Согласно исследованию консалтинговой компании Accenture, у российского бизнеса значительно вырос интерес к устойчивому развитию. Из 140 опрошенных топ-менеджеров отечественных компаний 98% считают вопросы ESG приоритетными, а 64% включают их в топ-3 направлений развития бизнеса в 2021 году.
Устойчивое развитие — ключевое понятие зеленой экономики. Под устойчивым развитием подразумевается набор из 17 взаимосвязанных целей (ЦУР), разработанных в 2015 году Генеральной ассамблеей ООН в качестве «плана достижения лучшего и более стабильного будущего для всех». Среди них — искоренение нищеты, борьба с голодом, защита окружающей среды, оптимальное использование ресурсов, а также повышение качества жизни людей путем совершенствования здравоохранения, образования и трудоустройства.
Торговля, машиностроение, пищевая промышленность и финансовый сектор больше других уделяют внимание внедрению устойчивых практик. ESG-повестка проникает и в политику — при том что Цели ООН и Парижское соглашение остаются ахиллесовой пятой многих государств, в том числе России. В 2021 году РФ заняла 46-е место в общем рейтинге по достижению ЦУР — и хотя нам есть куда расти, но некоторые ESG-тренды уже заметны в повседневной жизни. Рассмотрим ряд из них.
Тренд 1. Энергичное развитие электромобилей
Минэкономразвития намерено активно развивать электротранспорт — к 2024 году в стране должны построить 20 тыс. зарядных станций, к 2030-му — 150 тыс. (из расчета одна станция на десять машин или на 100 км федеральных автодорог). В первую очередь «зарядки» появятся в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Сочи, Нижнем Новгороде, Казани и Севастополе, а также на автомагистралях М-4 «Дон», М-12 Москва — Казань и «Таврида». Также здесь планируют ввести нулевой транспортный налог на электромобили и обеспечить бесплатную парковку владельцам. А в Сочи и Севастополе может появиться электрокаршеринг — у городов-курортов высокий потенциал развития этого направления, считают в Минэке.
Кроме того, в ведомстве предложили стимулировать спрос на электромобили с помощью скидок. Максимальная льгота для покупателей составит 25% — то есть ₽625 тыс. от индикативной стоимости машины ₽2,5 млн. Однако скидка будет предоставляться только на электрокары, локализованные в России. До конца 2023 года часть стоимости можно будет вернуть за покупку авто крупноузловой сборки, в том числе с использованием импортной аккумуляторной батареи. А затем скидка будет распространяться лишь на электромобили мелкоузловой сборки с отечественным аккумулятором.
В 2022 году правительство России планирует провести эксперимент — электрокарам разрешат бесплатный проезд по платным участкам федеральных трасс.
Российский рынок электромобилей пока находится в зачаточном состоянии — в 2020 году их продажи составили 0,1% от общих продаж авто. Но, по прогнозам чиновников, к 2030-му общий парк электрокаров достигнет 1,5 млн штук. Сегодня КамАЗ — единственный отечественный производитель, у которого есть работающий прототип электрокара («Кама-1»).
Тренд 2. Ставка на общественный транспорт
Сейчас доля электрического общественного транспорта Москвы (с учетом метро и электричек) составляет 70%, но через пять лет этот показатель должен вырасти до 90%, обещает глава городского департамента транспорта Максим Ликсутов.
Столица планирует полностью перейти на электробусы к 2025 году, развивать сеть метро и железнодорожных маршрутов.
А на 2022 год намечен запуск пассажирских электрических судов, которые будут курсировать по Москве-реке не только летом, но и зимой, — это обещает уже мэр столицы Сергей Собянин.
Для начала создадут два полноценных маршрута: от Киевского вокзала через Москва-Сити в Фили и от ЗИЛа до Печатников — с мини-вокзалами по пути следования. Примерная провозная способность этих направлений составит 15–16 тыс. пассажиров в сутки. Если проект будет пользоваться спросом, власти добавят новые маршруты.
Столица всегда выглядит ярче, но общественный транспорт развивается и в других уголках страны. Например, в Перми планируют создать наземное метро по типу Московских центральных диаметров.
Тренд 3. Переход на инновационные продукты питания
Выбросы парниковых газов от животноводства сравнимы с транспортными выхлопами. При этом растительные аналоги мяса выделяют на 30–90% меньше углерода, для их производства используется на 72–99% меньше воды и на 47–99% меньше земли, а также не требуются антибиотики. Учитывая темпы роста мирового населения, все более стремительную деградацию окружающей среды, сокращение ресурсов и климатический кризис, человечеству необходимо пересмотреть свой рацион. В этом помогает разработка инновационных продуктов. Хит последних лет — растительное мясо, которое по структуре и вкусу похоже на настоящее. Передовиками в этой области считаются компании Beyond Meat и Impossible Foods, но и отечественные производители не отстают от мировых трендов.
На российском рынке искусственного мяса есть несколько крупных игроков — Well Done, Greenwise, «Еда будущего», выпускающая продукцию под брендом Hi!, и торговая марка «Не мясо». Их продукция появляется в ресторанах и кофейнях, активно захватывает крупные торговые сети и маркетплейсы.
По оценке Deloitte Consulting, в 2020 году на покупку растительного мяса россияне потратили ₽2,6 млрд.
Рынок пока невелик, но у него огромный потенциал: аналитики сообщают, что около 47% россиян в возрасте от 16 до 40 лет готовы включить в свой рацион альтернативное мясо. По прогнозам Deloitte, в ближайшие пять лет мировой рынок этого продукта будет расти не менее чем на 10% в год.
Также становится популярнее растительное молоко, а в перспективе можно ожидать появления еще более диковинных продуктов — ученые Казанского федерального университета уже занимаются культивацией конины и осетрины из стволовых клеток.
Тренд 4. Отказ от упаковки с пластиковым следом
Согласно исследованиям движения Break Free From Plastic, в рейтинге компаний, оставляющих наибольший пластиковый след во всем мире, три года подряд лидируют Coca-Cola, PepsiCo и Nestle. В десятку провинившихся входят и такие гиганты, как Unilever, Procter & Gamble и Mars. Закрывать глаза на проблему пластика уже невозможно, а потому многие компании всячески стремятся сокращать свой полимерный след. В первую очередь это касается модернизации упаковки: от пластика либо отказываются вовсе и переходят на другие материалы, либо при производстве тары используют меньше первичной пластмассы — в состав добавляют вторсырье, а тип пластика выбирают так, чтобы его было легко сдать на переработку.
Например, Unilever объявила, что к 2025 году ее упаковка будет на четверть состоять из переработанных полимеров, а использование первичных сократится на 100 тыс. т. К концу 2020 года Unilever в России уже выпускала 81 вид косметической продукции под марками «Лесной бальзам», «Чистая линия», «Черный жемчуг», Closeup, Love Beauty and Planet и TRESemmé в упаковке из стопроцентно переработанного ПЭТ. Coca-Cola обещает к 2025-му сделать всю упаковку пригодной для переработки и использовать при ее изготовлении 35% вторичной пластмассы. Бренд Garnier планирует отказаться от первичных полимеров полностью — сегодня вся упаковка шампуней и кондиционеров линейки Fructis состоит из стопроцентно переработанного пластика. Эти и многие другие бренды уже стоят на полках российских магазинов с призывом «Сдай на переработку» или «Эта упаковка на X% состоит из вторсырья».
В мае 2021 года вице-премьер России Виктория Абрамченко сообщила, что на законодательном уровне планируется запрет на использование пластиковых трубочек, одноразовой пластиковой посуды, ватных палочек и цветных бутылок.
В августе Минприроды направило в Минпромторг предложение по запрету использования 28 видов одноразовой упаковки. Помимо вышеперечисленных предметов туда попали пластиковые капсулы от кофе, крышки от стаканов и несколько видов трудноперерабатываемого мягкого пластика.
Тренд 5. Сбор вторсырья не отходя от кассы
Не отстают от экоинициатив и ретейлеры. В рамках стратегии устойчивого развития компания X5 Group перевела «Перекрестки» и «Пятерочки» на новые пакеты — при их производстве используется 35% вторичного сырья. Также в мобильных приложениях магазинов появилась функция отказа от печати бумажных чеков.
При поддержке различных брендов в торговых сетях появляются фандоматы и рефил-станции. Так, бренд BioMio установил в некоторых «Перекрестках» и «Глобусах» станции по розливу бытовой химии в свою тару — их можно встретить в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Краснодаре, Воронеже и Курске. А год назад в «Перекрестках» компания Splat запустила программу по сбору пластиковых зубных щеток — за это время было установлено более 800 контейнеров по всей стране. Интересно, что X5 стала первым российским ретейлером, который присоединился к Глобальному договору ООН в области устойчивого развития — международной инициативе, направленной на развитие ответственных бизнес-практик.
Самую большую негосударственную сеть из 80 фандоматов установила компания Procter & Gamble в магазинах «Магнит». Сегодня их аппараты есть в Москве и Краснодаре — они принимают пластики 01 ПЭТ, 02 ПНД и 05 ПП. В некоторых столичных «Пятерочках» в прошлом году запустились фандоматы от Coca-Cola — в них можно сдать ПЭТ-бутылки и алюминиевые банки. А «Чистая линия» компании Unilever поставила восемь аппаратов по сбору пластиковых отходов в «Перекрестках» и «Каруселях» Москвы, Петербурга и Екатеринбурга.
Рефил-станции появляются и в магазинах сети «Вкусвилл» — недавно бренд Cleeny открыл в Москве свою первую точку продажи бытовой химии на розлив. В сетевых торговых точках также установлены боксы для сбора батареек, пластиковых карт и крышечек, а в столичных магазинах можно найти контейнеры для сдачи книг от проекта Re:Books, пункты приема мягкого пластика; там же можно налить кофе в свой стакан или воду в свою бутылку. Кроме того, при поддержке бренда «Балтика» в некоторых московских, петербургских и самарских «Вкусвиллах» установили фандоматы для сбора пластиковых бутылок и алюминиевых банок. В сети гипермаркетов «Глобус» тоже стоят боксы для сбора батареек и энергосберегающих ламп, а также фандоматы, появившиеся по инициативе компании IDS Borjomi International.
По заявлению главы «Российского экологического оператора» (РЭО) Дениса Буцаева, в стране к 2022 году должны появиться 10 тыс. фандоматов для приема пластиковой, стеклянной и алюминиевой тары.
В этом году аппараты от РЭО установят в Челябинской, Белгородской и Нижегородской областях, в 2022-м — еще в семи субъектах РФ. Планируется, что фандоматы украсят собой жилые комплексы, торговые центры, общественные пространства и транспортные узлы.
Тренд 6. Наступление эры беспилотных машин
К 2024 году на трассе М11 Москва — Петербург будет запущен коридор для беспилотных фур. Это поможет увеличить скорость доставки грузов, повысить безопасность перевозок, сэкономить топливо и в перспективе даже снизить затраты на обслуживание и ремонт транспортных средств. В дальнейшем проект может быть распространен на дорогу Москва — Екатеринбург и другие направления.
Пока же беспилотники штурмуют сферу доставки. Робот-курьер «Яндекс.Ровер» привозит продукты из «Яндекс.Еда» и «Яндекс.Лавка» — сегодня повзаимодействовать с таким помощником можно в Москве и Санкт-Петербурге.
Кроме того, мини-грузовики R2 работают с корреспонденцией на территории «Сколково».
В середине этого года свои беспилотники запустила и «Почта России». Пока у электронных почтальонов один «участок»: Анадырь — Угольные Копи (Чукотка). Но в дальнейшем планируется создать 20 маршрутов в четырех регионах РФ — Камчатском крае, Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском и Чукотском автономных округах. Тогда получится ежегодно доставлять до 245 т писем и посылок в особо удаленные районы, сократив сроки обмена корреспонденцией примерно в два раза.
Тренд 7. Отказ авиации от традиционного топлива
Более устойчивыми могут стать и авиаперелеты — компания Airbus задумала перевести свои пассажирские самолеты с керосина на биотопливо. Его производят из переработанного растительного масла, водорослей или бытовых и сельскохозяйственных отходов.
Согласно расчетам экспертов, применение SAF (Sustainable Aviation Fuel) позволит сократить выбросы углекислого газа на 80% по сравнению с ископаемыми видами топлива.
С 2016 года с использованием SAF уже было совершено более 300 тыс. полетов — сегодня опыт работы с ним имеется более чем у 45 авиакомпаний. Lufthansa и KLM постоянно используют смесь SAF с ископаемым реактивным топливом (50 на 50%) на рейсах, вылетающих из Франкфурта и аэропорта Схипхол. Однако пока широкого применения биотопливо не нашло — цена на него остается высокой.
Тренд 8. Ориентация бизнеса на благотворительность
ESG-стратегии компаний часто включают в себя еще и благотворительные программы. Например, в 2015 году X5 Retail Group совместно с фондом продовольствия «Русь» запустила проект «Корзина доброты».
В первый год работы нуждающимся было передано 5 т еды, а в 2020-м — уже 267 т, которые помогли поддержать более 142 тыс. человек.
X5 планирует наращивать охват семей, получающих продовольственные наборы от «Корзины доброты», до 30% в год.
Кроме того, сети магазинов «Пятерочка» и «Вкусвилл» сотрудничают с добровольческой спасательной организацией «Лиза Алерт», занимающейся поиском пропавших людей. В «Пятерочках» созданы островки безопасности — специальные зоны для заблудившихся. Около 50 тыс. сотрудников торговой сети прошли курс обучения и могут помочь дезориентированным людям.
Проект ориентирован на страдающих деменцией и детей. А во «Вкусвиллах» размещаются стенды с информацией о пропавших.
Первый в России крупный форум на тему ESG состоялся в Москве 14 октября 2021 года при поддержке медиахолдинга РБК. С итогами конгресса «ESG-(Р)Эволюция» вы можете ознакомиться на странице мероприятия.