Устойчивое будущее: РБК Тренды обсудили ответственный бизнес на ПМЭФ-2022

Фото: Владислав Шатило / РБК
Фото: Владислав Шатило / РБК
В новых условиях экономики приоритеты бизнеса меняются, и фокус смещается с экологической повестки на социальные вопросы. Дефицит специалистов устойчивого развития — лишь одно из следствий таких изменений

В рамках ПМЭФ-2022 РБК Тренды провели сессию в секции «Устойчивое будущее», участники которой обсудили, как ответственный бизнес меняет курс и расставляет приоритеты в новых условиях

Участники сессии поговорили о перспективах ответственного ведения бизнеса в России, преодолении дефицита кадров в сфере устойчивого развития, а также о рисках ослабления экологического контроля.

О сессии

«Устойчивое будущее» — это площадка для прямого диалога международного уровня, которая объединяет представителей органов власти, корпораций и экспертных сообществ для совместного поиска практических предложений по решению ключевых вопросов в области устойчивого развития страны и ESG-трансформации.

В сессии участвовали:

  • Светлана Герасимова, руководитель проектного офиса стратегии и практики устойчивого развития, старший преподаватель РЭУ имени Плеханова,
  • Наталья Третьяк, первый вице-президент Газпромбанка,
  • Алексей Мокрушин, заместитель гендиректора Российского экологического оператора,
  • Анна Мелешина, член правления, директор по корпоративным отношениям и устойчивому развитию ПАО «Магнит»,
  • Покрас Лампас, современный художник, каллиграф,
  • Дмитрий Аксаков, исполнительный директор «ВЭБ.РФ»,
  • Елена Феоктистова, управляющий директор РСПП,
  • Евгения Кузнецова, генеральный директор и сооснователь российского консалтингового интегратора в сфере устойчивого развития You Social.

Модератором сессии выступил Кирилл Лукашук, гендиректор рейтингового агентства НКР.

Фото: РБК
Фото: РБК

«Экологическая повестка меняется»

Светлана Герасимова считает сегодняшние изменения экологической повестки «даже не пересборкой, а ее переосмыслением». По ее словам, этот процесс происходит и на международном уровне, но в условиях санкций возникает внутрироссийская дискуссия — кто станет внутренним экологическим ориентиром. Эксперт отмечает, что компании начинают менять свою повестку и отсекать некоторые экологические аспекты, а также переходить на короткий цикл планирования. При этом особая сложность состоит в том, что такие решения сложно принимать в одиночку, хотя «зеленая» повестка требует обсуждения с некоммерческим сектором, другими представителями бизнеса и т.д.

«Ведутся дискуссии — от того, что повестка устойчивого развития больше не нужна и она в такое сложное время является неким дополнительным обременением и, наоборот, до того, что именно благодаря повестке устойчивого развития можно сделать скачок вперед, ориентироваться не на допотопные технологии, а на долгосрочные стратегии будущих поколений и смотреть, что будет дальше — через следующий шаг — с различными компаниями, отраслями и в принципе на национальном уровне. Эти все вопросы сейчас снова в дискурсе», — подытожила Герасимова.

Наталья Третьяк же считает, что тренд устойчивого развития не пришел в страну извне, а «основные ценности устойчивого развития были зафиксированы на государственном, конституционном уровне еще более ста лет назад — в Конституции РСФСР 1918 года». По словам эксперта, бизнес чувствует осознанную необходимость выполнять социальные проекты, и процессы, которые запустили этот тренд, никуда не делись. Третьяк привела в пример изменение климата. По ее мнению, «изменение геополитической ситуации, безусловно, повлияет на темпы и, может быть, на формы применения механизмов, но оно точно не отменяет эту повестку».

Евгения Кузнецова отметила, что ресурсы у компаний для реализации экологических инициатив снижаются, «но заданную в прошлом году планку опускать никто не собирается». Эксперт пояснила, что компании хотят и дальше работать на благо общества и видеть бизнес-эффект от своих действий, а пока присматриваются к внутрироссийскому регулированию.

Фото:Unsplash
Зеленая экономика ESG-принципы: что это такое и зачем компаниям их соблюдать

«Потребители всё больше смотрят на ESG»

Алексей Макрушин заметил, что восприятие экологии населением радикально поменялось за последние годы. «Большое количество экологических протестов, аварий — все это создает и большое движение вокруг экологической повестки. Мы понимаем, что люди и дальше будут привлекать к этому внимание и бизнес просто так не оставят. Поэтому и бизнес будет стараться эти пожелания учитывать», — считает эксперт.

С ним согласилась и Анна Мелешина. По ее словам, «сегодня осведомленность потребителей в области экологической, социальной — то есть всех аспектов устойчивого развития — быстро растет, запросы потребителя растут». «Отказаться и поменять курс — уже не вариант!» — заявила эксперт.

Дмитрий Аксаков подтвердил, что «многие сейчас смотрят на новые рынки, например Азию или Ближний Восток, и уже успели убедиться в том, что азиатские покупатели не менее заинтересованы в экологическом следе продукции, чем европейские или американские». По его словам, конечные потребители теперь отслеживают цепочку поставок с самого начала. Они понимают, что алюминиевые банки британских брендов делают и России, и т.д. По мнению эксперта, потребитель будет всё больше смотреть на то, насколько экологично и ответственно произведена любая продукция.

Фото:Pexels
Экономика инноваций Новый глобальный рынок: что нужно знать о бизнесе на Ближнем Востоке

«Государство должно сыграть свою роль»

Светлана Герасимова отметила, что «бизнес ждет некоей внятной повестки от государства — когда оно обозначит свои приоритеты в этой повестке». «И мы кое-что слышим. Устойчивое развитие как таковое остается. Эти сигналы мы точно слышим, они транслируются, и отказа нет от повестки. Вся система без внимания государства в этой теме заработать не может — это надо понимать. И приоритеты, конечно, нужно слышать. Одним из важнейших стейкхолдеров повестки становится государство, это точно», — заявила она. Кроме того, отметила эксперт, запрос на повестку есть от молодежи, как от молодых работников компаний, которые меняют бизнес изнутри, так и от потребителей.

Наталья Третьяк считает, что сейчас «некоторые вещи потребуют переосмысления», а в условиях санкций нужно переориентироваться на внутренний рынок и Восток. При этом России, по ее словам, нужно перестраивать производство в рамках импортозамещения с позиции экологизации.

Алексей Макрушин отметил, что в рамках реформы обращения с отходами нужно создать экономику замкнутого цикла, чтобы предприятия использовали отходы производства. «Мы должны создать спрос на продукцию, полученную после обработки и утилизации, со стороны промышленных производств. Чтобы наши строители, промышленники, сельское хозяйство брали к себе в работу продукцию, полученную из вторичных ресурсов, и использовали ее у себя в производстве», — сказал он.

Елена Феоктистова подчеркнула, что «страна не будет закрываться и экономика остается открытой», поэтому и экологические цели сохраняются. Теперь, по ее словам, важно понять, «насколько мы отступили от этой колеи и как будем туда возвращаться».

Фото:Правительство Московской области
Экономика инноваций Как развивается импортозамещение в Подмосковье

«Пора менять привычки»

По мнению Анны Мелешиной, у бизнеса должна быть привычка оперировать принципами устойчивого развития, а у потребителя — «привычки на уровне того, как он ходит в магазин, как он выбирает продукты, что он делает с упаковкой после использования продуктов, как он ведет себя дома — пользуется или не пользуется той инфраструктурой для сбора вторичного сырья». Она признала, что эта история «не сиюминутна».

Покрас Лампас считает, что бизнес должен формировать больше точек взаимодействия и коммуникации с потребителями. По его словам, суть такой коммуникации должна состоять в том, чтобы показать эволюцию бренда. «В нашей стране должны появиться свои кейсы осознанного потребления или перерабатываемой упаковки», — уверен он.

Фото:Даниил Ярощук
Социальная экономика Покрас Лампас — РБК: «Личный бренд начинается с собственной философии»

Евгения Кузнецова отметила, что энергоэффективность, модульность, многоразовые материалы — все это позволяет бизнесу сокращать затраты, и все это можно делать самостоятельно. При этом, по ее словам, можно повысить лояльность потребителей к бренду.

Обновлено 16.06.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть