Тренд — это реакция на явление. Например, из-за коронавируса люди стали носить маски. С распространением интернета появилась концепция lifelong learning. Но как чувствовать, что происходит вокруг и на что делать ставки? Как понимать новости, рынок и тренды, если вы не ученый?
Чтобы в этом разобраться, ведущий Максим Буланов пригласил Диану Колесникову и Андрея Себранта. Диана занималась различными образовательными проектами, а сейчас отвечает за новые образовательные форматы в «Учи.ру». Андрей — кандидат физико-математических наук, директор по стратегическому маркетингу компании «Яндекс».
Несколько хайлайтов разговора
Задача любого экзамена — проверить, насколько ты научился думать, а не насколько ты вызубрил. Это предъявляет и требования к преподавателю. Если он может написать задачу, на которую нельзя найти ответ в интернете или где-то еще, то это настоящий преподаватель. Их, к сожалению, очень мало.
Хорошо, что формулировка lifelong learning теперь на слуху. Стало проще отбиваться от людей, которые говорят: «Ой, ты еще учишься?» Сам концепт lifelong learning — про легализацию учиться, меняться, развиваться. Некое разрешение общества признавать то, какой ты есть.
Lifelong learn’еры меняют паттерны мышления. Им приходится искать модели освоения знаний другими.
Имеет смысл следить за высокоуровневыми, долгосрочными вещами, а внутри этих общих вещей создавать что-то самому. Например, интернет создавали люди, которых не учили на курсах интернета — его просто не было. Люди, которые стояли у истоков, всегда неплохо устраивались дальше, даже если не стали миллиардерами. Например, Стив Возняк. Быть отцом-основателем — это хорошее занятие, но для этого нужно стоять во главе чего-то.
Lifelong learning бывает разным. Можно уходить вглубь — все больше фокусируясь, становясь экспертом в изготовлении конкретных блюд, а можно уйти во fusion-кухню и умение готовить все — от улиток до медвежатины.
Трендов очень много, но ты все равно остаешься один на один с выбором. Если тренды, которые ты отслеживаешь, резонируют с твоими ценностями, в эту сторону и стоит смотреть. Тренды не должны входить в конфликт с вашими ценностями. Здесь возникает и дополнительная мотивация.
Жизненная и образовательная траектория — разные вещи. Иногда человеку хочется просто сидеть в обнимку со своим ребенком и не работать. Не думать о том, что рассказанную сказку можно завтра куда-то продать. Есть способ просто жить и не думать, как ты монетизируешь час проведенный с ребенком. Например, когда я спускаюсь по склону на горных лыжах, получаю совсем другой кайф. Жизненная траектория — это про детей, любовь, другие ощущения, которые потом могут переработаться в профессиональные достижения.
Все-таки счастливыми в долгосрочной перспективе оказываются люди, которые занимались не тем, что зарабатывали деньги, а потом тратили все эти деньги на психоаналитиков и прочие способы избавиться от выгорания. Это люди, которые делали то, отчего их перло. Они более здоровые, с ними общаться приятнее, у них довольно неплохо сложилось все, не только карьера.
Отслеживать тренды нужно не для того, чтобы решить, чем вам заниматься. Занимайтесь тем, что вас прет.
Рекомендации
- Попробуйте закрыть глаза и представить улицу, по которой вы часто ходите. Подумайте, как она изменилась за последние пять лет. Такие бытовые наблюдения помогают замечать изменения.
- Посмотрите, что происходит вокруг. Например, из-за коронавируса внутри тренда на автоматизацию стала понятна важность автономной логистики. Это долгосрочный тренд. Все поняли, что если ситуация с коронавирусом будет хуже, мы погибнем с голоду — никто не привезет нам еду.
- Анализируйте, какие темы преподают в магистратуре, что разбирают в бакалавриате, а чем занимаются лишь на кружках. Так можно определить, что сейчас популярно, а что только зарождается. Например, в России изыскания про города начинались с любительских встреч, потом переросли в магистерские и бакалаврские программы.
- Следите за конференциями, которые организуют ведущие компании. Они чувствуют тренды.
- Загляните в себя. Надо заниматься тем, что вы не считаете повинностью. Ситуация, когда вы ходите на работу, страдая — совсем не способ проводить время в XXI веке. Дальше появляется вопрос: «Как еще и заработать на том, что мне нравится».
Чтобы не пропустить следующий выпуск подкаста, подписывайтесь на нас в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», CastBox, или в любом другом приложении, где вы нас слушаете.
Ссылки эпизода
- Доклад Всемирного экономического форума о новом видении образования
- Отчет University of Phoenix Research Institute «Будущее рабочих навыков» 2020 года
- Отчет Accenture «Новые навыки» 2020 года
- Фильм Евгения Григорьева «Про рок»
- Книга Даниэля Канемана «Думай медленно...решай быстро» о том, как, когда и что мы на самом деле думаем
- Книга Кевина Келли «Неизбежность» о том, как и почему прекрасно будущее технологий, хоть мы еще ничего о нем не знаем
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.