышлению», Непряхин Никита

Как выжить в информационной войне — 6 полезных книг

«Любой человек уверен, что на него лично не действуют убеждающие рекламные сообщения или пропаганда», — заявляет Никита Непряхин, преподаватель логики и критического мышления в МГИМО и автор книги «Анатомия заблуждений». В ней он последовательно разбирает несколько десятков когнитивных искажений, которые мешают нам объективно воспринимать реальность. Речь идет, например, об эффекте обратного результата, когда информация, противоречащая нашим глубоким убеждениям, не опровергает их, а, наоборот, только усиливает уверенность в своей правоте. Другое распространенное искажение называется «эффект повторения»: чем больше раз мы слышим какую-то информацию, тем больше ей верим. Скорее всего, после прочтения книги вы обнаружите часть искажений у себя и начнете замечать подобные логические ошибки у окружающих. Главное, в попытках переубедить их не забывать об еще одном эффекте — реактивном сопротивлении.

Выбрать заслуживающий доверия источник информации

«Фейк», Аннемари Бон

Как выжить в информационной войне — 6 полезных книг

Аннемари Бон, голландская журналистка и писательница, выпустила книгу для подростков, в которой разбирает наиболее частые причины холиваров сегодня: от прививок и суеверий до манипуляции статистикой. Чем хороши книги для тинейджеров — в них все аргументы даны максимально просто и четко, а это ровно то, что нужно измученному стрессом мозгу. Отдельная глава посвящена тому, как создаются новости. Автор напоминает о журналистском профессионализме и объясняет, в чем он заключается. Серьезные издания, например, четко указывают, что является фактом, а что — лишь мнением, и всегда ищут дополнительное подтверждение любым цифрам и явлениям, о которых пишут. В родной стране автора существует Совет по журналистской этике, в который можно обратиться с жалобой на какую-то публикацию, если есть причины считать ее недостоверной. В таком случае статью проверят и, если обнаружат неправду, это положит конец карьере ее автора. Конечно, в ряде стран журналисты испытывают серьезное давление со стороны властей, но даже с поправкой на это качественной журналистике можно доверять.

Принять необратимость изменений

«Постправда. Знание как борьба за власть», Стив Фуллер

Как выжить в информационной войне — 6 полезных книг

Американский социальный философ в области исследований науки и техники Стив Фуллер написал книгу о фейках в несколько неожиданном ключе. Оксфордский словарь, провозгласивший «постправду» словом 2016 года после Брекзита и победы на выборах Дональда Трампа, дает однозначно негативную оценку этого понятия. Однако Фуллер вспоминает разработанную Вильфредо Парето теорию циркуляции элит, которая включает в себя деление людей на «львов» и «лис». «Львы» обладают властью в моменте и стремятся сохранить статус-кво. «Лисы» же хотят перетянуть одеяло на себя и для этого подрывают монополию «львов» на идеологию, поощряя общество к самостоятельным решениям вместо согласия с экспертным мнением.

Существующий сейчас порядок предполагает, что эксперты — врачи, журналисты, юристы, политологи и так далее — контролируют поток знаний в своих областях, и могут его ограничивать или корректировать. Такое экспертное сообщество может оказаться косным к идеям, идущим вразрез с господствующими внутри их группы правилами и гипотезами, или высказанными человеком, не обладающим подтвержденной квалификацией в этой области знаний. Фуллер проводит параллели с Новым временем, когда менялись привычные общественные парадигмы, и показывает ситуации, в которых постправда, которой тонко пользуются «лисы», может быть полезной обществу и разрушать господствующие стереотипы.

Перестать делить мир на белое и черное

«Фактологичность. Десять причин наших заблуждений о мире — и почему все не так плохо, как кажется», Ханс Рослинг

Как выжить в информационной войне — 6 полезных книг

Врач, академик и основатель шведского отделения «Врачей без границ» Ханс Рослинг в своей книге призывает пересмотреть наши знания о мире. Многие из них, по его мнению, существенно устарели, и могут мешать нам давать корректную оценку кризисной ситуации.

Прежде всего автор предостерегает от «ложных разрывов» — склонности делить мир на два полюса, и противопоставлять «нас» и «другие страны», в которых люди живут в нищете, рожают детей десятками, массово умирают от простейших инфекций, или наоборот, живут существенно лучше нас. Такое представление было корректным в 1950-е годы. Сейчас же, если нарисовать график распределения людей по благосостоянию, рождаемости, распространению образования среди женщин или любым другим показателям, то абсолютное большинство окажется где-то посередине, а не образует два четко очерченных лагеря на полюсах.

В связи с этим стоит отринуть и другое ограничивающее убеждение — «инстинкт судьбы», суть которого в том, что будущее конкретного человека или народа предопределено особенной культурой, которой они обладают. Объективные данные показывают, что общемировые тренды одинаковы для всех народов, и за последние полвека условия жизни существенно улучшились на всех континентах и странах. Люди во всех странах хотят примерно одного и того же, независимо от их географического положения и религии. Между нами и другими странами гораздо больше общего, чем принято думать.

Фото:Pexels
Социальная экономика Особенности национального духа: существует ли менталитет на самом деле

К сожалению, заблуждения присущи не только обывателям, но и экспертам. Опросы Рослинга о текущем состоянии мировой экономики и социума, проведенные в различных профессиональных сообществах, от журналистов до мировых лидеров на Всемирном экономическом форуме в Давосе, демонстрируют, что даже в этой среде распространены устаревшие представления о мире, которые могут влиять на качество принимаемых решений.

Глубоко разобраться в вопросе

«Фейки. Коммуникация, смыслы и ответственность»

Как выжить в информационной войне — 6 полезных книг

Если вам, как читателю, хочется большей академичности, можно обратиться к коллективной монографии, выпущенной исследователями при Балтийском федеральном университете им. И. Канта. В этой книге специалисты разбирают конкретные фейковые сюжеты последних лет, например, историю распятого мальчика или репортаж о массовом национальном хороводе — осуохае, якобы устроенном в Якутии в поддержку поправок в конституцию.

На основе типологии элементов сюжетосложения русских сказок Проппа, анализа эпоса разных стран и классической риторики авторы разработали ценностно-нормативную модель нарративного смыслообразования. Она объясняет, почему нашим соотечественникам близок нарратив героической Родины и сакрализация власти. Кроме исследований исторической памяти авторы изучают и современное информационно-технологическое устройство мира, определяющее наше восприятие новостей. По сути от человека сейчас требуется не рассуждение, а реакция — «лайкать, банить или покупать», замечает один из авторов монографии, доктор философских наук Григорий Тульчинский.

Обновлено 05.05.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть