Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Дайджест шеринга № 8: полезные отходы и ненужные автомобили

Фото: РБК Тренды
Фото: РБК Тренды

Тема недели: шеринг промышленных масштабов

  • как ненужное одним предприятиям становится сырьем для других

  • можно ли заработать на простаивающем инвентаре

  • какие запреты создадут ресурсы для шеринга

Проблема

Сектор wastetech (бизнес, построенный на «ненужных» ресурсах — остатках, отходах, мусоре) пока замкнут в рамках вторичной переработки. Но потенциал гораздо шире.

Решение

Постепенно появляются проекты, способные монетизировать отходы и излишки производства, а также ресурсы, которые компания не использует. Сегодня такие игроки привлекают миллионные инвестиции и выходят на глобальный уровень.

Нидерландские предприниматели Милан Дэниэлс и Макс Клинстра занимались производством свитеров и однажды задумались, что делать с нереализованными вещами из коллекций прошлых сезонов. Так в 2015 году появилась онлайн-платформа, где одежные бренды могут продать остатки коллекций, чтобы не отправлять их на свалку. В конце мая 2020 года основатели Otrium привлекли инвестиции в €24 млн. Сейчас проект зарабатывает двумя способами: взимает комиссию за успешные сделки и предоставляет свою логистику. Большая часть товаров, которые продаются на платформе, хранится в распределительных центрах Otrium. Основатели говорят, что до пандемии бизнес рос на 10% месяц, а в последние месяцы продажи, как и везде в онлайн-ретейле, выросли еще больше.

Московский кроссфит-клуб MSK CrossFit & Fight Club в трудной ситуации создал проект по шерингу спортивного инвентаря. Во время пандемии спортзалы оказались закрыты. Но компании удалось заработать 600 тыс. руб. на сдаче в аренду кардиотренажеров. Этой суммы хватило, чтобы компенсировать часть арендных платежей в отсутствие иных доходов.

Дошли до выручки: рентабельность шеринг-экономики — миф или реальность

Австралийская компания 3RT потратила шесть лет на разработку smartwood (англ., умная древесина). Изобретатели создали производственный блок, который превращает древесные отходы в имитацию ценных пород дерева. Технология использует «наноклей» на водной основе и щепу от производства клееного бруса и фанеры. Теперь компания Bosch поможет вывести проект на глобальный рынок. 3RT предложит предприятиям оборудование с технологией IoT. Клиенты смогут удаленно подключаться к инновационному центру 3RT в Аделаиде и получать рекомендации по производственным процессам, устранять неполадки и модернизировать ПО для установки.

А в России хотят стимулировать развитие wastetech-проектов законодательными ограничениями. Депутаты Госдумы инициировали запрет на захоронение пищевых отходов. Предполагается, что с 2022 года в России нельзя будет отвести излишки продуктов на свалку. Компаниям придется оптимизировать свои запасы и искать альтернативные пути для утилизации органического мусора: отдавать в переработку или на благотворительность.

Как это работает

Биотехнологический стартап Genecis (Канада), например, использует бактерии для превращения пищевых отходов в биоразлагаемую упаковку. Для этого из органического сырья извлекается углерод. Созданный из него биоразлагаемый пластик в природе легко распадается на углекислый газ и воду. Продукты распада могут использоваться в сельском хозяйстве, замыкая непрерывный экологичный цикл. Использование пищевых отходов позволило Genecis снизить себестоимость производства биопластика на 40%.

Биопластик — новейшая форма гринвошинга: исследование «Гринпис» Фото:  Imago / ТАСС

Подкаст недели

Подкаст FoodNavigator на английском языке о том, как бизнес находит применение ненужным продуктам. В беседе участвуют представители стартапов и крупных компаний, которые развивают технологии для обнуления пищевого мусора.

Одной строкой

Цитата недели

Прямо во время пандемии мы запустили BlaBlaHelp, который позволяет помогать нуждающимся людям с доставкой товаров первой необходимости. Больше 35 тыс. человек зарегистрировалось на сервисе. Он продолжит работать, потому что до окончания кризиса будут люди, которые нуждаются в помощи.

— Николас Брюссон, СЕО и сооснователь BlaBlaCar, в интервью РБК Тренды.

Глава BlaBlaCar Николас Брюссон — о влиянии пандемии на шеринг Фото: BlaBlaCar

Цифры недели

  • Airbnb: пользователи стали в два раза чаще арендовать жилье в стране проживания — до 80% всех бронирований.
  • Bird: разовая поездка на шеринговом электросамокате стала в среднем на 50% дольше.
  • Olio: шеринговый сервис за счет бесконтактного вывоза стал собирать на 50% больше продуктов питания и на 200% больше других ненужных вещей.

Видео недели

В результате поглощения компанией Lime (принадлежит Uber) тысячи исправных велосипедов сервиса Jump оказались лишними и были уничтожены. Им не смогли найти альтернативное применение. Видео, в котором спецтранспорт крушит шеринговые велосипеды, вызвало волну негодования в соцсетях.


Больше информации и новостей о трендах шеринга в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Следующий материал: