Особенности национального духа: существует ли менталитет на самом деле

Фото: Pexels
Фото: Pexels
Замечали, как многое можно объяснить фразой «такой у них/у нас менталитет»? Почему эта загадочная субстанция объединяет и обособляет людей? Что такое менталитет и есть ли ему место в современном мире?

Что такое менталитет

Менталитет — это совокупность умственных, эмоциональных и культурных особенностей, а также ценностей человека или группы, чаще — целого народа. Само слово «менталитет» происходит от латинского mentis — душа, дух, ум.

Считается, что первым этот термин использовал французский этнолог и антрополог Люсьен Леви-Брюль в 1910 году. Он сравнивал мышление современных людей и представителей первобытного племени. «Первобытный менталитет» настолько отличался от современного, что ученый дал ему отдельное название.

Популярным термин «менталитет» стал благодаря исследованиям исторической школы «Анналов». Французские ученые использовали психологический подход к истории и изучали ее через призму человека, но уже через его коллективные черты, а не индивидуальные. Основатели «Анналов» подчеркивали, что менталитет — это нечто изменчивое и подвижное, как и сама жизнь, и именно через смену «уникальных и неповторимых менталитетов» ученые старались показывать особенности исторических эпох.

Постепенно термин «менталитет» перекочевал в психологию, социологию, философию и публицистику. Четкого научного определения у менталитета все еще нет, тем не менее, исследователи, ссылаясь друг на друга, продолжают изучать это явление и писать научные работы.

Сегодня менталитет народа трактуется уже как «глубинные структуры сознания, в основе своей постоянные, стабильные, объединяющие разные исторические эпохи». У менталитета появилось новое свойство — статичность и неизменяемость.

Особенности менталитета в разных странах

Исследователь ментальности народов мира Георгий Гачев пишет: «Моя работа — определить особые качества каждого народа, его субстанцию, характер мышления, психики и особых талантов, потому что народы — как музыкальные инструменты, один — скрипка, другой — гобой, третий — орган и т.д. Все музыканты, но тембр разный. Вот этот тембр и определяю».

Япония

Япония — небольшая островная страна, она часто страдает от цунами, тайфунов и землетрясений. Именно с этими географическими и климатическими условиями обычно связывают национальные черты японцев. Например, безграничную вежливость и заботу друг о друге, ведь только сообща можно выживать на такой неспокойной земле.

Вид на Фудзияму
Вид на Фудзияму (Фото: Unsplash)

Александр Мещеряков, доктор исторических наук, профессор РГГУ, член президиума Российской ассоциации японоведов:

«У японцев очень сильно развито представление о том, что все они — члены одного сообщества, поэтому никого нельзя обижать. Человека, привыкшего тянуть одеяло на себя и не думать о других, там просто не будут уважать. Западные правила, согласно которым каждый должен добиться успеха, а победитель получает все, в Японии не действуют. Очень важный фактор — ограниченность территории и изолированность от событий, происходящих на материке».

Россия

Большинство стереотипов о русском народе тоже связаны с географией страны, а именно с ее огромными территориями. Отсюда возникло популярное понятие «широкой русской души». Вот, что писал об этом философ Николай Бердяев в сборнике «Судьба России»: «Необъятные пространства России тяжелым гнетом легли на душу русского народа. В психологию его вошли и безграничность русского государства, и безграничность русских полей. Русская душа ушиблена ширью, она не видит границ».

О противоречивости русского народа писал культуролог Дмитрий Лихачев в работе «Раздумья о России»: «Национальный характер русских далеко не един. В нем скрещиваются не только разные черты, но черты в «едином регистре»: религиозность с крайним безбожием, бескорыстие со скопидомством, практицизм с полной беспомощностью перед внешними обстоятельствами, гостеприимство с человеконенавистничеством, национальное самооплевывание с шовинизмом, неумение воевать с внезапно проявляющимися великолепными чертами боевой стойкости».

США

О национальном характере американцев тоже сложились устойчивые представления. Например, что жители США крайне патриотичны — мы легко представляем, как каждый их дом украшен национальным флагом, а в школах уроки не начнутся, пока не прозвучит государственный гимн. Популярно мнение, что американцы глубоко убеждены в превосходстве и исключительности своей державы.

Пригород, частная застройка, свежеподстриженный газон и флагшток при входе в дом — стереотипное представление быта «Американской мечты»
Пригород, частная застройка, свежеподстриженный газон и флагшток при входе в дом — стереотипное представление быта «Американской мечты» (Фото: Unsplash)

Чтобы объяснить это, ученые обращаются к истории возникновения США. Первые поселенцы считали себя «группой талантливых святых, призванных заповедью Господа, что отделило их от большинства человечества». Политолог Дональд Девайн изучал фундаментальные американские ценности и среди основных выделил частную собственность, свободу и равенство возможностей. Другими центральными концептами американской ментальности считаются патриотизм, демократия, религия, свобода, бизнес. На переферии — дружелюбие, трудолюбие, семейные ценности, выгода и популярность.

Страны Скандинавии

Скандинавские страны из года в год возглавляют рейтинги самых счастливых государств мира (World Happiness Report). Все дело в особой национальной черте — умении довольствоваться немногим.

В культуре Северной Европы есть некий свод правил, так называемый Janteloven — закон Янте. Его сформулировал датско-норвежский писатель Аксель Сандемусе. Согласно его положениям, настоящий скандинав не должен быть «выскочкой», ставить себя на ступень выше остальных, считать себя умнее сограждан и достойным особого внимания. Все друг другу равны, поэтому никаких амбиций — только забота об общем благе.

В Швеции, например, существует другое понятие, характеризующее умеренность и достаточность во всем — «лагом». Это слово пришло из эпохи викингов. Они передавали по кругу рог с медовухой и каждый должен был отпить ровно столько, сколько он считает нужным, но при этом не забывать об остальных. Это действие и называли laget om. Лагом по сей день считается важнейшей национальной чертой шведов и касается умеренности во всех сферах потребления — от продуктов до природных ресурсов.

Фото:Raphael Andres / Unsplash
Социальная экономика Благотворительность по-шведски: зачем она нужна в социальном государстве

Западная Европа

Историк Анна Павловская исследует менталитеты разных стран и описывает национальный характер англичан как очень сдержанный — британцы не любят проявлять своих чувств и эмоций. Также она подчеркивает, что этот народ глубоко чтит и соблюдает свои традиции, которые приравниваются по своей силе чуть ли не к закону. Являясь политически свободным гражданином, каждый британец считает своей обязанностью строго подчиняться общественной дисциплине и укоренившимся обычаям.

Павловская подробно изучила и итальянцев. «Для итальянца игра — неотъемлемая часть повседневной жизни. Он всегда играет, всегда на сцене, всегда в образе, если, конечно, есть, как и положено в театре, публика, зрители. Надо только учитывать, что все чувства, эмоции и реакции на события у итальянцев, как и в любом уважающем себя театре, сильно преувеличены. Крики мужчин и их отчаянная жестикуляция не означают, что они ссорятся, они просто обсуждают вчерашнюю вечеринку».

Важной составляющей итальянской натуры является стремление сохранить «bella figura» (дословно — «прекрасный вид»), то есть производить хорошее впечатление, держаться на публике уверенно, быть решительным, сильным, первым. Не забудем и знаменитое умение итальянцев получать удовольствие от жизни. Именно это — хорошее вино, семейные праздники, встречи с друзьями — имеют для итальянца первостепенное значение.

Стереотипный немец по Павловской «всегда носит усы, всегда прекрасно организован, мечтает о порядке, выполняет законы, в идеале живет в ритме военного марша. И все это, в основном (кроме усов), правда». Мы с детства знаем национальные черты немцев — педантичность, организованность, любовь к порядку, как у гончаровского Штольца, чеховского фон Корена или гоголевского мастера Шиллера из «Невского проспекта»: «Он положил вставать в семь часов, обедать в два, быть точным во всем и быть пьяным каждое воскресенье».

Посетители Октоберфеста
Посетители Октоберфеста (Фото: Pexels)

Как менталитет связан с культурой и традициями

Размышления о менталитете и попытки объективно наделить этническую группу неизменными национальными чертами даже в научной литературе рано или поздно сводятся к абстрактным образам, символам, цитатам из художественной литературы и древних легенд, примерам из личного опыта, и реже всего — к реальным цифрам. А тем временем социологи проводят опросы населения, чтобы понять, какими на самом деле ценностями обладают народы мира сегодня.

Одним из наиболее авторитетных исследований считается Всемирный обзор ценностей Рональда Инглхарта. Социологи уже более 40 лет изучают общественное мнение разных слоев населения. Исследователи фиксируют изменения в ценностях, которые касаются религии, отношений полов, трудовой мотивации, демократии, системы управления в стране, социального капитала, участия в политической жизни, толерантности, защиты окружающей среды и субъективного ощущения благополучия.

Результаты глобального исследования изображены на диаграмме Инглхарта. Расположение стран здесь зависит от показателей в двух измерениях. Вертикальная ось означает переход от традиционных ценностей к секулярно-рациональным, а горизонтальная — от ценностей выживания к ценностям самовыражения. Например, чем общество традиционнее, тем менее в нем лояльны к абортам, разводам, однополым бракам, эвтаназии. А переход к ценностям самовыражения означает, что в этой группе проблемы выживания в большей степени решены, и люди испытывают потребности следующего уровня.

Диаграмма Инглхарта, результаты 2017 года
Диаграмма Инглхарта, результаты 2017 года (Фото: «Постнаука»)

Россия вместе с Болгарией, Украиной и Эстонией относится к обществу с высокими баллами по секулярно-рациональным ценностям и ценностям выживания.

Особенно интересно следить за динамикой результатов во времени. Так, в ходе шестой волны исследований (прошедшей в 2010–2014 годах) россияне показали максимальный интерес к политике за все время проекта — с начала 1990-х годов он вырос с 33% до 41%. 38% наших сограждан признались, что политика действительно играет важную роль в их жизни, при этом 46% россиян поддерживают демократические ценности.

Пусть небольшие, но все же сдвиги в результатах опроса демонстрируют, что черты русского менталитета, которые якобы проходят сквозь века и не меняются со сменой эпох, на самом деле подвижны. Мир меняется, и человек вместе с ним.

Менталитет: есть или нет

Менталитет — категория сравнительная. В первую очередь она показывает, чем группы отличаются друг от друга. Социолог Максим Руднев утверждает, что люди разных национальностей в большей степени похожи, чем различны между собой.

Максим Руднев, ведущий научный сотрудник Лаборатории сравнительных исследований массового сознания НИУ ВШЭ:

«Сходства ценностей жителей очень разных стран намного, в разы больше, чем различия между отдельными людьми. Некоторые исследователи говорят о том, что не более 10% различий в ценностях объясняются страной проживания людей, а 90% — это внутристрановые различия между отдельными людьми. Когда вы предсказываете ценности человека по его стране проживания, вы можете быть уверены в этом максимум на 10%, тогда как образование, возраст, гендер и другие индивидуальные характеристики скажут об этой персоне значительно больше».

Исследования Максима Руднева и Владимира Магуна показали, что среди европейских стран, включая Россию, ценности очень похожи. В каждом из государств ученые нашли пять типов людей с определенными ценностями, и различия оказывались заметны только в распределении населения по этим классам. Например, группа людей, разделяющих индивидуалистические ценности, представлена во всех странах Европы, и в этом смысле швед-индивидуалист и россиянин-индивидуалист не отличаются по своим ценностям. Различия становятся заметны только когда мы смотрим на состав стран: оказалось, что в России индивидуалистов даже больше, чем в Швеции.

Фото:Unsplash
Экономика инноваций На пути к глобальному миру: как медиа задают ценности

Как формируются представления о менталитете

Современные исследователи все чаще отзываются о менталитете как о лженаучном понятии, которое не отражает реальное положение дел, а скорее, становится удобным инструментом в руках демагогов. Максим Руднев объясняет, как в обществе формируются и поддерживаются стереотипы и ложные представления о разных народах мира:

«Мышление человека устроено так, чтобы находить видимые закономерности в окружающем мире. Если мы видим мокрую траву из окна, то делаем вывод, что ранее шел дождь. Мы наблюдаем сочетания признаков и явлений и замечаем паттерны, то есть устойчивые сочетания: если люди замечают, что цветы и приятный запах возникают одновременно, у них может сложиться убеждение, что все цветы хорошо пахнут.

В основном это очень полезный механизм, он помогает ориентироваться в мире, не обладая полной информацией об объектах. Так, мы, например, ведем себя осторожно на дороге, на которой как-то раз поскользнулись. По тому же принципу мы можем купить новое печенье знакомого бренда, хотя не знаем его вкус и состав — просто потому, что пробовали другие продукты этой фирмы, и они были вкусными.

Однако иногда эти механизмы дают сбои, потому что они основаны на очень ограниченной информации, но применяются очень широко. Так и складываются стереотипы: человек может увидеть в интернете ролик о том, как люди какой-нибудь национальности совершают противоправные действия и затем — часто непроизвольно — с опаской относиться ко всем похожим людям при встрече.

Во-первых, повторюсь, информация для таких представлений может быть очень ограниченной — многие, никогда не видя в жизни, например, англичан, обладают определенными предубеждениями и об их поведении и чертах личности.

Второе — этот механизм действует только тогда, когда мы не задумываемся о нем, не рефлексируем. Срабатывает автоматический механизм упрощения реальности. Если размышлять рационально, то один ролик в интернете не может быть свидетельством того, что все представители этой национальности агрессивны, а новое печенье под знакомым брендом окажется вкусным. Поэтому люди, которые задумываются, стараются постигать окружающий мир и рефлексировать насчет своих убеждений, в меньшей степени верят в различные этнические, гендерные, возрастные и другие стереотипы.

В-третьих, когда речь идет об оценке людей и их поведения, люди склонны приписывать поведение характеру человека, а не ситуации, в которой он оказался. В социальной психологии это называют фундаментальной ошибкой атрибуции. Легко верится, что люди из ролика вели себя агрессивно не потому, что, скажем, были пьяны и раздосадованы, а потому что такой у них «национальный характер». Легко верится, потому что это врожденный механизм обобщения. Он так же естественен и так же вреден, как желание справить нужду в тот момент, когда захотелось, а не ждать до того момента, когда окажешься в туалете. Такие позывы нужно сдерживать, но, к сожалению, не все считают нужным это делать».

Обновлено 25.04.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть