Раньше люди получали одно образование, осваивали одну профессию на всю жизнь. Теперь мир и рынок труда стали сложнее: появились новые развилки, проблемы, задачи и вызовы. Чтобы с ними справляться, нужно постоянно и по-разному учиться. Концепция lifelong learning — о том, как научиться учиться, но откуда она взялась и что вообще такое образование?
В первом выпуске Максим пообщался с Петром Сафроновым — философом, консультантом по стратегическому развитию образовательных организаций и историком образования. Они разобрались, что такое образование как термин и явление, кому и зачем продают будущее и почему lifelong learning — это не про изучение образовательных материалов.
Таймлайн выпуска
1:23 — Учеба или образование: что актуальнее?
10:19 — «В любой неопределенной ситуации — беги учиться»: ритуальность современного образования
18:50 — Проткнули нарисованный очаг: три составляющих Life Long Learning
21:47 — Как прийти к осознанному выбору образования и удержаться на своем треке?
30:04 — «Будущее в маркетинговой упаковке» или самостоятельное продюсирование: противоречие скоростей
37:46 — Портрет «хорошего человека» и важность критического мышления
Хайлайты разговора
Lifelong learning — это способ объяснить людям, что провайдер образования теперь не отвечает за то, что с ними происходит. В концепции lifelong learning они становятся продюсерами своего образования и жизни.
Обучение — это как раз та ситуация, в которой мы становимся продюсерами: вкладываем свои деньги в себя как собственный продукт. А образование — это больше о социальной инфраструктуре государства.
Текущая ситуация с образованием больше похожа на XVII век, чем на то, что было 50 лет назад. Происходит феодализация образования и его расширение за пределами образовательных институций. Пример такой феодализации — территориальные образовательные комплексы в Москве, а расширения — создание корпоративных университетов внутри крупных компаний.
Образование можно рассматривать в двух плоскостях: как площадку, предоставляющую человеку возможности и ситуацию, когда от нас принудительно требуют постоянно образовываться. Мы как «глобальный человек» существуем во второй. Образование становится залогом выживания и адаптации.
Кризиса формального образования нет. При этом мы попадаем в ситуацию, когда учителям и детям нет содержательного дела друг до друга. Мы продолжаем ходить в школу, но не понимаем зачем. Школа — ритуал прохождения ОГЭ и ЕГЭ, эффект колеи, но в отличие от XIX века, этот ритуал лишен жизни. Учитель потерял моральный и академический авторитет, он больше не носитель этической и научной нормы. Дети не очень понимают, какую экспертизу может дать учитель за рамками успешной сдачи очередного теста.
Lifelong learning не означает, что мы движемся по одной траектории, чему-то учась в течение всей жизни. Это значит, что мы иногда останавливаемся и признаем, что не тому учились и не тому учили.
Как быть и что делать
- Осваивайте не только умение накапливать, но и терять. Не бойтесь забывать — это нормально. Забывайте больше и не храните все в голове.
- Найдите человека, который вас выслушает и не будет сразу выдавать советы. Например, внимательного друга или себя через дневник. Не бойтесь вопросов, которые никуда не ведут или не дают мгновенного ответа. Ценность образования в том, что это медленный процесс, сопровождающийся неудачами и ошибками. Процесс, похожий на блуждания ежика в тумане.
- Определите безопасную зону, в которой сможете отдохнуть и перевести дух. Например, семью или сообщество близких по духу людей.
- Получайте от образования кайф. Образование — это не только про результат, но и удовольствие. Если нет фана, значит, процесс уже не тот.
- Отторгайте насилие над собой и другими. Помните об этом и постоянно проверяйте себя внутренне.
Чтобы не пропустить первый выпуск подкаста, подписывайтесь на нас в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», CastBox, или в любом другом приложении, где вы нас слушаете.
Ссылки эпизода
- Фильм «Основатель» о владельце McDonalds Рэе Кроке
- Классовое общество, язык и власть. «Письмо к учительнице»: Лоренцо Милани и Барбианская школа
- Петр Сафронов об образе учащегося в современном образовании
- Консорциум по академическому, социальному и эмоциональному обучению. Сегодня он представляет доминирующий подход к вопросам целей образования
- Очерк специалистов Стенфорда об изменении языка Мирбанка за послевоенный период, в контексте которого понятнее и трансформация способов говорить об образовании
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.