Об эксперте: Юлия Волощук, Директор по созданию среды и корпоративной культуры компании Sinteza.
За последние годы, с распространением интернета и диджитализацией, назначение офиса сильно эволюционировало. Для многих он перестал быть единственном для работы местом, куда обязательно приходить каждый день. Все чаще поднимается вопрос о его необходимости, некоторые предрекают его смерть. Корпорации с удаленными сотрудниками вроде Apple, «Яндекс», «Тинькофф», SkyEng — тому подтверждение. Однако опыт карантина показал, что хоронить офис рано.
Работая из дома, сотрудники тоскуют по офисной среде, атмосфере и общению с коллегами. 76% опрошенных миллениалов и зумеров говорят, что офис для них по-прежнему важен. Это пространство, в котором живет корпоративная культура, дух компании. Если этого нет, мотивация падает и тормозят рабочие процессы.
Зачем нужен офис сегодня
- Для планирования и эффективности
Офис дает возможность эффективной организации труда. И хотя во время самоизоляции сотрудники пытались приспособить квартиру под рабочее пространство, многие столкнулись с проблемами. Как минимум, для этого нужны оборудование и свободная площадь. В офисе можно переключиться с одной задачи на другую, пока идешь с одного этажа на другой. В то время как дом по сути — одно цельное пространство, часто не зонированное. А для work-life balance важно разграничивать home office и сам дом, как место для сна, семьи и отдыха после работы.
- Для работы в команде
Офисная среда располагает к определенному типу общения. Когда мы физически находимся рядом с собеседником, у нас больше коммуникационных возможностей. При групповом взаимодействии растет и уровень креативности: внезапная идея может прийти за чашкой кофе с коллегой. Кроме того, мотивация работника во многом зависит от включенности в группу, которую зачастую сложно организовать без офлайн-участия. И даже самым распределенным, удаленным командам, по моему опыту, хотя бы пару раз в год необходимо собираться для физического общения. Причем, чтобы почувствовать себя частью компании, не обязательно встречаться на совещаниях. Речь идет и о встречах в неформальной обстановке.
- Для встреч с клиентами
Офис — прежде всего деловое пространство, где проходят рабочие встречи, часть из которых — с клиентами. В офис можно позвать клиента, чтобы получше познакомить его с продуктом и вашей компанией. Также физическое наличие офиса подтверждает репутацию бизнеса, что повышает доверие.
Как корпоративная культура влияет на офисное пространство
Основу корпоративной культуры закладывают собственники и основатели бизнеса. Со временем она усиливается и транслируется людьми, которые работают в компании. Дизайн офиса отражает дух компании, ее ценности и свойства. Поэтому при разработке офисного дизайна учитывать корпоративную культуру важно не меньше, чем эффективность и эргономичность пространства. И хотя рабочее место — это отдельная статья расходов, и многие пытаются уплотнить размещение сотрудников, все же экономить на материалах не стоит. Ведь рабочее пространство может стать ресурсом, который способен повысить производительность сотрудников и в целом удовлетворенность работой.
Соотношение личных, переговорных и общественных пространств, их функциональное назначение и дизайн — дополнительная возможность показать и поддержать культуру организации. Кроме того, офис транслирует преимущества бренда работодателя. Например, наличие массажного кабинета и капсул для сна — показатель заботы компании о сотрудниках и доказательство комфортных условий труда. При этом иногда детали могут все решить или наоборот — разрушить. Во многих IT-компаниях команды работают в тапочках, что может оттолкнуть сотрудника условного «Газпрома». А вот в SkyEng это нормальная практика. Поэтому при проектировании офиса важно учитывать, для какой компании он делается, какая у нее культура, стратегия, ценностное предложение для сотрудников, и уже от этого отталкиваться.
Именно корпоративная культура определяет дизайн офиса, а не наоборот. Попытки скопировать известные офисы вроде Google могут закончиться плачевно. Не всем подходят игровые комнаты или яркие цвета, это должно быть подкреплено культурой компании. Иное возможно только в случае трансформации компании, когда вы осознанно, меняя среду, поддерживаете культурные изменения.
Какие бывают офисы
Согласно исследованиям ученых Мичиганского университета, большинство корпоративных культур можно разделить на три основных типа: клан, адхократия и иерархия. В зависимости от типа культуры бывают и разные офисы.
Иерархическая культура — классические офисы
Иерархический, он же бюрократический, подход к организационной культуре применяется компаниями, цель которых — обеспечить эффективный, последовательный и предсказуемый результат. Здесь четко определены границы и обязанности между сотрудниками и отделами, все процессы четко регламентированы. Такой тип культуры чаще всего наблюдается в государственных структурах и на предприятиях, которые ориентированы на соблюдение всех правил и внутренний комфорт, нежели на потребителей.
Компании с иерархической культурой чаще используют офисы кабинетно-коридорного типа — «закрытую» систему, где люди работают в основном индивидуально, командное взаимодействие сведено к минимуму. При этом коридоры, проходы, стены занимают полезную площадь.
Например, в «Газпром нефти» выбор кабинетно-коридорной планировки объясняют тем, что большая часть сотрудников работает с информацией конфиденциального характера. В то же время компания пытается достичь баланса между закрытой деятельностью и общением — эту задачу решают гибкие функциональные пространства. Сосредоточенность работников поддерживает и оформление пространства: выбран минималистичный стиль, который не отвлекает людей от работы. Атмосферу доброжелательности создают светлые тона и правильно подобранное освещение, а обилие растений, зеленых стен, панно из мха дает сотрудникам почувствовать себя частью природы даже в таком закрытом пространстве. Доказано, что озеленение офисов повышает удовлетворенность работой. Надо отметить, что игровых зон в этом проекте нет.
Компании с преобладающей иерархической культурой стремятся подчеркнуть свою респектабельность, консервативность и сдержанность и в дизайне офиса. Например, Объединенная вагонная компания, которая называет своей основной ценностью лидерство и инновационность в вагоностроении, для нового офиса перевезла старую массивную мебель с кожаным покрытием. В представительских зонах оформление перекликается с интерьером лобби дорогого отеля или бизнес-клуба. В отделке предпочтение отдают натуральным материалам. Но даже такие заказчики понимают, что без перемен не обойтись, поэтому в новом проекте к традиционной кабинетной рассадке добавили зоны опенспейса. Чтобы поддержать заявленную инновационность компании выбирают при строительстве экологичные материалы, могут организовать в офисе раздельный сбор мусора, а на территории организовать велопарковки для тех сотрудников, которые готовы отказаться от автомобиля.
Компании с бюрократической корпоративной культурой также могут существовать в условиях опенспейса, но даже офис открытого типа у них будет организован так, что сотрудники могут чувствовать себя в приватной обстановке. Медицинская компания Baxter выбрала рабочие места в виде кубиклов — станции, отделенной от других перегородками. Отделка и декор — максимально лаконичные и соответствуют культуре компании. Миссией бренда заявлено спасение жизней.
При этом и компании с иерархической культурой пытаются следовать тренду на открытость. Когда сам офис из закрытой в открытую систему руководство переводить не готово, для всеобщего доступа открывают общественные пространства на территории объекта. Так будет с новой штаб-квартирой РЖД.
Семейная культура — гибкие офисы
Компаниями с преобладающей клановой культурой движет чувство единства и общности. Для такого типа рабочей среды характерны семейные качества. Как правило, менеджеры в этих организациях стремятся расширить возможности сотрудников, активно вовлекают их в деятельность, топ-менеджмент общается с подчиненными на равных, иерархия почти отсутствует. Офис, построенный на основе клановой культуры, должен поддерживать командную работу, демонстрировать гибкость и заботу о людях. Следовательно, для отдельного сотрудника будет выделено меньшее пространство, куда больше роли отводится пространствам для групповых взаимодействий, собраний и брейнштормов. Чаще всего компании с клановой, или семейной, культурой работают с клиентами: в розничной торговле или сфере услуг.
Один из таких примеров — онлайн-ретейлер Lamoda. Наиболее активные сотрудники компании даже участвовали проектировке офиса. В компании есть несколько типов пространств для встреч и командной работы: коворкинги, стандартные переговорные (некоторые можно при необходимости объединить для проведения тренинга), тихие будки для созвонов, мягкие зоны разных форматов с пуфами или диванами, разбросанные по всему офису. Так как Lamoda — компания с сильным ИТ-отделом, офис наполнили технологическими решениями. Для перемещений по офису используют Face ID, а для бронирования переговорных — централизованную систему с интерактивным экраном у каждой комнаты. Важным моментом для ретейлера было привести внутреннее (корпоративную культуру) в соответствие с внешним. Так что теперь даже стены и надписи на полу о стиле жизни напоминают сотрудникам, что они работают в индустрии моды. Стеклянные стены с зеркальной пленкой создают впечатление, что ты находишься в магазине с кучей зеркал и примерочных.
Всё популярнее становится концепция офисов с незакрепленными рабочими местами (хотя у той же Lamoda она не прижилась). Сотруднику предоставляется свой шкафчик-локер для хранения вещей, вместо тумбочек, которые занимают место и захламленных столов, что позволяет поддерживать чистоту. В остальном же человеку предоставлена полная мобильность в пространстве: он может выбрать любое незанятое рабочее место. В России такой офис использует фармацевтическая компания GSK. В пространстве есть 18 focus rooms, мест для индивидуальной работы, где сотрудник может уединиться и сосредоточиться на проекте. В офисе нет отдельных кабинетов и строгой иерархии: топ-менеджеры и руководители также работают в опенспейсе.
Пять переговорных комнат являются трансформерами: за счет мобильных перегородок можно сделать одно огромное пространство для мероприятий. В опен-спейсе в роли перегородок между отделами выступают подвесные орнаментальные акустические панели. Они поглощают шум и создают камерную уютную атмосферу, при этом не перегружая пространства и не создавая вокруг сотрудников ограждения. Используется система освещения, которая автоматически регулирует теплоту источника света в зависимости от погоды и времени суток.
По принципу hot desking устроен и офис ИТ-компании Mafin. Сотрудник сам выбирает себе рабочее место в зависимости от актуальной задачи. В офисе также есть так называемые зоны коллаборации, которые подходят как для быстрых встреч, так и для длительной работы. Отдохнуть тоже есть где: помимо лаунж-зон в офисе установлены капсулы сна.
Адхократия — игровые офисы
Наконец, есть адхократия. В компаниях с такой культурой сотрудникам предоставлена свобода мыслей и действий, а стратегические предпосылки этой офисной культуры основаны на инновациях и вере в то, что новаторские инициативы приведут к успеху. Руководство всячески способствует творчеству и активности сотрудников. Адхократии не имеют централизованной власти, вместо этого власть передается от человека к человеку.
Культура адхократии ориентирована на творчество, поэтому дизайн должен стимулировать творческий процесс в компании. Офисные помещения — это не только пространство для непосредственно работы, здесь решаются и другие задачи. Поэтому такой подход требует создания игровой атмосферы, чтобы в офисе было где отдохнуть и повеселиться, переключить внимание с работы.
Особое внимание зонам для отдыха и игр уделили в штаб-квартире «Авито», где сотрудники могут полежать в гамаках или посетить лаунж-зону с искусственным прудом. Avito также следит за здоровьем своих сотрудников — помимо кабинета врача в офисе имеются два спортзала. Один из принципов компании — Work Hard, Play Hard. Поэтому в свободное время команду зовут поиграть в футбол, пинг-понг, заняться йогой, альпинизмом, бегом, принять участие в марафонах. Также в офисе предусмотрены бесплатные обеды.
Интерактивной составляющей офиса уделяют внимание и в CPA-сети Admitad. Само пространство оформлено в супергеройской тематике: на стенах развешаны плакаты героев комиксов и мультфильмов. Помимо зон отдыха для сотрудников есть библиотека и два кофе-пойнта. При организации пространства дизайнеры старались сделать такой офис, который был стал вторым домом для сотрудников. После работы для команды организовывают коллективные дегустации и мастер-классы: кулинарные или по рисованию.
Каким должен быть офис
Необходимость офиса ставится под вопрос не первый год, и весенний карантин приблизил многих к ответу. Компании вынужденно перешли на дистанционный режим и на своем опыте поняли, как им работается удаленно. Многие команды в новых условиях, вне офиса, показали себя менее эффективно: возникали проблемы в коммуникации и концентрации.
Однако перед тем, как переходить к организации офиса, нужно разобраться с корпоративной культурой. Один из способов понять, какое рабочее пространство вам нужно, воспользоваться принципом «Шести П»:
- Purpose: какова цель существования компании? Все начинается с видения или миссии.
- Principles: какие ценности движут компанией каждый день?
- Practices: какие шаги предпринимает компания для последовательного внедрения этих ценностей? Ценности не имеют большого значения, если они не воплощены в практике компании.
- People: Что нужно людям?
- Plot: Какова история компании? Любая организация имеет уникальную историю с сюжетом. И способность раскопать эту историю и превратить ее в повествование является ключевым элементом создания культуры.
- Place: Что нужно сотрудникам и компании для достижения своей цели таким образом, чтобы воплотить их ценности и культуру в жизнь в физическом пространстве? Место формирует культуру организации.
Офис служит объединяющим звеном для всех игроков: руководства, сотрудников и клиентов — здесь проявляется корпоративная культура компании. Если в интерьере, освещении, зонах для отдыха невозможно проследить ваши ценности — это повод задуматься и поработать над офисом, превратив его в визитную карточку. Сейчас самое время, чтобы пересмотреть наполнение офиса, учитывая новые реалии.
Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.