Неиллюзорный риск
Фейки входят в топ самых значимых проблем интернет-пользователей по всему миру, и обеспокоенность, вызванная засильем ложной информации, только нарастает. Хотя словосочетание fake news чаще всего фигурирует в контексте политики, это лишь одна из сфер, на которую они влияют. Бизнес страдает от непроверенной или откровенно ложной информации ничуть не меньше. По подсчетам экспертов, в мире ежегодные потери экономики от такого рода сообщений оцениваются в почти $40 млрд. Особый риск фейков в том, что к разрушительным результатам может привести даже одно сообщение.
Именно так было в 2013 году, когда в результате атаки хакеров в официальном Twitter информагентства Associated Press появился твит о якобы имевшем место нападении на Белый дом и ранении президента США Барака Обамы. Биржевой индекс Dow Jones просел на более чем 140 пунктов, а акции компаний потеряли в общей стоимости более $130 млрд стоимости. Если взломы ведущих информационных агентств так и не переросли в постоянную практику, это не значит, что бизнес получил передышку. Причем ему угрожают не только глобальные, легко опровергаемые фейки, но и точечные сообщения, разрушительный эффект которых также трудно переоценить.
«Умирающий» Metro Bank
В 2019 году британский Metro Bank был вынужден через социальные сети обращаться к своим вкладчикам в попытке убедить их, что банку ничего не угрожает. Виной тому стали сообщения, распространившиеся через WhatsApp и Twitter, говорящие о том, что организация близка к краху. Сообщения призывали «как можно скорее» вывести деньги со всех счетов с целью спастись от последствий «закрытия или банкротства» банка.
Образовавшиеся очереди в отделениях и 11-процентное падение биржевых котировок заставили менеджмент открыто опровергать эти сообщения. О последствиях этой информационной атаки официально не сообщалось, но эксперты отмечают, что фотографии очередей перед отделениями и паника самым отрицательным образом сказались на репутации банка. Не добавило доверия и то, что сама кредитно-финансовая организация ограничилась лишь формулировкой о «ложных слухах», но ни имена тех, кто их запустил, ни какие-либо другие данные, проливающие свет на этот эпизод, так и не были обнародованы.
«Авторский» фейк от Virgin Galactic
В 2021 году Virgin Galactic Ричарда Брэнсона не только открыла новую эру в истории космического туризма, отправив самого миллиардера и еще нескольких пассажиров в полет на высоту 86 км, но и стала главным действующим лицом громкого скандала. Причиной тому стали кадры, на которых Брэнсон использует велосипед, чтобы добраться до космодрома. После полета миллиардер прямо заявил, что прибыл на велосипеде, но, как выяснилось позже (и как признала сама компания), видео было записано ранее.
Кроме того, в ходе полета ракетоплан не взлетел выше общепринятой границы космоса — Линии Кармана — на отметке 100 км, что сразу же вызвало критику и издевки со стороны конкурентов в лице компании Blue Origin Джеффа Безоса. Эпизод с откровенным введением в заблуждение аудитории Virgin Galactic также лишь усилил недоверие к компании.
Но воспользоваться более выигрышным положением в Blue Origin не смогли: сразу после первого полета ошибку допустил и сам Безос. Самый богатый человек на планете поблагодарил работников Amazon за то, что они «заплатили за всё это», что вызвало критику со стороны политиков и сотрудников компании, страдающих от невыносимых условий труда.
«Опасная» вода Dasani
Dasani — бренд бутилированной воды, который создала и вывела на рынок компания Coca-Cola в 1999 году. История бренда практически с самого начала не задалась: в 2004 году исследователи выявили в воде повышенное содержание бромата, из-за чего продукция была отозвана с рынка Великобритании. Но если тот эпизод «подмочил» репутацию бренда закономерно, то фейковые новости об очередных проблемах с качеством воды и отзывом продукции с рынка, появившиеся в 2017 году, не имели под собой оснований. Как и дальнейшие теории заговора о составе воды, продолжающие появляться и сегодня.
Бренд значительно утратил доверие к себе, став интернет-мемом: пользователи разными остроумными (и не очень) способами подчеркивают, что лучше не пить ничего, чем употреблять Dasani. Как показала дальнейшая практика, эта вода может оставаться невостребованной даже в канун приближающихся штормов и на пике потребительской паники, вызванной волнами пандемии.
Бороться бессмысленно?
Свои решения для борьбы с фейками запускают практически все мировые соцсети: о противодействии опасному или лживому контенту говорят и менеджеры TikTok, и Meta, и Google, и других платформ. Не отстают и российские компании, подписавшие в 2021 году меморандум по борьбе с «фейк-контентом»: СМИ и ИТ-компании договорились совместно разработать и принять правила выявления, проверки, верификации, опровержения и удаления недостоверной информации.
Над вопросом повышения безопасности в Сети работают и на государственном уровне. Все актуальнее становится вопрос обучения детей информационной грамотности. Но если контроль над соцсетями еще возможен, но сегодня особую актуальность получает проблема заведомо неблагонадежной информации, исходящей со стороны самого бизнеса.
Как показывает история стартапа Theranos, 12 лет обманывавшего инвесторов и бизнес-партнеров, идея выработки более строгих критериев оценки правдивости данных более чем оправдана.