«Скука пришла без спроса»: как самоизоляция влияет на детей

«Скука пришла без спроса»: как самоизоляция влияет на детей

Вспышка COVID-19 — мощный стресс-фактор для всех. Страх за свое здоровье и здоровье близких может ввергнуть в депрессию и взрослых, и детей. Занятые решением финансовых проблем, дистанционной работой или переживаниями из-за ее потери родители порой не замечают беспокойства и подавленности своих детей.

Об авторе: Наталья Бут, генеральный директор и соосновательница онлайн-платформы для коллаборативного обучения и кросскультурной коммуникации iDialogue.

Быть подростком трудно даже в обычной ситуации, а карантин ее только осложняет. Оставаясь дома, подростки чувствуют, что упускают лучшие дни своей молодости, не могут полноценно общаться с друзьями и участвовать в школьной жизни. Многие испытывают тревогу и одиночество. И хотя подростки активно заменяют живое общение чатами в социальных сетях, беспрепятственный доступ к информации только усиливает беспокойство.

Фото:Unsplash
Социальная экономика Как сберечь нервы, читая новости во время кризиса

Когда жители России стали постепенно уходить на самоизоляцию, а школы перешли в дистанционный режим, мы на нашей платформе открыли специальный раздел для обсуждения COVID-19. Там дети могут поделиться своими тревогами и страхами, связанными с пандемией, карантином и самоизоляцией, а также поддержать друг друга и рассказать, чем можно заняться дома.

За месяц сотни детей из разных уголков мира поделились своими переживаниями и рассказали, как их жизнь изменилась под влиянием пандемии и социального дистанцирования. Изоляция дома изменила распорядок дня, снизила привычный уровень активности, лишила возможности полноценного общения и обучения.

Читая посты наших пользователей, мы поняли, что пора привлечь внимание занятых взрослых к тому, как их дети переживают ситуацию. Мы сделали контент-анализ нескольких сотен постов и получили «картину нового мира», написанную словами подростков.

«Скука пришла без спроса»: как самоизоляция влияет на детей
«Скука пришла без спроса»: как самоизоляция влияет на детей

Что делает ситуацию сложной

Ограничение свободы

«Теперь я понимаю, как живут животные в зоопарке». (Дари, Мексика, 12 лет)

«Самое тяжелое во всей этой ситуации — это понимать, что ты не можешь сделать чего- то очень привычное, что раньше ты делал, даже не замечая этого действия — выходил на улицу без страха, не боялся быть среди людей, здороваться с друзьями и дышать с ними одним воздухом». (Надежда, 16 лет, Россия)

Страх и странное поведение окружающих

«Большинство людей закупили продукты и не выходят из дома. Паника накрыла всех. Тревожно». (Радж,11 лет, Канада)

«В магазинах скупили продукты и туалетную бумагу. Не понимаю, зачем людям столько туалетной бумаги». (Вания, 17 лет, Бразилия)

Одиночество

«Я хотел завести попугая, но оказалось, что в зоомагазине всех раскупили». (Эсме, 11 лет, Турция)

«Чтобы чувствовать себя счастливым, человеку надо 8 поцелуев и 7 минут объятий ежедневно, как мы получим все это в изоляции?» (Зенон, 14 лет, Польша)

Нехватка живого общения с друзьями

«Сначала я был рад, что школу закрыли, и не думал, что когда-нибудь скажу, что я скучаю по школе. Но я скучаю по школе, по моим друзьям». (Дэн, 16 лет, Канада)

Чувство пустоты и потери привычного мира

«Машин на дороге в два раза меньше обычного. Мир будто замер в ожидании больших перемен». (Ли, 18 лет, Вьетнам)

«Это заключение дома многое в нас изменило. Скука пришла без спроса, и дни проходят мимо так, что перестаешь замечать время». (Филип, 16 лет, США)

Упущенные возможности

«Я целый год тренировался, и наша команда должна была участвовать в матче по софтболу, но его перенесли на неопределенный срок. Кто знает, смогу ли я участвовать в соревнованиях когда они возобновятся». (Джордан, 16 лет, США)

«Сегодня у моей сестры день рождения, но мы не можем поздравить ее как обычно, устроив вечеринку с друзьями». (Монтсерат, 15 лет, Аргентина)

«Прошла половина весны, и мы провели ее дома. Я хочу, чтобы школу открыли, потому что я скучаю по моим друзьям». (Дульсе, 18 лет, Мексика)

Неопределенность

«Карантин ввели сначала на две недели, потом продлили, а теперь похоже что целое лето мы проведем дома». (Алиса, 15 лет, Россия)

Беспомощность, невозможность помочь и исправить ситуацию

«Я рад за врачей и медсестер, потому что они реально могут помогать больным и исправлять ситуацию». (Стивен, 14 лет, Германия)

«Я просто надеюсь, что привычный понятный мир вернется». (Паола, 18 лет, Испания)

Новый распорядок и ритм жизни

«Трудно привыкнуть к новому образу жизни и тем более к онлайн-обучению, но надо сохранять хорошее настроение и помнить о Боге». (Грете, 12 лет, Гватемала)

Трудности онлайн-обучения

«Для некоторых предметов формат онлайн-обучения не подходит — мы делаем упражнения и не имеем возможности прояснить у учителя непонятные моменты». (Луис, 13 лет, Италия)

«Онлайн-изучение предметов, которые сложно давались даже при живом преподавателе в классе, невозможно». (Полина, 15 лет, Россия)

«Мне тяжело дается обучение из дома. Я плохо умею организовывать свое время и легко отвлекаюсь». (Рон, 15 лет, США)

Фото:Владимир Гердо / ТАСС
Экономика образования Готова ли система школьного образования к дистанционному формату обучения

Негативное и нерациональное поведение взрослых

«Моя мама сильно напугана, она накупила продуктов и забила ими кладовку». (Кортни, 15 лет, США)

«Я заметил, что мои родители не ладят между собой. И им не до меня. Общение с мамой ограничивается ее просьбой, чтобы я перестал смотреть фильмы и занялся уборкой». (Павел, 14 лет, Россия)

Тяжелые последствия и поток негативных новостей

«Продукты в магазинах подорожали, у многих семей не хватает денег, чтобы купить минимум». (Хесус, 11 лет, Мексика)

Что подростки делают, чтобы справиться с ситуацией

Занимают свободное время

  • Делают много работы по дому
  • Смотрят фильмы и играют в онлайн-игры

Сохраняют привычные занятия

  • Тренируются, чтобы не потерять форму
  • Продолжают, несмотря ни на что, пробежки с собаками

Осваивают новое, в том числе новые роли

  • Помогают работающей маме, занимаясь с младшими сестрами и братьями
  • Получают новые знания, навыки: «учусь играть на пианино», «прохожу онлайн-курс», «занялась йогой»
  • Поддерживают других: отправляю смешные мемы, ролики, размещают посты с позитивными идеями

Занимаются творчеством

  • Делают ролики на TikTok
  • Рисуют: «моя комната превратилась в галерею»

Избегают негатива и переоценивают ценности

  • Не смотрят новости, особенно про вирус
  • Стараются настроить себя на позитив

«Я думаю, что этот вирус появился, чтобы изменить то, как мы видим мир. Нам нужно больше ценить все те мелочи, которые у нас есть. Например, общение с друзьями, прогулку по парку, возможность съесть мороженое на улице. Это повод оценить свободу, возможность ходить по улицам и здороваться с людьми, которых вы знаете. Это повод начать жить» (Мария, 18 лет, Мексика)

Что помогает справиться

Раздел платформы iDialogue, в котором дети обсуждают карантин, пандемию и изменения в привычной жизни и поведении близких, оказался одним из самых популярных.

Конструктивное поведение близких — юмор родителей, настольные игры в семейном кругу, искренняя забота мамы о бабушке и друзьях, позитивный настрой взрослых, их внимание — важнейший фактор, который помогает детям пройти через это испытание.

Детям младше 13 лет часто сложно выразить все их страхи словами, и они прибегают к историям «с участием третьей стороны». Часто эти истории негативно эмоционально окрашены и отражают скрытое беспокойство ребенка.

Также вызывает тревогу то, что дом — это не всегда «безопасное место», судя по рассказам пользователей. Заключение дома усиливает напряженность, которая может привести к разрушению и без того ослабленных семейных связей — и повысить риски насилия. Известно немало случаев, когда дети сообщали о домашнем насилии в школе — учителям и сверстникам — и получали помощь. Сейчас, оставаясь дома, они лишены возможности обратиться за поддержкой.

Дети и взрослые оказались в стрессовой ситуации, но мы по-разному ее воспринимаем.

Для взрослых 3-4 месяца — это большой срок. Но для детей и подростков, которым живое общение со сверстниками нужно как воздух — это медленно тянущаяся вечность.

Кто-то из них запомнит это время как черную пугающую полосу нереализованных возможностей. Кто-то будет вспоминать, как окрепла их связь с родителями, и усвоит конструктивный способ решения даже самых сложных проблем. Но исход ситуации все же зависит от взрослых.

Фото:Sammie Vasquez / Unsplash, Harry Wedzinga / Shutterstock
Социальная экономика Дорогая, я испортил детей: чему могут научить нас сериалы для подростков

Ради позитивного исхода стоит отвлечься от важных взрослых дел и больше времени посвятить общению со своими детьми. Посмотреть вместе хорошую комедию, построить планы на будущее после пандемии, провести тщательный осмотр дома и составить план ремонта или подумать как переставить мебель, чтобы всем стало удобнее. Предложить ребенку направление развития его хобби и вместе с ним увлечься этим. Например, с помощью приложений обработать рисунки в стиле Моне или Сарьяна, организовать галерею в Instagram. Поинтересоваться, какие аккаунты в TikTok ему нравятся и посмотреть их вместе. Или просто поговорить о том, что похоже мы все сейчас проходим предполетную подготовку, обучаясь, как космонавты, переносить длительную изоляцию. Вместе можно сделать много интересного — приготовить новое вкусное блюдо по найденному в интернете рецепту, провести генеральную уборку, организовать Zoom-вечеринку с родственниками. Важно включиться и контролировать свои эмоции, а если тревожные мысли пресечь не удалось, то просто поговорите с семьей — это верный способ снять напряжение, стать ближе и понятнее родным.

Аудитория проекта iDialogue
Аудитория проекта iDialogue


Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.

Обновлено 27.08.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть