Сказка с несчастливым концом: как работают аферисты из Tinder и не только

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Социальные сети стали местом, где любой может создать образ богатого и успешного. Это привело к появлению различного рода мошенников. Герой нашумевшей документалки Netflix далеко не единственный в этом списке

В феврале 2022 года на Netflix вышла документальная драма «Аферист из Tinder». Она основана на истории Саймона Леваева, израильского мошенника, который выманил у женщин миллионы долларов.

По данным отчета Федеральной Торговой комиссии США, убытки от романтических афер в 2020 году достигли $304 млн. Это примерно на 50% больше, чем в 2019 году.

Кто такой «Tinder Swindler» Саймон Леваев и как он обманывал

Фильм «Аферист из Tinder» — это история трех европейских женщин, которых годами обманывал уроженец Израиля. Он не только разбил им сердца, но и опустошил их банковские счета, заставил влезать в огромные кредиты. И при этом — избежал наказания.

Трейлер фильма «Аферист из Tinder»

Настоящее имя афериста — Шимон Иегуда Хают, но мировую известность он получил как Саймон Леваев.

Леваев использовал схему Понци. Эту модель назвали в честь одного из родоначальников финансовых пирамид Чарльза Понци. Понци создал первую крупную финансовую пирамиду, где доход первым участникам пирамиды выплачивается за счет средств последующих. Леваев действовал схожим образом: пока одна женщина спасала от «врагов» своего возлюбленного или лучшего друга, в зависимости от отношений, оформляя все новые и новые кредиты, Саймон покорял на эти деньги очередную жертву. Никто не знает, сколько именно женщин он обманул. По оценкам авторов фильма, ему удалось выманить около $10 млн.

Леваев создал правдоподобный образ красивой жизни молодого миллионера. Мужчина выдавал себя за сына израильского миллиардера и алмазного короля Льва Леваева. Он никогда не сидел на месте, много путешествовал по работе, заключая сделки и подписывая несуществующие договоры по всеми миру. Его профиль в Tinder, где он знакомился с будущими жертвами, а также аккаунт в Instagram (после выхода фильма аккаунты были заблокированы), были заполнены фотографиями частных джетов, яхт, дорогих спорткаров. На картинках из соцсетей он отдыхал на лучших курортах в пятизвездочных отелях. Сам Леваев всегда носил только брендовую одежду и аксессуары. Правда, как впоследствии выяснилось, не гнушаясь подделками.

Помимо виртуального образа, мужчина отлично держал и реальный образ богатого романтика: многочисленные любовные сообщения, сердечки и влюбленные смайлики, букеты роз, прогулки по городу, предложения совместной жизни и планы о детях. Аферист из Tinder был идеален со всех сторон.

Когда приходило время «просить» помощи, Леваев заваливал жертву сообщениями с окровавленными фото своего телохранителя и видео из машины скорой помощи. Он утверждал, что из-за его бизнеса его преследуют «враги», и теперь ему необходимо много денег наличными. Пользоваться банковскими картами он не может из-за риска выслеживания, поэтому его девушке/подруге необходимо ему помочь. Помочь означало взять на себя многочисленные кредиты. Например, одна влюбленная в Саймона девушка оформила на себя девять кредитов общей суммой $250 тыс.

То же самое касалось и моментов, когда деньги нужно было отдавать. В ход шли фотографии липовых переводов и поддельные чеки, где менялись лишь имена получателей. Таким образом однажды созданный реквизит он использовал вновь и вновь.

Опыт мошенничества у него достаточный, чтобы его любовно-денежный конвейер работал бесперебойно. Первые обвинения против Шимона Хаюта были выдвинуты в 2011 году. Но тогда он уехал из Израиля, чтобы избежать суда за кражу, подделку документов и мошенничество за обналичивание украденных чеков. В 2015 году окружной суд Хельсинки осудил его за крупное мошенничество в отношении трех женщин, с которыми Леваев познакомился в Tinder. Тогда он обманул своих «возлюбленных» на общую сумму более $100 тыс. В 2017 году Хаюта экстрадировали в Израиль, где ему должны были предъявить повторное обвинение и осудить, но Хают изменил имя на Саймона Леваева и снова бежал из страны. В 2019 году, как показано в фильме, его арестовали в Греции после использования поддельного паспорта. Леваева осудили за кражу, мошенничество и подделку документов в Израиле (обвинения 2011 года, не связанные с его преступлениями в Европе) и приговорили к 15 месяцам тюремного заключения. Отбыв всего пять, он вышел из тюрьмы за примерное поведение.

Леваев заблокирован в приложении для знакомств Tinder, но, несмотря на свои проступки, остается свободным человеком. После выхода фильма и нахлынувшей на него популярности он намерен покорить Голливуд и построить звездную карьеру. Как сообщает американский портал TMZ, в планах у мужчины — написать книгу, участвовать в съемках американской версии шоу «Холостяк» и запустить собственный подкаст о свиданиях. На февраль 2022 года Саймон встречается с израильской моделью, которую, судя по всему, не смущает прошлое партнера.

По мнению кандидата психологических наук, доцента Международного университета Флориды Алены Прихидько, Саймон Леваев страдает антисоциальным расстройством личности, которое характеризуется отсутствием норм морали и нарушением общепринятых конвенций, а также нарциссизмом. Он отлично понимает на какие точки давить и какие ниточки дергать, чтобы получать желаемое. Ухаживая, говоря о любви и желании создать семью и завести детей, он использует эмоциональные триггеры и важные жизненные ценности. И хоть такие аферы далеко не новы, но именно сегодня, когда для многих людей построить отношения — реальная проблема, они воспринимаются особенно болезненно.

Фото:Pexels
Социальная экономика Страх перед свиданиями: как пандемия повлияла на дейтинг

Четыре черты потенциальной жертвы

Никто не просыпается утром с мыслью: «Сегодня я раздам все свои деньги».

Используя опросы жертв и не-жертв, Моника Уитти, профессор Университета Уорика из Великобритании выявила несколько черт людей, которые становятся жертвами романтических мошенников.

  1. Это, как правило, люди среднего возраста. Исследователи считают, что у этой группы больше располагаемых доходов, либо она с большей вероятностью будет искать партнеров на сайтах знакомств.
  2. Это импульсивные люди, склонные к поиску острых ощущений.
  3. Вопреки расхожему мнению, что на удочку попадаются только малообразованные люди, исследование показало, что это не так. Возможно, это связано с тем, что образованные люди чаще используют сайты знакомств и уверены в том, что смогут обнаружить мошенника.
  4. Люди с более высоким уровнем романтизированных убеждений или те, кто верит в идею «настоящей любви», с большей вероятностью станут жертвами любовных аферистов.

Мошенники, завоевав доверие своей жертвы, часто создают реалистично выглядящие контракты, банковские выписки или официальные письма, чтобы обосновать свои просьбы о деньгах. Они изображают эти запросы как срочные и секретные, как в случае с «чрезвычайной ситуацией безопасности» Леваева. Эта тактика снижает способность жертвы реагировать рационально или обращаться за советом со стороны.

Кассандра Кросс из Технологического университета Квинсленда с 2008 года исследует различные аспекты онлайн-мошенничества. По ее словам, жертвы романтического мошенничества страдают от широкого спектра негативных воздействий, включая стыд и социальную стигматизацию. Их часто обвиняют и привлекают к ответственности за их финансовые потери. Это стереотипное представление снижает вероятность того, что они когда-либо сообщат о таких преступлениях.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Как противостоять социальной инженерии и защититься от онлайн-мошенников

Главный посыл фильма «Аферист из Tinder» не в том, чтобы закрыться от мира, перестать ему доверять и прожить оставшуюся жизнь в одиночестве. «Мы рассказали историю, чтобы помочь этим женщинам почувствовать себя увереннее. Возможность говорить максимально откровенно — в этом для меня и есть настоящая сила», — считает режиссер Фелисити Моррис.

Tinder предупреждает

После выхода фильма про Саймона Леваева Tinder обновил рекомендации для пользователей.

Итак, как уберечь себя от обмана с точки зрения популярного приложения:

  • Вас должна насторожить просьба перенести общение в офлайн. Возможно другой человек пытается скрыть следы взаимодействия с вами.
  • «Бомбардировка любовью» — тревожный сигнал. Будьте осторожны, если вам дают грандиозные обещания и скоропалительно делают предложение.
  • Мошенники часто отменяют встречи в последнюю минуту из-за непредвиденных обстоятельств, а затем просят финансовой помощи.
  • Втягивание в финансовые проблемы другого человека — явный признак обмана.
  • Мошенники могут рисовать картину идеальной жизни завтра, но просят доступа к вашим финансам сегодня, пока они ждут банковского перевода или решают деловые проблемы.
  • Будьте осторожны, если вас вынуждают использовать свои документы, разглашать паспортные данные и другую частную информацию.

Мошенничество почти всегда связано с деньгами. Поэтому, как советует Кассандра Кросс, «подумайте о мотивах любой просьбы о финансовой помощи и никогда не отправляйте деньги, которые вы не можете позволить себе потерять».

Catfishing и kittenfishing: тренды онлайн-знакомств

Социальные сети дают возможность приукрасить себя и свою жизнь. Но где проходит грань, отделяющая желание казаться лучше от хвастовства или целенаправленного обмана?

В 2010 году на экраны вышел документальный фильм «Catfish» или «Как я дружил в социальной сети». Он рассказывает историю о том, как американский фотограф Нев Шульман хотел найти девушку, с которой много месяцев переписывался в интернете. Однако выяснилось, что красивой 19‑летней Меган не существует. Все это время герой общался с женщиной средних лет, живущей за тысячу миль от Шульмана.

С тех пор кэтфишинг (catfish в переводе с английского — сом) стал широко известным термином и обозначает вид мошенничества, когда человек создает абсолютно ложную личность в соцсети, чтобы обмануть, причинить вред или просто «поиграть». Есть его более легкая разновидность — киттенфишинг (kitten в переводе с английского — котенок) — когда пользователь использует свою личность, но с небольшой долей лжи.

С 2012 года на MTV выходит реалити-шоу Catfish о правде и лжи онлайн-знакомств. Ведущие помогают людям, которые запутались в виртуальных отношениях с кем-то, кого они никогда не встречали в реальной жизни. Каждый эпизод — это расследование того, является ли другой участник виртуальных отношений реальным или нет.

По статистике, 24% американцев притворяются противоположным полом при создании своей фальшивой личности, еще 73% — используют чужие фотографии, 53% американцев признаются, что фальсифицировали свои онлайн-профили.

Фото:Shutterstock
Социальная экономика Утомленные свайпом: как нас меняют маркетплейсы знакомств

Мошенничество с биткоинами

В социальных сетях можно нарваться не только на любовного афериста. До марта 2021 года Джегара Игбара, более известный как Джей Мазини, вел популярную учетную запись в Instagram с почти миллионом подписчиков. Там он публиковал видео, где он вместе с рэпером 50 Cent раздавал чаевые работникам Burger King в Квинсе (США) на сумму более $30 тыс. А также предлагал купить биткоины у других пользователей соцсети по ценам на 3,5–5% выше рыночной стоимости. Мазини объяснял это тем, что традиционные биржи ограничивали количество биткоинов, которое он мог купить. Когда жертвы соглашались совершить транзакцию, мужчина отправлял им фальшивые скриншоты банковских переводов на обещанные суммы. В ответ пострадавшие предоставили биткоины, но обещанные банковские переводы так и не поступали. Весной 2021 года Джея Мазини обвинили в мошенничестве на миллионы долларов. На момент февраля 2022 года аккаунт бывшего инстаграм-инфлюенсера заблокирован.

Охота на лжеца

В феврале 2019 года в Instagram появился аккаунт @BallerBusters, создатели которого разоблачают липовых предпринимателей. Используя смесь скриншотов, мемов и краудсорсинговой информации от подписчиков, аккаунт ищет людей, которые врут фолловерам о своем положении в обществе. Так, по разным источникам, обвиненный в мошенничестве Джей Мазини не раз появлялся в разоблачительных постах аккаунта.

Администратор профиля считает, что сегодня в американских социальных сетях активен новый вид мошенников — молодые бизнес-гуру. Их ленты изображают роскошную жизнь полную автомобилей и денег. Жертвы платят за курсы, программы наставничества, доступ в закрытые группу с эксклюзивным контентом, но в результате получают пустышку. Однако как-то повлиять на бизнес таких учителей ни этот аккаунт, ни другие не могут. Только предупредить подписчиков. Любая собранная ими информация является «мнением и никоим образом не должна рассматриваться как констатация факта. Мошенничество и фальшивые гуру — это субъективные термины, которые означают разные вещи для разных людей».

Согласно твиту BallerBusters на их счету «аресты» в Instagram таких людей как всемирно известный индийский предприниматель и инвестор Эван Лутра, бизнес-гуру Ден Лок и другие.

Миллионер из Химок

В 2016 году в Instagram появился импозантный 65-летний миллионер Борис Борк.

Как выяснилось позже, это оказался проект маркетолога Романа Зарипова.

Два месяца он вместе со своим другом создавал простому пенсионеру из Химок образ инстаграм-миллионера: брали напрокат брендовую одежду и авто, фотографировали пенсионера в модных заведениях Москвы и так далее. На всю необходимую атрибутику ушло не более ₽50 тыс. Реакции не заставили себя ждать. На рубеже 8 тыс. подписчиков «миллионера» стали приглашать на федеральные телеканалы, бренды одежды предлагали сняться в рекламе и безвозмездно принять подарки, а девушки клевали на мнимую возможность бесплатно прокатиться в Европу. Проект свернули, когда потребовались большие денежные вливания.

Фотошоп богатой жизни

В 2019 году блогер и бизнесмен Дмитрий Гробовский снял сюжет для своего YouTube-канала про фейковых миллионеров из социальных сетей. Он показал и рассказал, сколько стоит создать образ красивой жизни. Чтобы пустить пыль в глаза, не нужно много денег. Необходимо лишь немного свободного времени и команда, которая отснимет материала для соцсетей на месяцы вперед. Бизнес давно подстроился под нужды клиентов и разрешает в том числе почасовую аренду. При аренде яхты, например, вам даже подберут время, когда на территории частного яхт-клуба будет меньше всего посетителей. А пакеты из ЦУМа всегда есть в наличии на маркетплейсах за символические ₽100.

Например, аренда Ferrari, номер в одной из башен в «Москва-Сити», шоппинг в ЦУМе, аренда частного самолета обошлись Гробовскому в ₽18,5 тыс.

Как притвориться миллионером: инструкция Дмитрия Гробовского

Другой эксперимент провел 19-летний Байрон Дентон из Лондона. Молодой человек неделю притворялся богатым в социальных сетях.

Байрон Дентон рассказывает про свой эксперимент

Он начал публиковать отредактированные фотографии в Instagram. На снимках Дентон был в одежде от Balenciaga, делал покупки в Louis Vuitton и сидел в частном самолете. На создание каждого поста ему требовалось около 45 минут. За неделю эксперимента только пять человек спросили, настоящие ли его фотографии, остальные легко поверили.

Обновлено 21.02.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть