«Это было волнительно!»: читатели РБК — об опыте использования каршеринга

«Это было волнительно!»: читатели РБК — об опыте использования каршеринга

«Представляешь, однажды у моей подруги во время поездки на каршеринге сел мобильный телефон, и, чтобы закрыть поездку, ей пришлось колесить по Москве в поисках зарядки…» Эта история, рассказанная коллегой накануне запуска тренда «Экономика шеринга», натолкнула нас на мысль опросить читателей РБК в соцсетях на тему, пользуются ли они услугами шеринга и какие забавные (а может, и не очень) истории с ними происходили. Мы получили десятки комментариев, причем большинство из них — по каршерингу, что неудивительно — ведь именно эта услуга наиболее популярна в России.

Артур Саруханов, руководитель PR-отдела:

— У меня как активного пользователя каршеринга в какой-то момент количество приложений на смартфоне достигало 15. Сейчас иконки поредели — реально пользуюсь тремя-четырьмя компаниями. Почему? Ответ очевиден: услуга востребована тогда, когда она удобна и выгодна. С выгодой все ясно. А удобство зависит в том числе от размера автопарка компании, потому что машина должна быть всегда в пешей доступности. По этой причине выигрывают крупные игроки. Ну как выигрывают: в плюс, насколько я знаю, пока не вышла ни одна из компаний. Но я хотел о другом написать. Итак, вот мой личный топ приколов от каршеринговых операторов.

1. Проблемы с геопозиционированием. Как вы помните, за показ автомобиля на карте мобильного приложения отвечает GPS-модуль, спрятанный в недрах машины. Поскольку работа со спутниками имеет свои особенности, не удивляйтесь, когда вы, как и я однажды, опаздываете на самолет, а на паркинге терминала D «Шереметьево» система упорно сообщает, что машина брошена на заправке на подъездах, и завершиться аренда не может. Вы серьезно?! А как вам история про пользователя, которого обвинили в том, что он устроил дрифт на каршеринговом автомобиле на парковке торгового центра, пока летел в самолете? Ох уж и озорник этот GPS!

2. Отсутствие незамерзайки. Еще одна боль в зимний период. Держать запас жидкости в автомобиле оператору просто не под силу. Мы же помним, в какой стране живем, да? Канистра незамерзайки — самое безобидное, что пропадало из багажников каршеринговых машин. Поэтому заправку жидкости некоторые операторы взяли на себя. А чтобы «очумелые ручки» пользователей не лазили под капотом авто при любой прихоти, сделали удаленную блокировку крышек моторного отсека. Хотите залить жидкость? Звоните оператору! А то был у меня случай, когда один деятель под завязку налил в бачок простой воды. В лютый минус за бортом…

3. Осмотр авто перед поездкой. Вроде бы все логично: и компании, и вам самим спокойнее, когда повреждения все зафиксированы перед поездкой. К чему вам лишние проблемы — страховка каско почти везде с франшизой, при любой царапине с вас затребуют кругленькую сумму (так работает франшиза)? Но сам осмотр автомобиля, припаркованного на оживленной дороге, — тот еще челлендж. А ночью? А грязного? И да, я все жду, когда в Сети появится первая история о том, как на пользователя повесили оплату вмятины, возникшей во время стоянки.

4. Техническое состояние автомобиля. Просто расскажу историю. Вечер, столичная полугрязь/недочистота. Как всегда, в спешке осматриваю автомобиль, фиксирую повреждения, прыгаю за руль и еду. Первый звоночек прозвенел тут же — на приборке значок пустого бачка омывателя (на некоторых моделях имеется). Ладно, справлюсь, использую моросящий дождик. Давлю на рычажок — стеклоочистители не подают признаков жизни. Ок, прорвемся. Первый же поворот, включаю поворотник — зуммер задергался в конвульсиях, явный признак того, что где-то «не хватает» лампочки. Но апофеоз случился, когда я заехал в темный двор и понял, что всю дорогу ехал без фар. Потому что лампочки в них… Ну, вы поняли. Умерший аккумулятор автомобиля, до которого ты шел километр, а на милю в округе ни одной альтернативы, спущенное колесо — этот список, кажется можно продолжать вечно.

5. Биллинг. Вот мы и добрались до самого остросюжетного пункта. Операторам как минимум стоит придумать контрольную кнопку завершения аренды. Иначе не избежать историй (опять моя), когда пользователь закрыл автомобиль, а утром проснулся от смс о том, что на его карте недостаточно средств. И пойди потом докажи, что это сбой, а не твоя беспечность. Бесплатное время бронирования тоже может разниться: у кого-то 20 минут, у кого-то — ровно столько, чтобы успеть дойти. Спешите, а то часики тикают, аренда начнется!

Я это все к чему. Шеринговая экономика — это вызов не только привычному пользованию вещами. Это прежде всего вызов нам самим. Хотите преуспеть в этом деле, срочно становитесь параноиком. Иначе после комфортной поездки по вам или вашему кошельку проедутся катком.

Сергей Барышников, основатель коммуникационного агентства:

— Полтора месяца назад у меня закончились права, и только «Делимобиль» сказал, что я больше не могу ездить. Все остальные разрешали продолжать пользоваться их машинами. В итоге я написал пост в Facebook, после которого мне позвонили из департамента транспорта города Москвы. Потом они связывались с каршерингами — и [под давлением департамента] каршеринги поменяли правила.
Прежде у «Белки» было прописано, что это ответственность водителя, и компания к этому не имеет никакого отношения. «Яндекс» начал [блокировать профиль пользователя] через день или через два после истечения срока действия прав, а YouDrive — пока из департамента не позвонили — не обращал никакого внимания на эту проблему.

Если говорить про другие истории, то они скорее забавные. Недавно у «Яндекса» произошел какой-то сбой, и можно было взять Renault Kaptur за 7 копеек в минуту. Тогда много людей с работы доехали за 10 руб. и даже меньше. Еще, например, примерно полгода назад у «Делимобиля» была странная экономика утренних тарифов — мне удавалось наезжать по 300–400 км за 800 или 1000 руб. То есть не окупался даже бензин. Сейчас они тарифы подняли. А так сложностей особых не было — мне просто в кайф.

Ирина Скипор, представитель Greenpeace:

— Мы ездили за город на свою свадьбу на каршеринге. В итоге остановились фотографироваться у Финского залива, а машина потеряла интернет. Не могли ее закрыть, стояли рядом в растерянности. Минут через десять все заработало, но это было волнительно!
Павел Новиков, медиаменеджер:

— Пользуюсь тремя [каршерингами] сразу. Особых сложностей не испытывал. Максимум — глюки приложения. Например, однажды не мог завершить аренду на парковке аэропорта и начал уже опаздывать на регистрацию. Пришлось звонить в техподдержку.

По моим субъективным ощущениям, есть немалая часть пользователей, которая чувствует меньше ответственности за свои действия, когда садится за руль общественного автомобиля.

Иногда возникает подозрение, что в некоторых аэропортах таксисты отгоняют каршеринговые машины подальше. Это подозрение возникает из-за повышенной концентрации доступных автомобилей в ближайшем к аэропорту населенном пункте, где оператор разрешает оставлять машины. Например, в Видном, если речь идет о Домодедово. Но подтверждений этому подозрению [у меня] нет.

Есть положительная история. «Делимобиль» несколько раз накидывал мне бонусы (бесплатное время) за то, что сообщал им о неполадках с их машинами. К примеру, у их автомобиля спущено колесо, я прошел до следующего и взял его. Мне не сложно позвонить в поддержку, сообщить об этом и попросить убрать машину из поиска, чтобы кто-то другой не терял время.

У «Яндекса» нравится динамическое ценообразование, а также настройка профилей под конкретного водителя. Я сажусь, и яндексовская Алиса сама включает радиостанцию, которую я слушал в предыдущем рейсе.

Мария Берлинер, фотограф:

— Мне приходили штрафы за чужой мусор. Я отправляла сообщение о том, что в машине очень грязно, но оказалось, что оно не прикрепилось. Повесили на меня, долго разбирались.

Еще один раз я оставила каршеринговую машину припаркованной перед своей машиной — прилетел штраф за то, что заблокировала чужую машину. Показала ТС, объяснила, что машина моя. Отстали.

И еще классические истории про то, как закончилась незамерзайка и сел аккумулятор. Причем в случае с аккумулятором машина оказывается обездвиженной, и ее нельзя закрыть. Уйти ты не можешь — должен дождаться, пока кто-то из сотрудников каршеринга приедет. В итоге полтора часа из жизни у тебя просто выпадают.

Алексей Боронав, инженер по безопасности труда:

— В августе отдыхал в Казани и пользовался услугами каршеринга от «Яндекса». Практически всегда одна и та же машина стояла в квартале от дома, в котором арендовал квартиру. Один раз забронировал машину, пришел к ней, а она полностью забита арбузами — багажник, задний ряд сидений и один арбуз — на переднем пассажирском. А мне было очень надо выехать до республиканской больницы, и я поехал с арбузами. После своих дел, к обеду, вернул машину на место. А через пару дней обнаружил это же авто на мини-рынке. Оказывается, один из торговцев использовал машину для доставки арбузов на свой прилавок и для хранения их ночью. Как он сказал, в этом районе обычно никто не пользовался каршерингом, кроме него. Он брал авто на час поздно вечером, сдавал на ночь, а рано утром забирал на час для выгрузки товара и ставил обратно. Говорит, очень переживал, когда не нашел утром машину на прежнем месте. Удобно, что еще скажешь.

Обновлено 24.11.2019
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть