Дневник обучения: как директор по digital-маркетингу строит личный бренд

Фото: из личного архива
Фото: из личного архива
Директор по цифровому маркетингу Альберт Усманов поступил на курс бизнес-школы СКОЛКОВО по развитию личного бренда. Мы попросили Альберта делиться полезными тезисами и мыслями, которые появляются у него во время курса

Об участнике: Альберт Усманов специализируется на управлении и цифровой трансформации продуктов и коммуникации. Сейчас отвечает за цифровой маркетинг (CDO) в холдинге S8 Capital. Учился в Yale School of Management, MIT Sloan School of Management. Осенью 2020 года он записался на онлайн-интенсив бизнес-школы СКОЛКОВО.

Что за курс

Название: «Бренд, которому доверяют: стратегия персонального продвижения».

Продолжительность: с 20 октября по 20 ноября.

Формат: дистанционное обучение в системе Canvas, Live-встречи и занятия в цифровой студии Glassroom.

Преподаватели: профессор бизнес-практики и проректор по развитию в СКОЛКОВО Светлана Миронюк, профессор школы бизнеса им. Фукуа при Университете Дьюк в США Дори Кларк.

Приглашенные эксперты: Полина Киценко, Борис Зарьков, Александр Архангельский (включен Минюстом в реестр иноагентов) и Игорь Чапурин.

Состав курса:

  • Модуль 1. Кто я? Стратегия создания бренда на базе аутентичности.
  • Модуль 2. Как меня видят другие? Позиционирование. Внешняя составляющая личного бренда и каналы коммуникации.
  • Модуль 3. Использование и развитие социального капитала.

Из названия программы можно сделать вывод, что вы будете изучать инструменты PR для продвижения себя. Это не так. Как и в случае построения бренда компании или продукта, на курсе изучают методологию. Вы исследуете себя и свои цели и разложите полученные данные в структуру. Совокупность этих данных поможет точнее определить свои реальные сильные стороны и сформулировать персональную цель. Воплощение этой цели поможет сформировать свой личный аутентичный бренд.

Альберт Усманов работает в маркетинге более 12 лет. Руководил направлением b2b-маркетинга «ВКонтакте», возглавлял управление цифрового маркетинга в Альфа-банке и Сбербанке
Альберт Усманов работает в маркетинге более 12 лет. Руководил направлением b2b-маркетинга «ВКонтакте», возглавлял управление цифрового маркетинга в Альфа-банке и Сбербанке

О чем первый модуль

В первом модуле дают определение персонального бренда и объясняют его важность для развития карьеры и своего бизнеса. Разделяют персональный пиар и персональный бренд, разрушают мифы. Дают инструменты работы с персональным брендингом, разбирают локальные и мировые практики его построения. В конце модуля студенты разрабатывают SWOT-анализ себя, проходят тест Gallup Clifton StrengthsFinder и получают обратную связь executive-коуча.

Сильный личный бренд — это инструмент достижения ваших целей в работе и жизни. Например, карьерный рост, старт своего бизнеса, культурного проекта или благотворительного фонда. В широком смысле сильный личный бренд полезен, чтобы политика выбрали избиратели, предпринимателя — клиенты и партнеры, стартапера — инвесторы, фрилансера — заказчики, а менеджера — крупные компании и владельцы бизнесов.

Персональный бренд — не самоцель, не стоит начинать его строить впрок, «на потом» или на всякий случай. Он в чем-то похож на вектор в математике. Сама по себе это динамическая величина, при этом вектор показывает направление движения. Личный бренд нужен, когда человек задумывается об изменении привычного сценария, о трансформации, о движении вперед и вверх.

Постановка цели

Все начинается с определения задач обучения — зачем вы пришли на программу и какой цели хотите достичь, используя персональный брендинг в качестве инструмента. Студентам предлагают формулировать цели, близкие к SMART. Это удобная система для определения целей и постановки задач, которую используют в менеджменте и проектном управлении.

Работа над персональным брендом неразрывно связана с пониманием того, куда человек стремится или чего он хочет достичь. Формулирование персональной цели может стать достаточно сложной задачей, но невероятно полезным вызовом. Здорово, что программа обучения, начинается с этого нетривиального упражнения. Студенты программы смогут актуализировать свою цель в будущем, по ходу программы, когда получит больше знаний.

Я сформулировал личную цель в направлении профессионального роста.

Вот примеры, хорошо сформулированных целей, которые студенты могли использовать, чтобы лучше понять SMART-подход:

  • «Я хочу, чтобы мои коллеги и руководство компании считали меня самым эффективным сотрудником в сфере управления проектами, и это привело к назначению меня на должность руководителя департамента управления проектами в течение полугода с ежемесячным окладом от 1 млн руб.»;
  • «Я хочу, чтобы мои заказчики отчетливо представляли высокий уровень моих дизайнерских компетенций и регулярно поручали мне самые интересные и сложные проекты, реализация которых принесет мне необходимый уровень годового дохода»;
  • «Я хочу, чтобы мои избиратели и руководство области считали меня одним из самых эффективных сити-менеджеров в нашем регионе и поддержали проекты развития нашего города, выделив на их реализацию необходимый бюджет»;
  • «Я хочу, чтобы потенциальные инвесторы оценили оригинальность идеи команды нашего стартапа и наш профессионализм, поверили в нас и инвестировали необходимые средства в долгосрочное развитие проекта».

Agile для себя

Джей ди Майер — один из топ-менеджеров компании Microsoft — предлагает стройную и логичную концепцию «динамических результатов», которая поможет эффективнее приближаться к выполнению персональной цели. Динамические результаты помогают гибко адаптироваться к меняющейся внешней среде при сохранении основного фокуса — персональной цели. Майер считает, что надо больше времени тратить на конкретные действия, а не на анализ последствий. Примерно в соотношении 80:20.

Для достижения настоящих результатов мало поспевать за переменами, нужно научиться использовать их в своих целях. Именно для этого создана система динамических результатов, которая дает пошаговые инструкции для их достижения — за день, месяц и даже год. Основа успеха — это быстрота реакции на изменения.

По мнению Майера, подход важнее результата. Если результат вас не удовлетворяет, значит, вы получили от жизни обратную связь. Ее суть — скорректировать свой подход к решению, а не зацикливаться на неудаче. Нужно фокусировать усилия на своих сильных сторонах и не тратить время на исправление слабых. Компенсировать слабости можно, сотрудничая с другими людьми — это уже о силе нетворкинга и возможностях вашего окружения вести вас по карьере и жизни.

На курсе мы учимся фокусироваться на своих сильных сторонах, а не заниматься постоянным развитием слабых. Мои сильные стороны: стратегические и коммуникативные навыки, связанные с анализом и трансформацией бизнеса.

Автор рекомендует простое «Правило трех»: три достижения за день, три за неделю и три за месяц — каждое из них работает на другое. Правило помогает верно расставить приоритеты, не выгореть или не истощиться. Подход Майера в чем-то похож на модель MoSCoW, которая хорошо знакома менеджерам по управлению проектами.

В этом году мы все стали работать намного больше. При этом нам хочется успеть все — сделать свою работу, провести время с семьей и друзьями, прочитать лекции, найти время на спорт, на себя и свое развитие. «Правило трех», по моему мнению, — очень простой, но действенный инструмент, чтобы верно расставить приоритеты, не выгореть или не истощиться. Он помогает держать перед глазами общую картину и большие цели.

Окно Джохари и персональный SWOT

Студентам курса предлагают провести серию интервью о себе с друзьями и коллегами, которое складывается из регулярного личного общения. Изучить свой цифровой след в интернете, выделить возможный имидж и другие характеристики.

Полученные результаты используют для матрицы «Окно Джохари». Это техника, которая помогает лучше понять взаимосвязь между своими личными качествами и их восприятием окружающими. Технику создали американские психологи Джозеф Лифт и Харрингтон Инхам в 1955 году.

Студенты совмещают видение окружающих и собственную оценку своих достоинств и недостатков в матрице, чтобы увидеть в себе то, чего не замечали раньше.

Семь принципов персонального брендинга

По мнению соавтора курса Светлана Миронюк, сегодня есть две предпосылки, которые делают личный бренд неотъемлемой частью профессионального сценария любого человека — технологическая революция и соцсети.

Технологическая революция изменила структуру карьеры. Раньше люди работали всю жизнь в одной профессиональной колее, иногда в одной компании или организации. В среднем сегодня люди меняют не менее восьми рабочих мест за жизнь, поэтому личный бренд стал незаменимым инструментом развития карьеры. Он помогает работодателю определить — кто вы такой, в чем ваша уникальность и отличие от других, а главное — почему нужно стремиться заполучить именно вас. Успешный персональный бренд определяет ваше преимущество на рынке.

Фото:Георгий Кардава
Экономика образования Светлана Миронюк: «Одна жизнь = несколько карьер с множеством развилок»

Социальные сети кардинально изменили коммуникации людей, выпрямив коммуникацию между спросом и предложением. Посты, блоги, влоги, каналы на YouTube или TikTok, сообщества и сетевые дискуссии открывают возможность учиться и учить, демонстрировать себя и свою работу огромному количеству людей напрямую. Люди хотят работать с теми, кого они знают, с кем есть связь, кому могут доверять, и кто им небезразличен.

В первую очередь я начал учиться на курсе, чтобы узнать актуальные методологии управления личными целями, а также их оцифровки и развития. Этот формат позволяет сфокусироваться на основных точках и не растрачивать свое время и силы на вещи, которые не работают.

Персональный бренд должен отвечать семи главным критериям.

  1. Долгосрочность. Личный бренд — ваша долгосрочная, а не краткосрочная стратегия. Путь к узнаваемости в нужных кругах бывает извилистым и непрямым, но в бренд нельзя поиграть и бросить. Рано или поздно брошенный бренд сыграет с вами злую шутку.
  2. Аутентичность. В основе бренда должна быть ваша личность, характер, ценности и поведение — через действия вы выражаете то, во что верите. Ваш бренд — это вы, а не маска или роль. И уж точно не ваша должность или звание.
  3. Удержание фокуса. Личный бренд требует последовательности и целостности. Не надо пытаться достучаться до всех, нужно четко осознавать свои цели и целевую аудиторию. Соответствовать ее ожиданиям и запросам, не распыляясь на завоевание любви всех окружающих. Концентрация на своих основных умениях подчеркивает вашу уникальность. Универсальному специалисту «во всех вопросах» трудно выделиться из общей массы.
  4. Ресурсность. Работа над собственным брендом ограничена рамками ваших целей. Например, публичность для вас должна быть естественной, приносить удовольствие, чувство самореализации, принятия окружающими и одобрения. Не стоит себя насиловать и делать в брендинге то, что вам не подходит.
  5. Нацеленность на диалог. Персональный бренд находится в постоянном развитии вместе с вами. Развитие задает коммуникация с другими людьми, вашей целевой аудиторией, запрос которой тоже постоянно меняется. Ориентация на диалог со своим окружением помогает держать руку на пульсе и развивать свой бренд, опираясь на эти запросы.
  6. Результативность. Результаты работы — важный инструмент поддержания профессиональной репутации и подтверждения обещаний своего бренда. В доцифровом мире результаты «говорили сами за себя». В цифровую эпоху из-за информационного шума нужно уметь рассказывать о результатах так, чтобы их заметили.
  7. Неидеальность. Идеал — это среднее арифметическое возможных ожиданий. Ваша уникальность, то, чем вы выделяетесь, может не соответствовать общепринятым стандартам и ожиданиям, но может стать конкурентным преимуществом, изюминкой. Не старайтесь быть похожим на других. У вашей неидеальной индивидуальности должно быть четкое определение, которое поможет целевой аудитории сразу понять, что за этим стоит.

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Обновлено 01.11.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть