Природный дар или тренируемый навык: как формируется харизма

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
О харизматичных людях говорят, что от них исходит особая энергия, которая делает их центром внимания и побуждает других следовать за ними. Разбираемся, что такое харизма — врожденный дар или навык, который можно развить

Что такое харизма

Харизма — это наделенность авторитетом, основанным на исключительных качествах личности: интеллектуальных, духовных или каких-либо иных.

Невидимую силу, позволяющую отдельным личностям увлекать за собой других, первыми начали исследовать древние греки. Они назвали ее харизмой (на др.-греч. χάρισμα), в буквальном переводе — «дар свыше» или «милость богов». Другим значением этого слова была «способность привлекать внимание». Этим умением в полной мере обладали хариты — три богини в древнегреческой мифологии, олицетворяющие красоту, изящество и привлекательность. Своим шармом и добротой они вызывали восхищение людей и любовь богов.

Первым известным мыслителем, который использовал понятие «харизма» для характеристики природы лидерства, был Платон. Он считал, что харизма имеет божественное происхождение, является одним из столпов могущества и признаком истинного правителя.

Древнегреческая трактовка харизмы не утратила популярности и в наши дни. Заимствовав из античности сам термин, современная культура не оставила в прошлом и идею того, что харизма связана со сверхъестественным и божественным началом. В наши дни многие все еще полагают, что харизма — это качество, которое одним достается в подарок при рождении, а другим не суждено заполучить никогда.

При этом опыт современных исследователей в области психологии показывает, что древние греки ошибались, считая харизму врожденным даром. Так, психолог и научный руководитель исследовательского центра в Стэнфордском университете Эмма Сеппала отмечает, что это харизма «в гораздо большей степени навык, которому можно научиться, чем дар».

Харизма как опора для лидерства

Из религиозно-мифологического поля в секулярное харизму вывел немецкий социолог Макс Вебер в начале XX века. Он исследовал формы лидерства и выделял харизму как основу одного из его типов — харизматического. Вебер описывал харизму как «качество личности, признаваемое необычайным другими людьми, благодаря которому эта личность оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, особенными силами и качествами, недоступными остальным». Точка зрения Вебера строится на анализе социальных отношений между харизматическим лидером и теми, кто следует за ним, веря в его исключительные качества.

Идеи мыслителей о том, что харизма может стать основой для лидерства, получили развитие в современной концепции о харизматическом стиле управления. Считается, что именно обладающие харизмой люди преуспевают в ролях менеджеров в широком понимании, где одна фигура стоит во главе команды или даже целого народа. Что связывает, например, Барака Обаму, Далай Ламу и популярного школьного учителя? Все они благодаря своим личным качествам стали ядром определенного социума, будь то населения страны, сообщества верующих или группы учеников.

Политик, преподаватель, бизнесмен — профессии, которые в первую очередь ассоциируются с проявлениями харизмы. Говоря шире, часто именно люди, обладающие харизмой, становятся руководителями, им охотнее поручают проекты и команды. Окружающим кажется, что у них все получается, люди в них верят и готовы работать «на них». Харизматичный лидер команды может стать важным нематериальным фактором повышения мотивации у сотрудников, которые будут ориентироваться на него как на ролевую модель.

Фото:ntkris / Shutterstock
Экономика образования Состояние потока: как управлять мотивацией и побороть прокрастинацию

Из чего складывается харизма

Харизма не имеет точной формулы. Она складывается из личных качеств человека, сочетание которых кажется другим привлекательным и даже магнетическим. Специалисты отмечают, что харизма представляет собой субъективную характеристику. Как и красота, харизма — в глазах смотрящего. Так, мы часто соглашаемся в оценке конвенциональной красоты, наблюдая, например, правильные черты лица, но степень нашего восхищения ею варьируется в случае каждого человека. То же самое и с харизмой.

Оливия Фокс Кабейн, автор книги «Харизма. Как влиять, убеждать и вдохновлять», выступавшая с лекциями по развитию лидерства в ООН, Стэнфордском и Йельском университетах, выделяет следующие элементы харизмы:

  • Присутствие в настоящем моменте. Харизматичный человек не просто физически находится, а именно «проживает» социальные ситуации, концентрируясь на собеседниках, проявляя искреннее участие и не избегая ответного внимания.
  • Сила, которую излучает уверенный в себе человек. Это его способность воздействовать на окружающий мир. Он точно знает и демонстрирует, что находится на своем месте, а его мнения и навыки представляют интерес для других.
  • Теплота, исходящая от харизматичного человека, делает пребывание рядом с ним приятным и заставляет людей задерживаться рядом, чтобы погреться в этих «лучах».

Другие специалисты также подчеркивают роль эмоционального интеллекта (EQ — emotional intelligence) как важной составляющей харизмы у современных людей. Эмоциональный интеллект — это способность человека распознавать, оценивать и контролировать собственные эмоции, а также эмоции других людей и групп. Термин был популяризирован американским психологом Дэниелом Гоулманом, автором бестселлера «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ». Гоулман утверждает, что для лидера способность управлять эмоциями играет не менее важную роль, чем «обычный» интеллект или образование: «Без него человек может иметь лучшую в мире подготовку, острый аналитический ум и бесконечный запас идей, но у него все равно не получится стать великим лидером».

Экономика образования Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции

Эмоциональный интеллект проявляют, например, политики в сложных или трагических ситуациях. Так, известными стали слова Билла Клинтона, который ответил активисту против СПИДа, прервавшему его выступление, что он «чувствует его боль». Он продемонстрировал человечность, чем заработал поддержку избирателей. Обратный случай произошел в Германии в 2021 году. Кандидат в канцлеры Армин Лашет, посещая регион, пострадавший от наводнения, был сфотографирован смеющимся во время речи президента страны о жертвах природной катастрофы. Его рейтинги резко упали, и он был вынужден выйти из гонки.

Как проверить, харизматичны ли вы

Чтобы помочь людям составить представление о своем уровне харизматичности, исследователи из Университета Торонто в 2017 году создали простой тест. Они назвали его The General Charisma Inventory или «Общая инвентаризация харизмы».

Ученые определили, что харизма сводится к двум основным факторам: влиянию на других, то есть лидерским способностям, и приветливости или способности расположить к себе окружающих. Они сформулировали шесть пунктов, из которых первые три отвечают за влияние на других, а последние три оценивают степень приветливости.

Чтобы проверить свой уровень харизмы, оцените по пятибалльной шкале, насколько каждый пункт описывает вас (1 — совершенно не согласен, а 5 — полностью согласен):

  • Я выделяюсь в компании.
  • Я умею оказывать влияние на людей.
  • Я умею вести за собой группу людей.
  • Я располагаю к себе окружающих, людям хорошо со мной.
  • Я часто улыбаюсь другим людям.
  • Я могу найти общий язык с любым человеком.

Теперь разделите свой общий балл на 6, чтобы получить средний балл харизмы. По словам исследователей, если оно выше 3,7 — вы более харизматичны, чем среднестатистический человек.

Эффективность теста ученые проверили на сотрудниках Amazon Web Services. Результаты показали, что в большинстве случаев человек оценивает уровень своей харизмы так же, как его оценивают другие люди.

Возможно ли развить харизму

Современные психологи отмечают, что харизму можно развивать, и для этого существует множество способов. Они отмечают, что харизма, хотя и зависит от изначальной экстравертности человека, может стать усвоенным навыком, который вполне реально усилить, как, например, словарный запас при изучении иностранного языка.

Более того, Рональд Риджио, профессор в Claremont McKenna College, который много лет посвятил изучению харизмы, утверждает, что множество людей просто «не реализует потенциал для развития своей харизмы» в течение жизни и даже не пытаются стать более харизматичными и благодаря этому улучшить свою жизнь.

Некоторые исследователи высказывают мнение, что харизму и, в частности, эмоциональный интеллект, следует сделать школьной дисциплиной. По словам голландского нейропсихолога Эрика Мэтсера, «обучение эмпатии и навыкам межличностного общения в школах поможет людям полностью раскрыть свой потенциал во взрослой жизни».

Примером человека, который дал себе шанс и сумел стать безусловно харизматическим лидером, часто называют Стива Джобса. Видео его выступлений на YouTube до сих пор пересматривают миллионы человек. Но начинал он совсем иначе. В записях его первых появлений на публике Джобс производит впечатление довольно застенчивого человека, иногда даже занудного. С годами он развил свой фирменный магнетизм и то, что его коллеги впоследствии описывали как «поле искажения реальности». Первым эту фразу для характеристики Джобса использовал Бад Триббл, один из первых дизайнеров Apple Macintosh, процитировав научно-фантастический сериал «Звездный путь». Если в сериале герои силой мысли создавали собственную реальность, то Джобс искажал у коллег представление о масштабах трудностей, заставляя их поверить практически во что угодно. Тем самым он убеждал команду в том, что любая задача выполнима.

Фото:Justin Sullivan / Getty Images
Индустрия 4.0 «Люди перестанут ходить в магазины»: прогнозы Стива Джобса о будущем

Зачем развивать харизму

Прокаченная харизма:

  • Служит топливом для достижения целей. Она работает как социальный ускоритель, позволяя быстрее и легче добиваться желаемого. Харизма создает вокруг человека ауру успеха, в которую верят окружающие, восхищаясь им и желая помочь ему в достижении целей.
  • Компенсирует пробелы в подготовке или квалификации. Для примера представим двух студентов, которые успели прочитать только половину билетов перед экзаменом. Обоим не повезло: им достались билеты из непрочитанной половины. Но в итоге один вышел с пятеркой, потому что сумел обаять экзаменатора и незаметно перевести разговор на те области, в которых был уверен. Второго отправили на пересдачу: понимая, что не готов, студент отвечал неуверенно, отчаянно пытаясь вспомнить хоть что-то из лекций.
  • Умножает результаты в работе. По словам Оливии Фокс Кабейн, харизма позволяет одному успешному продавцу продать в пять раз больше своих коллег, работающих в той же сфере. Дело в том, что покупать у него приятнее. Он не только отдает продукт за деньги, но и умеет дать клиенту хороший совет, непринужденно шутит, с улыбкой благодарит за покупку.
  • Для руководителей — выводит управление на качественно новый уровень. Все больше компаний сейчас нанимают тренеров для своих топ-менеджеров, чтобы привнести в их личный стиль управления элементы харизматического. Британский психотерапевт и консультант Ричард Рейд, создавший авторский курс по развитию харизмы и тренировавший сотрудников Google, отмечает: «Лидерство приходит с эмоциональным интеллектом, по сути, в нем и заключается харизма. Лидеры, не обладающие EQ, опираются в основном на правила и инструкции. EQ помогает управлять с помощью влияния на других людей, что более эффективно». Другими словами, в атмосфере, созданной харизматическим лидером, сотрудники разделяют идеалы и цели руководителя.

Фото:Snapwire / Pexels
Экономика инноваций До глубины души: как руководителю «заразить» сотрудников идеей инноваций

Как развивать харизму

Работать над самопрезентацией

Именно внешний образ оценивают окружающие еще до того, как вы начинаете говорить. Эксперты предлагают следующее:

  • Проявляйте эмоции более явно. Рональд Риджио советует выражать эмоции яснее и точнее и контролировать их, когда того требует ситуация. Риджио предлагает потренироваться перед зеркалом: всего несколько минут практики в день позволят лучше познакомиться с собой и подготовиться к общению с другими людьми.
  • Улыбайтесь. Улыбка символизирует оптимизм и добро, благодаря ей вы расположите к себе собеседника.
  • Принимайте уверенную позу. Оливия Фокс Кабейн в своей книге пишет о том, как сильно поза человека влияет на то, как его воспринимают окружающие. По ее словам, для проявления невербальной силы могут пригодиться позы, которые она называет «большой гориллой» или королевской позой. Первая вдохновлена боксерским поединком: нужно стараться занять все доступное пространство. Вторая отражает самообладание и уравновешенность, которые не терпят лишних жестов, поддакивания или волнения. Уверенная поза влияет и на внутренний настрой за счет контакта мозга и тела.

Перечисленные приемы могут показаться искусственными, но важно помнить про существенный изъян человеческого мозга, который делает их рабочими: разум часто не отличает факты от вымысла. Кабейн приводит пример с фильмом ужасов: «Вы когда-нибудь чувствовали, как учащается сердцебиение во время просмотра фильма ужасов? Но это всего лишь фильм, и вам ничего не угрожает. Однако вы вовлекаетесь в процесс, начинаете в него верить, а организм в ответ вырабатывает адреналин». Этот эффект можно эксплуатировать, изображая те или иные проявления харизмы и заставляя окружающих в них верить. Как гласит английский афоризм, «притворяйся, пока не сделаешь это правдой». Именно с этого начинал Стив Джобс.

Налаживать контакт с окружающими

  • Будьте внимательным слушателем. По словам Риджио, фокусироваться на словах других и задавать дополнительные вопросы даже важнее того, что говорите вы сами. Билл Клинтон успешно использовал этот прием в политической карьере: встречавшие его люди говорили, что он заставляет их почувствовать себя самым важным человеком, а за этот опыт многие готовы «платить» искренним восхищением.
  • «Отражайте» собеседника. Эта стратегия называется зеркальным отражением: легкое подражание поведению и жестам другого человека автоматически располагает его к вам. В 1999 году исследователи Нью-Йоркского университета задокументировали «эффект хамелеона», который возникает, когда люди неосознанно имитируют поведение друг друга. Это копирование способствует возникновению симпатии.
  • Работайте над ораторскими навыками. Харизматичные люди говорят спокойно, но увлеченно, с паузами, но достаточным темпом, чтобы удерживать внимание слушателей. Ораторское мастерство можно развить, записывая себя на диктофон и практикуясь у зеркала, представляя перед собой аудиторию. Профессор Джон Антонакис из Университета Лозанны, исследовавший способы развития харизмы, отмечает, что личные истории, метафоры и сравнения делают речь более живой, а рассказчика — более обаятельным и «своим» в глазах слушателей.

Использовать внутренние или ментальные техники

  • Визуализируйте. Оливия Фокс Кабейн советует перед презентациями и важными встречами заранее представлять, как вы будете себя вести. Стоит вообразить себе всё — вплоть до улыбки и рукопожатия. В ходе реальной встречи это создаст эффект знакомой ситуации и придаст уверенности.

Кабейн отмечает, что научные исследования показали: чем больше мы используем мозг, тем больше нейронных связей активируем и тем прочнее они становятся. Таким образом визуализация желаемого как бы заставляет мозг работать над его достижением.

  • Работайте над мотивацией и настроением. Человек может заряжать других энергией и вдохновлять идти за собой, только если он сам «горит» каким-то делом или идеей.

Книги по развитию харизмы

  • «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ», Дэниел Гоулман. Впервые изданная в 1995 году, книга стала мировым бестселлером и была переведена на 40 языков. Автор рассуждает, чем отличается «обычный» интеллект от «эмоционального» и почему обладатели первого зачастую уступают обладателям второго в достижении успеха на работе и в личных отношениях. Книга будет полезна тем, кто хочет научиться контролировать эмоциональные порывы, налаживать контакты и даже угадывать чувства других людей, располагая окружающих к себе.
  • «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», Дейл Карнеги. Книга стала классикой бизнес-литературы и уже несколько десятилетий не теряет актуальности. Карнеги советует улыбаться собеседнику, проявлять внимание к его интересам, внимательно слушать, быть искренним и избегать критики.
  • «Харизма: Как влиять, убеждать и вдохновлять», Оливия Фокс Кабейн. Книга развенчивает миф о том, что харизма — дар богов. Кабейн доказывает, что харизма — это навык, который по силам освоить каждому, и дает практические советы, как его тренировать.
Обновлено 01.02.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть