Что такое культура соучастия
Технологии продолжают ускорять изменения, и иногда это приводит к появлению серьезных проблем, которые оказываются слишком велики, чтобы один человек или отдельная организация смогли с ними справиться. Решение — в культуре соучастия, или партиципации, и открытых инновациях.
Партиципация приближает человека, который раньше был только потребителем, к позиции производителя. Он сам принимает решения и перестраивает среду, в которой живет.
Объединяясь, люди из разных организаций и дисциплин способны находить более эффективные и инновационные решения. Для примера возьмем открытый исходный код — текст на языке программирования, которым бесплатно может пользоваться другой человек. Открытый код позволяет интегрировать готовые эффективные решения тысяч специалистов по всему миру в новые продукты: доступные программы, новые полезные приложения и сайты без ошибок. А открытые медицинские данные меняют отношения между пациентом и врачом.
Партиципация дает доступ к коллективному разуму, помогает лучше сформулировать реальные потребности и задачи, которые беспокоят людей и использовать эту информацию для создания новых продуктов и услуг.
Потребитель как соавтор продукта
Культуру партиципации и сообщества, которые ее практикуют, с 2000-х годов описывает американский философ и культуролог Генри Дженкинс. Он утверждает, что с развитием технологий и социальных медиа мы переживаем беспрецедентный культурный опыт, когда каждый становится автором.
Мы все производим контент: пишем посты, снимаем фото и видео, записываем музыку, наполняя цифровую среду своими смыслами. Раньше это было доступно только культурным элитам, но благодаря технологиям элитарная составляющая уходит в прошлое.
При этом мы не только производим индивидуальные продукты, но и объединяемся с другими людьми. Например, люди создают фан-сообщества, чтобы взаимодействовать с автором и формулировать запрос на тот контент, который им нужен. Если такое сообщество составляет ядро целевой аудитории и не просит чего-то запредельного, скорее всего, автор пойдет навстречу. Так человек может создавать собственный продукт в соучастии с другими людьми и автором оригинального контента.
Компания Nike предлагает покупателям участвовать в создании дизайна своих кроссовок. Пользователю предлагают готовые модели обуви и элементы, которые можно менять: от цвета и материала подкладки до шнурков. Apple меняет параметры ноутбука по желанию клиента. Если ему требуется больше оперативной памяти или нужна более мощная видеокарта — компания соберет подходящий компьютер.
Коллективный разум для решения глобальных задач компании
Microsoft — одна из первых компаний, которые поняли, что старый подход к инновациям «сверху вниз» нужно менять. Компания решила отойти от установки, что предлагать хорошие идеи могут только руководители и инновационные отделы. Для этого внутри компании создали центр The Garage.
Цель центра — поощрять сотрудников и направить организацию на путь инноваций. Если сотрудник видит что-то, что можно улучшить, ему не нужно ждать, пока кто-то другой заметит и исправит это — он может пойти в The Garage и развить свою идею.
Сначала центр организовал специальный хакатон для сотрудников, но стало очевидно, что людям недостаточно просто реализовывать собственные идеи — они хотят помогать решать глобальные проблемы, с которыми сталкивается компания.
Сила локального сообщества
Культура соучастия меняет пассивную роль потребителя на роль актора. Это актуально не только для онлайн-пространств и локальных сообществ. Партиципация — гражданская и коллективная практика, которая помогает решать проблемы жителей локальных территорий. Простой пример — краудфандинговая поддержка общественных и благотворительных инициатив. Например, благоустройство территории, создание общественных пространств или помощь другим людям. Совместными усилиями жители могут решать проблемы, которые их беспокоят, но не привлекают внимание официальных властей.
Краудфандинг помогает объединить большое количество заинтересованных людей, представить их интересы, задействовать ресурсы и умножить на ресурсы самого проекта. Например, изначально Facebook была соцсетью одного кампуса, но со временем выросла в один из главных инструментов современной коммуникации. Таких маленьких проектов много, и всем им нужна помощь.
Использование и развитие творческого потенциала миллиардов людей во всем мире определит темпы человеческого прогресса в будущем. Поэтому для современного человека важно не просто пассивно потреблять, но и создавать что-то свое.
Кейс: как сделать городскую набережную своими руками
Команда из общественных активистов МИЦ, студентов-архитекторов, маркетологов и продюсеров культурных событий планирует создать комфортное городское пространство на берегу реки Волги в Ульяновске. Таким пространством может стать прибрежная зона — здесь установят скамейки и места для отдыха, приведут территорию в порядок.
Задача
Собрать ₽210 тыс. с помощью краудфандинга, чтобы своими силами обустроить локацию на берегу Волги в Ульяновске за июнь 2021 года. Активисты выбрали километровый отрезок прибрежной зоны справа от Императорского моста. Это совмещенный автомобильно-железнодорожный мост через Волгу, который соединяет две части города.
Проект поможет понять, будет ли локация пользоваться популярностью. Если да, то предполагается, что можно обустроить полноценную набережную. Он даст молодым архитекторам возможность преобразить городское пространство, а жителям — более комфортный доступ к Волге.
Предпосылки и мотивация
Горожане живут у одной из самых крупных и значимых рек России. При этом в Ульяновске нет набережной. Ее роль выполняет бульвар Новый Венец, откуда можно посмотреть на Волгу только с высоты более 100 метров. Есть пляжи и несколько парков. А набережной — нет. У правого берега есть потенциал для обустройства набережной. Он может стать местом притяжения людей, если будет выглядеть благоустроено и удобно.
Такой вывод можно сделать, поскольку в теплое время года горожане устраивают здесь свидания, отдыхают с друзьями, фотографируются, любуются закатами и даже забрасывают удочки в реку. Местные музыканты снимают здесь клипы, а видеографы — рекламные ролики.
Сейчас участок не приспособлен для отдыха — здесь нет обустроенных точек, негде спрятаться от дождя и солнца, а посидеть можно только на бетонных плитах. Сюда часто приезжают на машинах, остаются в них или рядом с ними. Из-за этого место кажется безлюдным и небезопасным.
Решение
Повысить комфортность и привлекательность территории на правом берегу Волги с помощью доступных решений. Дать импульс к общественным размышлениям и конкретным действиям по развитию набережной.
Реализация
Конечно, компания молодых людей не сможет построить набережную с нуля своими руками, но может провести эксперимент, который поможет оценить потенциал места и понять, куда двигаться дальше. Доступное решение, чтобы это проверить — некапитальное строительство.
Пока никакой инфраструктуры на берегу нет. Команда активистов вместе с горожанами уберет мусор и приведет зеленые зоны в порядок. Установят некапитальные конструкции — скамейки, подиумы, качели и арт-объекты, которые одновременно послужат навесами. Для этого планируют собрать ₽210 тыс.
Проект благоустройства создавали с учетом мнения жителей улицы и людей, которые там отдыхают. Участники команды приезжали на место и спрашивали отдыхающих, чего им не хватает, собирали людей, которым интересна территория, чтобы обсудить ее будущее вместе.
При этом городская администрация знает об этих планах и заинтересована в их реализации. Проект поможет городу понять, нужна ли здесь более масштабная работа, что именно нужно горожанам, какой должна быть набережная.
В конце выбранного отрезка есть треугольный асфальтированный участок. Здесь сделают зону отдыха и оформят спуск к Волге. Добавят сцену, беседку с качелями, арт-объекты от ульяновских мастеров.
Результаты
На молодежном форуме идею поддержал «Газпром трансгаз Самара» и выделил ₽300 тыс. на ее реализацию. На начало мая команда собрала ₽220 тыс. с помощью краудфандинговой платформы Planeta.ru.
Значительную часть суммы пожертвовали безвозмездно — ₽80 тыс. Самое крупное пожертвование без вознаграждения составило ₽10 тыс. Для остальных спонсоров предусмотрены подарки, самый популярный — металлические таблички с Instagram-визитками. Их установят на набережной во время благоустройства.
Необходимую сумму собрали раньше половины от назначенного срока. Все запланированные работы закончили до конца июня 2021 года.
Команда продолжила собирать деньги на решения проблем, о которых говорили жители во время сбора.