Как отслеживать тренды в образовании: подкаст «Списать не получится»

Фото: РБК Тренды
Фото: РБК Тренды
Когда за трендами следить не стоит, чем отличаются образовательная и жизненная траектории и почему важно заниматься тем, что прет — рассказываем в новом выпуске подкаста РБК Тренды «Списать не получится»

Тренд — это реакция на явление. Например, из-за коронавируса люди стали носить маски. С распространением интернета появилась концепция lifelong learning. Но как чувствовать, что происходит вокруг и на что делать ставки? Как понимать новости, рынок и тренды, если вы не ученый?

Чтобы в этом разобраться, ведущий Максим Буланов пригласил Диану Колесникову и Андрея Себранта. Диана занималась различными образовательными проектами, а сейчас отвечает за новые образовательные форматы в «Учи.ру». Андрей — кандидат физико-математических наук, директор по стратегическому маркетингу компании «Яндекс».

Несколько хайлайтов разговора

Задача любого экзамена — проверить, насколько ты научился думать, а не насколько ты вызубрил. Это предъявляет и требования к преподавателю. Если он может написать задачу, на которую нельзя найти ответ в интернете или где-то еще, то это настоящий преподаватель. Их, к сожалению, очень мало.

Хорошо, что формулировка lifelong learning теперь на слуху. Стало проще отбиваться от людей, которые говорят: «Ой, ты еще учишься?» Сам концепт lifelong learning — про легализацию учиться, меняться, развиваться. Некое разрешение общества признавать то, какой ты есть.

Экономика образования Lifelong education: зачем учиться всю жизнь

Lifelong learn’еры меняют паттерны мышления. Им приходится искать модели освоения знаний другими.

Имеет смысл следить за высокоуровневыми, долгосрочными вещами, а внутри этих общих вещей создавать что-то самому. Например, интернет создавали люди, которых не учили на курсах интернета — его просто не было. Люди, которые стояли у истоков, всегда неплохо устраивались дальше, даже если не стали миллиардерами. Например, Стив Возняк. Быть отцом-основателем — это хорошее занятие, но для этого нужно стоять во главе чего-то.

Lifelong learning бывает разным. Можно уходить вглубь — все больше фокусируясь, становясь экспертом в изготовлении конкретных блюд, а можно уйти во fusion-кухню и умение готовить все — от улиток до медвежатины.

Трендов очень много, но ты все равно остаешься один на один с выбором. Если тренды, которые ты отслеживаешь, резонируют с твоими ценностями, в эту сторону и стоит смотреть. Тренды не должны входить в конфликт с вашими ценностями. Здесь возникает и дополнительная мотивация.

Жизненная и образовательная траектория — разные вещи. Иногда человеку хочется просто сидеть в обнимку со своим ребенком и не работать. Не думать о том, что рассказанную сказку можно завтра куда-то продать. Есть способ просто жить и не думать, как ты монетизируешь час проведенный с ребенком. Например, когда я спускаюсь по склону на горных лыжах, получаю совсем другой кайф. Жизненная траектория — это про детей, любовь, другие ощущения, которые потом могут переработаться в профессиональные достижения.

Все-таки счастливыми в долгосрочной перспективе оказываются люди, которые занимались не тем, что зарабатывали деньги, а потом тратили все эти деньги на психоаналитиков и прочие способы избавиться от выгорания. Это люди, которые делали то, отчего их перло. Они более здоровые, с ними общаться приятнее, у них довольно неплохо сложилось все, не только карьера.

Отслеживать тренды нужно не для того, чтобы решить, чем вам заниматься. Занимайтесь тем, что вас прет.

Рекомендации

  1. Попробуйте закрыть глаза и представить улицу, по которой вы часто ходите. Подумайте, как она изменилась за последние пять лет. Такие бытовые наблюдения помогают замечать изменения.
  2. Посмотрите, что происходит вокруг. Например, из-за коронавируса внутри тренда на автоматизацию стала понятна важность автономной логистики. Это долгосрочный тренд. Все поняли, что если ситуация с коронавирусом будет хуже, мы погибнем с голоду — никто не привезет нам еду.
  3. Анализируйте, какие темы преподают в магистратуре, что разбирают в бакалавриате, а чем занимаются лишь на кружках. Так можно определить, что сейчас популярно, а что только зарождается. Например, в России изыскания про города начинались с любительских встреч, потом переросли в магистерские и бакалаврские программы.
  4. Следите за конференциями, которые организуют ведущие компании. Они чувствуют тренды.
  5. Загляните в себя. Надо заниматься тем, что вы не считаете повинностью. Ситуация, когда вы ходите на работу, страдая — совсем не способ проводить время в XXI веке. Дальше появляется вопрос: «Как еще и заработать на том, что мне нравится».

Чтобы не пропустить следующий выпуск подкаста, подписывайтесь на нас в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», CastBox, или в любом другом приложении, где вы нас слушаете.

Ссылки эпизода

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Обновлено 01.06.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть