Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Кто дает деньги НКО: составлен портрет российского благотворителя

Фото:Kat Yukawa / Unsplash
Фото: Kat Yukawa / Unsplash
Благотворительный фонд помощи хосписам «Вера» и Британская высшая школа дизайна провели исследование портрета российского благотворителя. РБК Тренды публикуют результаты опроса 2 тыс. россиян

Исследовательский проект включал количественные и качественные опросы. Среди опрошенных были волонтеры и доноры фонда «Вера» и других НКО, а также и те, кто в благотворительности не участвует. Один из важных итогов исследования — данные о том, почему люди не жертвуют в благотворительные организации. Почти половина (47%) убеждены, что этим должны заниматься богатые люди и крупные компании. Почти четверть респондентов (24%), которые не помогают фондам, в принципе не понимают, как могли бы участвовать в благотворительности.

Кто помогает благотворительным фондам

Портрет среднего благотворителя: мужчина и женщина старше 25 лет с неоконченным высшим или высшим образованием и с высоким уровнем гражданской ответственности.

Результаты нового исследования отличаются от данных 2016-17 годов: тогда средним благотворителем была женщина старше 35 лет с высшим образованием, детьми и высоким уровнем личной ответственности.

Почему люди делают пожертвования

В ответ на этот вопрос многие говорили о сопереживании — особенно при спонтанных пожертвованиях, когда человек видит в социальных сетях адресный призыв о помощи. Многие признавались, что хотят помогать людям, которым в жизни повезло меньше, чем им.

Среди опрошенных были те, кто помогал в благодарность за полученную помощь. Некоторым семьям с больным ребенком помогли в фонде, и теперь родители хотят помогать другим.

Студенты Британки выделили несколько архетипов благотворителя:

  • Самый распространенный тип — «Спасатель» (37%). Ключевая потребность таких жертвователей или волонтеров — помогать другим.
  • На втором месте — архетип «Развиватор» (18%), у которого главная потребность — наполнить жизнь смыслом, быть эффективным.
  • Замыкает тройку архетип «Мессия» (13%) — с главным посылом: помогать людям, творить добро.

Рассказывать тут нечего

Большинство респондентов не рассказывают широко о своем участии в благотворительности: только 13% опрошенных ответили, что об их добрых делах знают все. Около 9% сказали, что делятся со знакомыми.

Почти половина респондентов (46%) рассказывают только самым близким, а треть (33%) — вообще ни с кем не обсуждают эту часть своей жизни.

Опрос показал, что многие обесценивают свое участие в благотворительности. Многие признавались, что им стыдно, что их будут хвалить за то, что они помогают: «Я просто перевожу немного денег, и не о чем мне рассказывать». Некоторые, наоборот, говорили, что лучше помогать понемногу, чем не делать ничего. Но они тоже не готовы об этом рассказывать, потому что «уважение окружающих будет непропорционально моему вкладу».

Кроме того, сильны религиозные убеждения – «Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая».


Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Следующий материал: