Тезисы из статьи журнала Psychology Today «Почему люди выглядят лучше в масках», 8 июня 2020 года.
1. Все дело в том, как наш мозг воспринимает частично скрытые объекты
Мы осознаем присутствие скрытых от взгляда частей объектов и ситуаций — это называется амодальным восприятием. Если мы видим уши кота за забором, мы каким-то образом знаем, что за забором находится целый кот.
Вот два классических примера такого амодального дополнения:
Мы видим набор шипов, но воспринимаем сферу целиком. По сути, мы не можем не видеть полную картинку.
2. То же самое происходит и с людьми в масках
Мы не видим нижнюю часть лица, но наше восприятие дополняет картинку. И дальше начинается самое интересное.
Если мы смотрим на человека, которого уже знаем, работает наша память: мы видели его или ее нижнюю часть лица, поэтому эпизодическая память подключается и отправляет информацию в нашу визуальную систему восприятия, которую «подводит» глаз.
3. Но что происходит, если мы видим незнакомого или малознакомого человека?
Тут память не поможет. Наша визуальная система начинает использовать общие представления о том, как нижняя часть лица человека может выглядеть.
По сути, она анализирует все лица, которые мы когда-либо видели, и выдает среднестатистическую картинку.
4. И эта среднестатистическая картинка скорее всего более эстетична, чем реальное лицо человека под маской
Причина — наша память в целом лучше удерживает более эстетически приятные изображения. Наше амодальное восприятие вряд ли дорисует прыщик на носу, но вполне вероятно, что у человека перед нами может быть прыщик на носу.
5. На наше восприятие влияют и культурные представления о красоте
Среднестатистическая картинка составляется не только из памяти о реальных людях, которых мы встречаем, но и из всех лиц вообще: героев кино и сериалов, моделей с обложек журналов и т.д., где транслируется вполне определенные каноны красоты.
Поэтому обобщенная информация о человеческих лицах в нашем мозгу чаще всего представляет собой идеализированную картинку, чем реальное разнообразие человеческих лиц.
Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.