Фейком (от англ. fake — подделка) называют изображение того, чего на самом деле не было. При этом разобраться, насколько истинна любая фотография, довольно сложно. В эссе «В платоновой пещере» философ Сьюзан Зонтаг пишет: «…несмотря на подразумеваемую достоверность, которая и делает фотографию убедительной, интересной, соблазнительной, в работе фотографа творятся те же, обычно темные, сделки между правдой и искусством, что и во всяком художестве». То есть, выбирая ракурс и предмет для съемки, фотограф уже некоторым образом влияет на то, как будет изображена реальность. А когда подключается ретушь, любая фотография превращается из протокола реальности в авторское высказывание. При этом в обществе долго существовало отношение к фотографии как к документу. А если существует документ, то существуют и его подделки.
Фальсифицировать фотографии начали почти сразу же, как появилась эта технология. Для изменения изображений использовали склейку, аэрографию и различные фотоприемы. Потом снимки стали редактировать с помощью PhotoShop. А сейчас технологии позволяют сфальсифицировать не только изображение, но и голос человека на видео с помощью нейросетей — так создаются дипфейки.
Методы создания фейков всем известны, однако люди могут отличить поддельное изображение от реального только в 60% случаев, говорится в исследовании ученых Уорикского университета (Великобритания) 2017 года. А что именно не так с поддельным изображением, могут распознать и того реже — в 45% случаев.
Самоубийство изобретателя фотографии Ипполита Байра
Ипполит Байар — один из изобретателей фотографии. Он разработал собственную технологию получения фотографических изображений. В 1839 году он представил свои снимки секретарю Французской академии наук Франсуа Араго, чтобы тот показал его работы научной общественности. Но у Араго был друг Луи Дагер, который тоже претендовал на лавры изобретателя. Поэтому секретарь попросил Байара отложить презентацию, и за это время Дагера признали создателем фотографии.
Байара возмутила такая несправедливость, и он создал первое в истории постановочное фото. На снимке «Автопортрет в образе утопленника» он представляет себя жертвой самоубийства. На обратной стороне фотокарточки он написал: «Труп, который вы видите здесь, — это труп месье Баярда, изобретателя процесса, который вам только что показали».
Портрет Авраама Линкольна
Знаменитый портрет 16-го президента США Авраама Линкольна — подделка. Линкольн никогда не позировал для него: изображение создано с помощью редактуры. Фигуры и фон взяты с портрета Джона К. Кэлхуна, влиятельного политика и защитника рабства. А голову Линкольна взяли с портрета, который сделал Мэтью Брэди (кстати, это же изображение используется на пятидолларовой купюре). Кроме того, надписи на бумагах Кэлхуна «строгая конституция», «свободная торговля» и «суверенитет штатов» заменили в изображении Линкольна на «конституция», «союз» и «провозглашение свободы».
Этот портрет появился уже после убийства Линкольна в 1865 году. Его автор — художник Томас Хикс. Считается, что изображение смонтировали, потому что народу не хватало «героических» снимков бывшего президента.
Подделку обнаружили спустя век. Фотокорреспондент Стефан Лорант собирал фотографии Линкольна для своей книги и обнаружил на портрете президента странность — родинка Линкольна была не на той стороне лица. Проведя расследование, корреспондент понял, что фото Линкольна точно совпадает с изображением на пятидолларовой купюре за исключением того, что оно было отзеркалено.
Феи из Коттингли
В 1917 году две девочки из британской деревни Коттингли, шестнадцатилетняя Элси Райт и ее девятилетняя двоюродная сестра Френсис Гриффитс, решили доказать родителям существование фей. Для этого Элси одолжила камеру у отца и создала первое «доказательство». На снимке Фрэнсис окружили четыре летающие феи. А через несколько недель девочки сделали еще одну фотографию — Элси с танцующим гномом.
В 1920 году снимки привлекли внимание Эдварда Гарднера — президента Теософского общества, в котором состояла мать Элси. В том же году он, убедившись в подлинности снимков, прочитал в Лондоне серию лекций о феях и подтвердил свою речь фотографиями девочек. Так информация дошла до Артура Конана Дойла, писавшего в тот момент статью о жизни фей. Писатель попросил нескольких экспертов изучить фотографии. Они пришли к выводу, что снимки настоящие.
В декабре 1920 года Конан Дойл опубликовал статью Fairies Photographed в журнале The Strand Magazine (том самом, который издавал его произведения о Шерлоке Холмсе). В ней он написал: «Доказательство существования фей выбьет материальный разум XX века из колеи и заставит признать, что в жизни есть очарование и тайна». После публикации статьи в Великобритании материал появился в Австралии и США, благодаря чему изображения получили всемирную известность и вызвали ожесточенные дискуссии.
В 1921 году Конан Дойл купил камеры для девочек и попросил их сделать дополнительные снимки. Сестры не смогли отказать писателю, и в 1921 году появилась вторая серия изображений. Их опубликовали в The Strand Magazine в статье The Evidence for Fairies.
Через девять лет Конан Дойл умер, а споры о фотографиях растянулись на десятилетия. В 1978 году исследователи неожиданно наткнулись на детское произведение «Книга подарков принцессы Мэри», которое вышло небольшим тиражом в 1915 году. Иллюстрации в книге очень напоминали фей из Коттингли. А уже в 1983 году в программе BBC Nationwide 82-летняя Элси призналась, что фотографии были подделкой. Гнома сделали из глины, а изображения фей вырезали из книги. Чтобы феи «летали» на фотографиях, их прикрепили к деревьям шпильками для шляп. Позже эксперты NASA проверили снимки на суперкомпьютере и подтвердили слова Элис и Фрэнсис.
Сталинская пропаганда
Иосиф Сталин использовал фейки в пропагандистских целях. Советские фоторетушеры изменяли уже опубликованные снимки так, чтобы они соответствовали политической повестке, и стирали с изображений противников вождя.
Такая судьба постигла, например, Льва Троцкого. 5 мая 1920 года он присутствовал на выступлении Ленина и попал на фотографии, сделанные во время речи. После смерти Ленина Троцкого сместили с должностей, а затем и вовсе объявили «врагом народа». Чтобы лишить поддержки, его начали вычеркивать из истории — и убирать с фотографий. Для изменения снимков использовали скальпель, клей, краски и аэрограф.
Такого рода фальсифицирование фотографий было распространено в СССР. Об этом подробно пишет Дэвид Кинг в книге «Комиссар исчезает. Фальсификация фотографий и искусства в сталинскую эпоху». Кинг начал изучать советские снимки еще в 1970 году, во время первой поездки в СССР. Первоначально его заинтересовала судьба Троцкого, но после начала сбора снимков он увлекся историями и других лидеров, исчезнувших с фотографии.
Кстати, советские лидеры не первыми придумали вымарывать из истории политических противников. В Древнем Риме это называлось damnatio memoriae — проклятие памяти. Его использовали как особую форму посмертного наказания государственных преступников. Чтобы стереть память о покойнике, уничтожали все, что о нем напоминало: статуи, настенные и надгробные надписи, упоминания в летописях и законах.
Фотографии Элисон Джексон
За последние 20 лет Элисон Джексон стала известна благодаря фейковым фотографиям знаменитостей в компрометирующих или необычных ситуациях. При этом на самом деле на снимках не реальные известные люди, а их двойники. У Джексон нет цели обмануть публику или продать скандальный материал: ее интересует исследование границ между настоящим и вымышленным. В интервью The Guardian в 2020 году она рассказала: «Мы живем в этом искусственном, сконструированном мире, где невозможно отличить что настоящее, а что — фальшивое. Самое безумное, что нам все равно. Это просто круглосуточный цикл развлекательных новостей».
Одно из самых известных произведений Джексон — фото подставных Мэрилин Монро и Джона Ф. Кеннеди. Слухи о романе актрисы и президента продолжались даже после их смерти. Фотограф обыграла эту историю, сделав снимки, якобы фиксирующие их свидание.
Джэксон до сих пор проводит свои съемки. Среди ее работ — Дональд Трамп в кругу «Ку-клукс-клана», Джек Николсон, избивающий водителя клюшкой для гольфа, принцесса Диана, показывающая средний палец, и другие знаменитости.
Дайверсити в Университете Висконсина
Чтобы проиллюстрировать расовое разнообразие среди учащихся, Университет Висконсина в 2000 году отредактировал обложку брошюры для первокурсников, поместив в толпу белых футбольных фанатов чернокожего студента. Когда подделка обнаружилась, представители университета заявили, что не нашли в своих архивах подходящей фотографии и решили просто соединить две уже существующих.
Этот «отфотошопленный» снимок стал примером того, как реальную проблему расового разнообразия пытаются решить за счет манипуляции изображениями. В университетской среде она все еще актуальна. Так, социолог из Аугсбургского колледжа Тип Пипперт сравнил расовую разбивку студентов на фотографиях с фактическими демографическими данными. Для этого он изучил 10 тыс. изображений из брошюр колледжей. В ходе исследования Пипперт обнаружил, что чем меньше в колледже небелых студентов, тем более расово разнообразны брошюры.
#10yearchallenge
В 2019 году соцсети захватил флешмоб #10yearchallenge, в рамках которого люди публиковали свои портреты, сделанные сейчас и десять лет назад. Он также оказался удобным способом, чтобы обратить внимание на экологические проблемы. Так, на Reddit появился фотоколлаж, который сопровождался текстом: «Каждый год в результате вырубки исчезает 46–48 тыс. квадратных миль леса». Изображение выглядело эффектно и убедительно, а большей правдоподобности добавлял логотип WWF. Но через несколько часов в комментариях выяснили, что это не фото «до и после», а одно изображение, взятое из фотостока. Автор коллажа не прокомментировал, почему вместо обращения к реальным данным решил создать фейк.
«Синхронизируя Обаму»
Технологию дипфейк разработали еще в 1990-х годах, но активно начали использовать только в 2010-х. Сам термин состоит из двух частей deep (deep learning — глубокое обучение) и fake (подделка). Он обозначает видеоролики, в которых и лицо, и речь человека заменены или созданы с помощью искусственного интеллекта. Эта технология позволяет буквально «заставить» человека сказать то, чего он не говорил.
Об опасности дипфейков заговорили в 2017 году, когда появилась программа Synthesizing Obama, которая заменяет настоящую речь экс-президента Барака Обамы на другую аудиодорожку. А в 2018 году BuzzFeed и оскароносный режиссер Джордан Пил опубликовали видеообращение «Обамы». В нем он якобы сообщил, что злодей Киллмонгер из «Черной пантеры» был прав, а Дональд Трамп — «настоящий засранец». Для монтажа взяли реальное видео с Бараком Обамой, подставили рот Джордана Пила — для монтажа использовали приложение FakeApp и Adobe After Effects. На работу ушло около 56 часов.
Это был социальный проект, чтобы показать будущее фейковых новостей. Подводя итог эксперимента, Buzzfeed написал: «Хорошая новость в том, что для создания действительно хорошего дипфейка по-прежнему требуется достаточное количество навыков, вычислительной мощности и времени. Плохая новость — история компьютеров и технологий состоит в том, что эти вещи станут проще, дешевле и более распространенными быстрее, чем вы ожидали или к чему были готовы».
Обращение Дональда Трампа к жителям Бельгии
В 2018 году Дональд Трамп обратился к бельгийцам и призвал их отказаться от Парижского соглашения по климату. Это вызвало волну негативных комментариев в адрес президента США. В конце ролика «Трамп» сказал: «Мы все знаем, что изменение климата — фальшивка, как и это видео». Но в голландских субтитрах эту фразу не перевели. Впоследствии оказалось, что видео заказала бельгийская социалистическая партия Vooruit, чтобы привлечь внимание к изменению климата.
Способы создания подделок постоянно совершенствуются. Сейчас самая перспективная технология для фальсифицирования информации — это дипфейк. Но, как и любая технология, она не плоха сами по себе. РБК Тренды уже писали о том, как дипфейки применяются в киноиндустрии. На этом польза дипфейков не заканчивается: их можно использовать в медиа, игровой индустрии и образовании. Например, для создания учебного курса не обязательно записывать видеоурок с реальным человеком. Можно использовать готовые решения, где преподавателем станет дипфейк с синтезированной речью, — достаточно будет только загрузить текст лекции.