Как выстроить свою сеть контактов и нетворкинг: дневник обучения

Фото: из личного архива
Фото: из личного архива
Финальные заметки директора по цифровому маркетингу Альберта Усманова с курса СКОЛКОВО о персональном бренде. В завершающем модуле студенты оценят свой социальный капитал и научатся выстраивать сеть контактов

Альберт Усманов специализируется на управлении и цифровой трансформации продуктов и коммуникации. Сейчас отвечает за цифровой маркетинг (CDO) в холдинге S8 Capital. Учился в Yale School of Management, MIT Sloan School of Management.

Первая часть — описание курса.

Вторая часть — как правильно продвигать личный бренд.

Последний модуль курса

Заключительный модуль посвящен работе со своим окружением. Студенты учились анализировать и строить собственный социальный капитал, работали с нетворкингом и разрабатывали стратегию персонального бренда.

Темы модуля:

  • реальное влияние социального капитала на качество жизни;
  • оценка своего уровня социального капитала;
  • завершение задания «Окно Джохари»;
  • тактика построения сети контактов и окружения;
  • личная команда менторов;
  • личная стратегия развития персонального бренда.

По окончании курса состоялась очная встреча с авторами программы: профессором школы бизнеса им. Фукуа Дори Кларк, профессором московской школы управления СКОЛКОВО Светланой Миронюк и директором открытых программ бизнес-школы СКОЛКОВО Ириной Кулигиной.

Социальный капитал и его влияние на качество нашей жизнь

Социальный капитал — принадлежащий каждому из нас ресурс, который возникает на основе взаимоотношений между людьми и облегчает совместную деятельность. Он есть у каждого из нас. Это связи, общественные нормы и доверие, передаваемые из одной ситуации в другую. Сообщества с высоким уровнем социального капитала лучше организованы — люди действуют более слаженно и умеют справляться со сложными вызовами.

Французский социолог Пьер Бурдье писал, что чем больше социальный капитал, тем меньше людям нужны формальности, тем легче идут любые процессы и действия. Как и другие формы капитала, социальный капитал приносит дивиденды, если его активно использовать.

Лекция экономиста Сергея Гуриева об измерении социального капитала, выгоде доверия, репутации и медиа

Социальный капитал создает условия для координации и кооперации ради взаимной выгоды. Это одна из важных характеристик общества, определяющая качество жизни в каждой стране. Отношения с другими людьми влияют на удовлетворенность своей жизнью больше, чем любые другие факторы.

Думаю, эта тема достойна отдельного курса, особенно с учетом отечественных реалий. Общий вывод из нее прост — ощущение счастья и крепкое здоровье человеку обеспечивают, в первую очередь, хорошие и позитивные отношения с другими людьми.

Люди с крепкими социальными связями чувствуют себя счастливее, они более здоровы физически, живут дольше и сохраняют высокие умственные способности в пожилом возрасте. Другими словами: то, как мы относимся друг к другу, общаемся и взаимодействуем, влияет на то, как мы живем.

Выступление Роберта Уолдингера о самом масштабном исследовании человеческого счастья

Чтобы оценить потенциал своего социального капитала, студенты прошли тест из 39 вопросов. Опрос затрагивал самые разные сферы жизни: от мировоззрения до культуры, от способов получения информации до ощущения себя частью определенных групп.

Мой результат показал высокий уровень социального капитала. По мнению авторов теста, я ощущаю себя частью большого сообщества самых разных людей, которые поддерживают меня эмоционально и на практике. Мои социальные контакты разнообразны. Они помогают расширять мировоззрение и экспертизу, получать доступ к новым возможностям и находить решения сложных задач.

Завершение задания «Окно Джохари»

В первом дневнике я уже рассказывал об упражнении «Окно Джохари». Это техника, которая помогает лучше понять взаимосвязь между своими личными качествами и тем, как их видят окружающие. С помощью результатов тестирования «Clifton Strength» и персонального SWOT-анализа студенты завершили матрицу «Окно Джохари». Учащиеся заполняли таблицу из четырех «окон»:

  1. Открытая зона.
  2. Скрытая зона.
  3. Слепая зона.
  4. Неизвестная зона.

Открытая зона. В этом блоке матрицы опишите характерные черты и особенности личности, которые вы открываете другим людям. Задание помогает сформировать персональный бренд, поэтому здесь нужно быть честным.

Матрица «Окно Джохари», пример заполнения открытой зоны
Матрица «Окно Джохари», пример заполнения открытой зоны

Скрытая зона. В это окно нужно вписать особенности и черты характера, которые вы предпочитаете скрывать от других людей. То, что может раскрыть личные и профессиональные слабости.

Матрица «Окно Джохари», пример заполнения скрытой зоны
Матрица «Окно Джохари», пример заполнения скрытой зоны

Слепая зона. Задача этого окна — найти неизвестное о себе, но очевидное для других. Окружающие становятся для нас зеркалом, дают правдивый взгляд со стороны. Кто-то откроет для себя новые черты, а кто-то обнаружит новые точки роста.

Единственный способ уменьшить слепые зоны и скорректировать наше восприятие в глазах других людей — объективная обратная связь. В обычной жизни мы редко просим окружающих оценить свои поступки со стороны, опасаясь столкнуться с собой реальными.

В это окно матрицы могли попасть качества студента из исследования «как меня видят другие люди» — учащиеся собирали обратную связь о себе от своих сокурсников, знакомых и коллег.

Матрица «Окно Джохари», пример заполнения слепой зоны
Матрица «Окно Джохари», пример заполнения слепой зоны

Чтобы определить свои слепые зоны, авторы программы предлагают задать друзьям, коллегам, родственникам и другим целевым группам два вопроса:

  1. Кому и как ты бы мог меня рекомендовать?
  2. Какую черту характера мне стоит улучшить или усилить?

Неизвестная зона. Здесь необходимо указать качества, о которых не знаете ни вы, ни другие люди. Вопрос кажется очень абстрактным, но на него можно ответить: определите свои мечты или потребности, которые уже сформулировали, но оставили «мечтами» или «отложили на полку». Например, у меня это изучение отдельных наук и использование своих знаний в отдельных областях бизнеса.

Матрица «Окно Джохари», пример заполнения неизвестной зоны
Матрица «Окно Джохари», пример заполнения неизвестной зоны

Как грамотно выстроить сеть контактов

Нетворкинг — жизненная философия, суть которой можно описать простой фразой: «Связи решают все». Нетворкинг помогает создавать и расширять круг общения, укреплять в нем отношения и использовать эти связи дальше. Без развития своей сети контактов и нетворкинга невозможно построить свой личный бренд, говорить о персональном росте и трансформации карьеры.

Авторы курса делают особый акцент на развитии нетворкинга и своей сети контактов. Это постоянная работа, которая требует вложения времени, идей и эмоций, но без нее не обойтись.

Маркетолог Кейт Феррацци, выпускник Гарварда и Йеля, написал об этом целую книгу — «Никогда не ешьте в одиночку». Думаю, главное, что из нее нужно вынести — больше общайтесь и встречайтесь с людьми, делитесь мнением и слушайте собеседника. Организуйте встречи для знакомства и обмена опытом с лидерами и экспертами рынка. При осмысленном подходе вам мало кто откажет.

Альберт Усманов, директор по цифровому маркетингу
Альберт Усманов, директор по цифровому маркетингу (Фото: из личного архива)

Выдержки из книги Феррацци, которую изучали студенты курса.

Оказывайте поддержку и принимайте помощь:

  • каждому человеку нужна поддержка, как бы уверенно он себя ни чувствовал;
  • стремитесь, чтобы интересующие вас люди получили то, чего они хотят;
  • отдавайте больше, чем получаете;
  • не бойтесь связывать людей между собой;
  • не стесняйтесь спрашивать у ваших знакомых, коллег и друзей обратную связь о себе;
  • прочные взаимоотношения помогают находить смысл и удовлетворение на работе.

Укрепляйте отношения:

  • возьмите за правило вновь выходить на контакт в течение одного-двух дней после знакомства;
  • старайтесь понять потребности и проблемы своих знакомых;
  • обменивайтесь взаимными ожиданиями и демонстрируйте собеседнику, чем вы отличаетесь от него;
  • уделяйте максимум внимания собеседнику, даже если общаетесь с ним пару минут;
  • приспосабливайтесь к стилю общения оппонента;
  • будьте самим собой, показывайте, что ничто человеческое вам не чуждо.

Расширяйте круг знакомств:

  • знакомьтесь с новым человеком, и неважно, кем он будет, и где это произойдет;
  • будьте смелее и заранее представляйте благополучный исход знакомства;
  • знакомясь, будьте готовы что-то рассказать о себе — не ограничивайтесь новостями и болтовней.

Ключевые выводы:

  • стройте вокруг себя «сеть влияния» — группу людей, к которой можете отнести и себя;
  • помните, что эти люди должны быть вам симпатичны, в идеале — пользоваться влиянием и авторитетом в вашей профессиональной области;
  • учитесь у этих людей, но не рассчитывайте на сиюминутные и краткосрочные выгоды;
  • бескорыстно вовлекайте в свою жизнь новых людей — это даст позитивный эффект.

Нетворкинг

В этом блоке преподаватель программы Дори Кларк рассуждала о разных типах людей. Дори ссылалась на выводы американского ученого-психолога и профессора Уортонской школы бизнеса Адама Гранта. Она рекомендует отказаться от токсичных взаимоотношений и сфокусироваться на тех, где каждый участник выигрывает от взаимодействия.

Лекция Дори Кларк о персональном бренде

Тезисы из лекции Дори Кларк о нетворкинге:

  • в плане коммуникаций людей можно разделить на три категории: «отдающие», «обменивающие» и «берущие»;
  • всем хочется держаться подальше от «берущих», но с первого взгляда их распознать сложно;
  • при общении с любым человеком вначале давайте ему кредит доверия и выступайте «отдающим»;
  • по умолчанию исходите из того, что ваш знакомый ответит вам взаимностью;
  • если увидите, что человек вами не дорожит или пренебрегает, перестаньте ему помогать и переключитесь на общение с другими;
  • если человек сразу просит вас о чем-то важном — это плохой признак;
  • старайтесь не просить ничего важного в течение года после знакомства. Этот год покажет, что вы не из тех, кто умеет только брать;
  • если кто-то видит в вас соперника, не тратьте на него время и силы;
  • помогайте людям сближаться друг с другом, многие любят чувствовать себя частью группы.

А что делать интровертам

От трети до половины населения планеты — интроверты. Дори Кларк считает, что люди часто используют свою интроверсию, чтобы оправдаться и не общаться с окружающими. Эту когнитивную особенность можно описать фразой «О, знаете, я же интроверт, у меня такое плохо получается, я не умею и боюсь это делать».

Правда в том, что в реальном мире нам нужно налаживать отношения с другими людьми. Реальному миру все равно, кто мы — интроверты или экстраверты. Без коммуникации трудно построить нетворкинг и персональный бренд. Дори призывает интровертов использовать более сдержанные стратегии и смотреть на нетворкинг шире.

Тезисы о нетворкинге для интровертов из лекции Дори Кларк:

  • смотрите на построение отношений шире. Занимайтесь наукой, пишите книги и статьи, общайтесь в соцсетях;
  • один из важных инструментов нетворкинга — собственные мероприятия. Там вы можете знакомиться с людьми по своим правилам. Например, ужины, чаепития, дружеские матчи или игра в бадминтон;
  • многие избегают роли организатора, потому что боятся или смущаются, но это проще, чем кажется;
  • попробуйте найти единомышленника, чтобы помогать друг другу заводить знакомства: вы продвигаете его, а он — вас;
  • не стесняйтесь избегать неприятных ситуаций. Например, если вам не нравится караоке — не бойтесь отказываться. Помните, что вы отказываетесь не от общения с человеком, а от формы или места общения.

Роль менторов в вашем личном бренде

Наставники или менторы — часть развития персонального бренда и успешного построения карьеры. Ментор вдохновляет, помогает развиваться в личной и профессиональной жизни. Наставниками могут быть даже люди, которые моложе вас не на один десяток лет. Например, журналистка Хенк Филиппи Райан, удостоенная премии «Эмми», начала литературную карьеру, когда узнала о девушке, которая прошла у нее стажировку и написала роман. «Меня вдруг осенило, — рассказывала Хенк. — Если она смогла написать книгу, то и я смогу». Не забывайте об этом, когда будете собирать свой «совет директоров-наставников» из талантливых коллег, умудренных опытом профессионалов и молодых специалистов.

Альберт Усманов, директор по цифровому маркетингу
Альберт Усманов, директор по цифровому маркетингу (Фото: из личного архива)

Многие профессионалы регулярно собираются с коллегами, чтобы обсудить рабочие задачи и поддержать формат взаимной подотчетности. Такие встречи называют мастермайнд группами.

Дори Кларк считает, что профессиональный успех требует множества навыков, знаний и способностей. Больше, чем мы способны освоить самостоятельно. Наставники помогают нам совершенствоваться. Настоящие наставники — сведущие, опытные старшие коллеги — сегодня в дефиците. Новое понимание института наставничества, создание «совета директоров-наставников» поможет извлечь пользу из знаний, которыми обладают талантливые коллеги.

Резюме по курсу

Курс помогает студентам лучше разобраться в своих сильных и слабых сторонах, навыках и талантах, посмотреть на себя другими глазами и сформулировать свою уникальность. Учащиеся могут сделать первый шаг в создании своего персонального бренда и управлении своим социальным капиталом.

Это один из немногих курсов о персональном бренде, который опирается на исследования, работающие практики и методологию. Думаю, программа отлично подойдет тем, кто только начинает формировать персональный бренд и определять свою личную или карьерную стратегию.

Авторы курса правильно организовали техническую составляющую курса — подали основной контент, выработали методологию, интегрировали то, о чем часто забывают другие провайдеры образовательного контента. Например, блоки, посвященные исследованиям и работе над собой.


Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Обновлено 07.12.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть