Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Тревога клерка: как и зачем бизнес решает личные проблемы сотрудников

Фото:Shutterstock
Фото: Shutterstock
В России набирают популярность программы поддержки сотрудников: участники могут бесплатно консультироваться с психотерапевтами и юристами. Зачем компаниям расширять соцпакет?

Об эксперте: Антон Кушнер, основатель платформы корпоративного благополучия «Понимаю».

Юрист, финансист и психотерапевт

Рынок программ поддержки сотрудников в России развивается быстро, но в абсолютных величинах он пока невелик. По моим оценкам, он составляет сейчас около 1 млрд руб. Программы интересны работодателям, поскольку решают сразу три задачи: привлечение, удержание и вовлечение сотрудников. Вместе с улучшением их морального состояния растет производительность труда, а значит, оборот и прибыль компании.

Психологическая помощь — ядро программы поддержки. Она также может включать:

  • юридические консультации по правовым вопросам;
  • консультации по управлению личными финансами (они стали набирать популярность в 2019 году);
  • программы здорового образа жизни;
  • групповые вебинары с обозначенными специалистами.

В России комплексные программы поддержки сотрудников предоставляют компании «Понимаю», «Корпоративное Здоровье», «Добросервис», ICAS, Corporate Counselling Services (CCS). Отечественные провайдеры могут отличаться не только технологически, но и набором опций. Некоторые компании продают коробочные решения и позволяют работодателям самостоятельно выбирать количество бесплатных обращений на человека. Фактически на сотрудника приходится три-четыре консультации в год.

Почему просто не взять в штат психотерапевта?

  • Один наемный психотерапевт физически не может проконсультировать огромный штат корпорации;
  • Его специализация (например, зависимости или семейные отношения) не удовлетворит запросы всех сотрудников;
  • Неясно, как контролировать его работу и то, о чем он говорит с сотрудниками;
  • Важны не только его высокая квалификация, но и социокультурное совпадение с работником. К примеру, барьером может быть то, что человек просто не хочет консультироваться у специалиста именно такого пола или возраста, вне зависимости от его профессионального уровня;
  • Сотрудники не будут до конца уверены, что содержание консультаций не дойдет до начальства;
  • Штатному психотерапевту нужно выделить отдельный кабинет для консультаций, а консультации будут проходить в рабочее время.

Зачем сотруднику поддержка?

Это бесплатно и чаще всего безлимитно. Программу оплачивает работодатель.

Конфиденциальность. Ни факт общения с психологом, ни тема консультации не могут быть переданы работодателю. Руководство лишь сможет ознакомиться с общей обезличенной статистикой по отделу или подразделению. Компании, конечно, пытаются нарушать этот запрет, но операторы не идут им навстречу и даже могут расторгнуть договор.

Норма и перспективы. Терапия позволяет привести мысли в порядок, разрешить конфликтные ситуации, разобраться в себе и решить многие проблемы. Это улучшает и качество работы конкретного человека.

Инвестиции в ментальное здоровье

За рубежом у провайдеров есть разработанные методики измерения возврата на инвестиции. Там программы работают десятилетиями, а благодаря собранным данным такие показатели можно контролировать. Оценке подлежит, например, количество больничных дней на сотрудника в год, расходы по договорам добровольного медицинского страхования (ДМС), уровень вовлеченности, стресса, лояльности работодателю и прочее.

Цифровой кнут: как компании следят за сотрудниками на удаленке Фото:Shutterstock, Oli Scarff / Getty Images

Российские операторы в среднем работают уже три-четыре года, но, поскольку многие метрики стали анализировать совсем недавно, наглядно продемонстрировать экономический эффект от программы не так просто. Любопытно, что ДМС обходится компаниям в десять раз дороже, но никто до сих пор не оценивает его эффективность.

Почему болеют в России?

33% россиян называют стресс на работе основной причиной проблем со здоровьем;

28% — отсутствие денег на лекарства и профилактику болезней;

25% — возраст и отсутствие отдыха.

Источник: Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)

В России всплеск популярности программ поддержки сотрудников пришелся на период режима самоизоляции и массового перехода на удаленную работу. Например, в конце марта бесплатный доступ к психологам, юристам и финансовым консультантам для персонала анонсировали в Rambler Group, а следом и в мультимедийном сервисе Okko.

Okko подключил программу поддержки для 420 сотрудников на три месяца. Более 70% обращений к психологам были по темам партнерских отношений, личностного развития, а также профессиональной самореализации.

Глобальные корпорации давно работают в этом направлении, в том числе, в своих российских офисах: в 2016 году JTI внедрила программу по заботе за сотрудниками на 1 300 человек. Программа поддержки в британской GSK включает медицинские профилактические услуги, обучение безопасному дорожному движению и психологическую помощь. Unilever запустила собственный аналог в 2014 году: персонал может получить круглосуточную поддержку и пройти курсы по снижению стресса.

Сплошной стресс: к психологам стали чаще обращаться с жалобами на тревогу Фото:engin akyurt / Unsplash

Психотерапевт для рабочих

Программы поддержки сотрудников зародились в США в 1950-е годы. В первое время консультации проводили психологи-аддиктологи — специалисты по зависимостям, поскольку ключевой проблемой управления персоналом был алкоголизм. Рабочие пили, а нужно было повышать эффективность производства.

В основном в программах участвовали именно «синие воротнички», а не офисные работники. На клерков программы стали распространяться позже, когда ручного труда на рынке стало меньше, а стресс после войны постепенно сошел на нет. Проблема алкогольной зависимости перестала быть актуальной для работодателей в Штатах. На первый план вышли психологические травмы, выгорание, депрессия, неврозы.

41% сотрудников подтвердили, что личные проблемы снижают их производительность;

Свыше $1 млрд еженедельно теряют работодатели из-за высокого стресса у персонала

Источник: Исследование Colonial Life

Россия онлайн, США — на проводе

В России рынок программ поддержки сотрудников развивается всего 10-12 лет, но уже стал одним из самых технологически продвинутых в мире, так как сразу запускался онлайн. Психотерапевт доступен жителю любого региона и населенного пункта, поскольку физически добираться до его кабинета больше не нужно: достаточно лишь зарегистрироваться на платформе онлайн-провайдера и связаться с любым специалистом в формате видео- или аудиозвонка, либо даже в чате. При отсутствии доступа к Сети получить любую консультацию можно по стационарному телефону.

В США программы работают с помощью номеров «горячих линий», на которых можно назначить очную встречу со специалистом. Онлайн-программы только начали развиваться, триггером выступила пандемия и случившийся локдаун. При этом психотерапия в США развита хорошо: все профессионалы получают лицензию, проходят личную психотерапию и супервизию. В Европе психотерапия менее популярна, и там терапевты охотнее переходят в онлайн-формат.

Данила Антоновский — РБК: «Карантин облегчил отношение к психотерапии» Фото:из личного архива

8% россиян постоянно испытывают стресс;

35% только иногда сталкиваются со стрессом;

12% россиян хотя бы однажды обращались к психологам.

Источник: ВЦИОМ

Конец эпохи командных рычагов

В России первые запросы на программы поддержки сотрудников появились 12 лет назад. Тогда их начали развивать российские офисы международных компаний Citibank, Novartis, Unilever. Часто пожелание внедрить программу поддержки сотрудников исходило из глобальной штаб-квартиры по мере роста штата российского офиса того или иного международного бренда.

Позже подключились консалтинговые, финансовые, технологические и ИТ-компании, в которых кадры имеют более высокое значение, чем другие активы предприятия. В ИТ-компаниях спрос можно также объяснить проблемами быстрого роста самого бизнеса: индустрия на подъеме, компании нанимают много специалистов. В основном это молодые люди — представители нового поколения, которых нужно удерживать и беречь.

1% россиян в трудной ситуации обращается к психотерапевту;

У 82% работников коммерческой сферы в штате организации нет психолога.

Источник: ВЦИОМ


Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Следующий материал: