Глава «ВТБ Лизинг» — об изменении ценности автомобиля в эпоху COVID-19

Фото: пресс-служба Банка ВТБ
Фото: пресс-служба Банка ВТБ
На смену личным автомобилям приходят инструменты шеринговой экономики — каршеринг, такси и подписка. Гендиректор «ВТБ Лизинг» Дмитрий Ивантер рассказал, как это влияет на потребление и экономит деньги клиентов

О владении автомобилем

Не так давно компания «Яндекс» посчитала, сколько стоит владение машиной в первые три года, и сравнила со стоимостью такси и каршеринга. Аналитики учитывали все основные расходы автовладельцев, включая страховки и ремонты.

В итоге они пришли к выводу, что самая большая статья расходов при владении машиной — амортизация. За три года стоимость среднестатистической машины падает больше чем на треть. А за пять лет — примерно вдвое. Причем чем дороже машина, тем быстрее она теряет в цене. Выгоднее такси или каршеринга оказались только машины стоимостью до 1 млн руб.

Получается, что раньше владелец автомобиля платил за возможность с удобством добраться из точки А в точку Б. А теперь, при наличии альтернатив, он платит в основном за владение машиной.

Исторически факт владения имуществом важен сам по себе. Тут сказываются последствия дефицита и кризисов 1990-х годов. Но новое поколение смотрит на это иначе и не придает собственности такого огромного значения. Миллениалы уже не считают автомобиль обязательным атрибутом благополучия. А зумеры еще меньше миллениалов заинтересованы в покупке собственной машины.

Через три-пять лет именно зумеры будут определять новые рыночные тренды. И мы увидим заметный сдвиг в сторону от сверхпотребления к совместному потреблению — по крайней мере, в том, что касается транспорта.

Футурология Разница поколений: какие они — Generation Z и идущие следом «альфы»?

Об альтернативах собственности

Упомянутый сдвиг в сторону совместного потребления произойдет во многом благодаря каршерингу, такси и лизингу. Все эти сервисы, по сути, предоставляют физическим и юридическим лицам альтернативу владения собственным автомобилем и дают существенную экономию. В случае с лизингом экономия может составить до 40% по сравнению с использованием собственных средств и кредитом. Кроме того, это очень гибкий инструмент, который лучше всего позволяет управлять ресурсами для бизнеса.

При этом если финансовый лизинг предусматривает возможную передачу имущества в собственность, то операционный в чистом виде воплощает модель «автомобиль как услуга». Это тоже шеринг, только не для физлиц, а для бизнеса. Он включает в себя целый пакет услуг, в том числе регистрацию, техническое обслуживание, страхование и поддержку на дороге. То есть компания по сути отдает свой автопарк на аутсорсинг и фокусируется на ключевой деятельности. В любой момент машины можно заменить на более актуальные с точки зрения задач бизнеса.

По сравнению с Европой, наш рынок в этом сегменте относительно небольшой. В европейских странах в операционном лизинге, по нашим оценкам, находится около 25% всего корпоративного парка. В России этот показатель составляет только 2,5%.

Но поскольку пандемия усиливает запрос бизнеса на экономию бюджетов, многие компании будут вынуждены пересмотреть прежние способы обновления парка и управления им. Вместо покупки они с большей вероятностью выберут финансовый, а более продвинутые — операционный лизинг. Например, в «ВТБ Лизинг» операционный лизинг дает возможность компаниям сочетать полный сервис с выгодой от субсидии Минпромторга «Доступная аренда», а это до 25% от стоимости автомобиля. Таким способом можно эффективно пополнять любые парки, в том числе каршеринговые, или приобретать машины для сервиса подписки.

Фургон, доступный в лизинг
Фургон, доступный в лизинг (Фото: пресс-служба Банка ВТБ)

О месте каршеринга в России

В 2019 году рынок совместного потребления в России вырос в 1,5 раза — до 770 млрд руб. Основная часть приходится на c2c-торговлю (566 млрд руб.) и онлайновые биржи труда (140 млрд). Если добавить сюда рынок такси с годовым оборотом более 700 млрд руб., то суммарно мы увидим уже цифру, приближающуюся к 1,5 трлн руб. Это немало.

Рынок каршеринга пока выглядит относительно скромно и достигает только 20 млрд руб. Но аналитики отмечают, что в России этот сегмент развивается динамичнее, чем во многих других странах.

Экономика шеринга «Это было волнительно!»: читатели РБК — об опыте использования каршеринга

За 2019 год только московские пользователи каршеринга совершили 47 млн поездок. Для сравнения: в 2018 году их было 23 млн, а еще годом раньше — всего 5,6 млн.

Для развития сервиса в стране сейчас созрели отличные условия — высокий спрос при относительно низкой стоимости ИТ-специалистов, которые строят необходимую технологическую структуру бизнеса, а также новизна самого рынка и возможность пользоваться опытом западных игроков. Все это обеспечивает отечественным оператором стремительный старт и хороший уровень.

Каршеринг сделал автомобиль гораздо доступнее для тех, у кого есть водительские права, но нет денег на машину. Более того, даже если средства есть, этот сервис все равно может оказаться выгоднее личного автомобиля. Например, если владелец ездит нечасто или на небольшие расстояния, либо в зоны с платной парковкой. Важно, что все заботы по обслуживанию, страхованию, парковке и заправке берет на себя каршеринговая компания. Городскому жителю уже не нужно выкраивать время на техосмотр в своем и без того напряженном графике.

О росте во время пандемии

Как и вся экономика, в том числе совместного потребления, каршеринг поначалу просел в новых реалиях. К началу апреля спрос на этот сервис в Москве падал на 61%.

Но в более длительной перспективе коронавирус, напротив, увеличил потенциальную аудиторию каршеринга. Социологические опросы показывают, что в начале пандемии только 2% россиян были готовы пользоваться краткосрочной арендой автомобилей. В Москве и Санкт-Петербурге, где рынок наиболее развит, эта цифра достигала 7-8%. Однако сейчас на каршеринг готовы перейти уже 17% опрошенных россиян, а 11% респондентов планируют взять автомобиль в долгосрочную аренду. Это вполне объяснимо: при аренде автомобилем пользуется намного меньше людей, чем такси.

В сентябре 2020 года расходы клиентов на каршеринг выросли на 48% по сравнению с сентябрем 2019-го. Траты на этот сервис составили около 7,3% от всех расходов россиян на общественный транспорт. По словам операторов, увеличился спрос на долгосрочные тарифы: после перехода на дистанционную работу многие решили уехать в Подмосковье.

В 2019 году в Москве пользователи каршеринга ежедневно совершали примерно 140 тыс. поездок. Ежедневно одним автомобилем пользовались в среднем семь человек.

В сентябре 2020 года средняя продолжительность аренды составила 57 минут, средняя дистанция — 15 км. Чаще всего машины арендовали для поездок на работу, в торговые центры, а также в аэропорты и на вокзалы.

О проблемах такси

Каршеринг сейчас на слуху, это более модная тема, чем такси. Но на самом деле оборот такси намного больше. Объем рынка каршеринга, как уже говорилось, оценивается в 20 млрд руб. Рынок такси — в десятки раз масштабнее.

Однако из-за пандемии сегмент столкнулся с серьезными проблемами. В апреле загруженность сервисов по стране составляла около 50–60% по сравнению с теми же периодами 2019-го, подсчитывали в компании CTRL (исследование есть у РБК). Количество машин на линии упало почти вдвое.

Рынок довольно быстро начал восстанавливаться. В августе, к примеру, количество поездок выросло к тому же периоду прошлого года: 909 тыс. против 890 тыс.

Нельзя сказать, что рынок восстановился полностью. Международное сообщение возобновилось только частично, и заказов в аэропорты все еще меньше, чем обычно. Но даже с учетом влияния пандемии объем рынка к концу года может достичь 735 млрд руб. То есть мы увидим прирост на 4% к прошлогодним показателям.

Мы оцениваем этот рынок как очень перспективный. На сегодняшний день в парке «ВТБ Лизинг» более 3 600 автомобилей такси, за год наш портфель в этом сегменте удвоился. Мы активно развиваем свое продуктовое предложение для таксопарков с 2019 года, когда начали сотрудничество с «Яндекс Такси». В рамках этого проекта можем заключать договоры без аванса и полиса КАСКО, помогая партнерам агрегатора минимизировать первоначальные расходы. Аналогичные условия возможны и при работе с другими крупными таксопарками и повторными клиентами. У нас действительно привлекательные ставки в этом сегменте.

О том, что будет дальше с такси и каршерингом

В дальнейшей перспективе мы ожидаем роста на рынке такси. По нашим оценкам, к 2030 году только в Москве количество поездок увеличится вдвое.

По рынку каршеринга прогнозы тоже позитивные. И аналитики ЦБ, и другие эксперты ожидают, что сервис продолжит набирать популярность. Они отмечают, что пандемия повлияла не только на логистические схемы автопрома, но также на установки и паттерны поведения водителей. Пользователи старались по максимуму избегать общественного транспорта и одновременно ощутили, насколько неудобным может быть обслуживание собственного автомобиля. Тем более, когда техцентры закрываются на карантин, а нужных деталей не дождаться.

Фото:Unsplash, Mélissa Jeanty / Unsplash
Социальная экономика Жизнь после карантина: как коронавирус изменил наше поведение и привычки

Вместе с популярностью такси и каршеринга будет расти и количество автомобилей для них.

По данным Международного Евразийского форума «Такси», в прошлом году автопарк российских сервисов достигал 477 тыс. машин. По нашим оценкам, их количество к 2025 году увеличится на 75%.

Сейчас мы видим, что у бизнеса вновь появляется потребность в расширении и обновлении автопарка. Со стороны операторов есть интерес к лизинговым продуктам, поэтому мы прогнозируем увеличение продаж.

Свою роль здесь играет и программа льготного лизинга Минпромторга, которую в этом году распространили на автомобили для такси и каршеринга. Многие наши клиенты воспользовались льготными условиями, чтобы провести модернизацию. Такие программы помогут операторам увеличить парк и начать экспансию в регионы.

О подписке на автомобили

Пока подписка на автомобиль пользуется в России ограниченным спросом. Фактически это модель долгосрочной аренды: вы вносите регулярную плату и пользуетесь машиной столько, сколько нужно. Но сервис еще недостаточно понятен и привычен для российских пользователей.

Фото:Austin Distel / Unsplash
Экономика шеринга Подписаться на прибыль: как бизнес осваивает новую модель продаж

Сейчас это услуга, прежде всего, для физлиц. Но минувшим летом вместе с Jaguar Land Rover мы запустили сервис подписки на автомобили для компаний. С его помощью клиенты могут пользоваться новыми машинами, не приобретая их в собственность, и при этом каждый год получать в свое распоряжение новый автомобиль. «ВТБ Лизинг» выступает в роли финансового оператора услуги: мы покупаем парк, чтобы затем предоставить его клиентам.

Вместе с машиной они получают полное сервисное обслуживание, а платеж фиксируется на весь срок действия договора — от года до двух лет. В него включены процедура регистрации, страховка, техобслуживание и ремонты в официальных дилерских центрах, сезонный шиномонтаж и даже обработка штрафов за нарушение ПДД.

Сейчас мы активно обучаем дилеров продукту, уже есть несколько практических кейсов. В первую очередь продуктом интересуются те игроки, которые готовы к инновациям на авторынке и скрупулезно относятся к своему бюджету.

В целом у сервисов подписки большое будущее — мы можем увидеть значительный рост на горизонте нескольких лет. Основной аргумент в пользу этой модели — стоимость владения автомобилем, которую можно оптимизировать с помощью такого сервиса. Но автоиндустрии еще предстоит донести до пользователя, почему подписка выгодна, и предоставить понятные расчеты.

Со своей стороны, мы планируем развивать этот сервис и расширять его аудиторию сначала за счет индивидуальных предпринимателей, а затем и физических лиц. Поскольку в России лизинг для физлиц напрямую не работает, подписка может стать привлекательной альтернативой и завоевать значительную долю рынка. Тем более, что спрос на гибкие модели мобильности растет, и они уже начинают вытеснять привычное нам владение автомобилями.


Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Обновлено 17.12.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть