Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

E-commerce на карантине: чем классифайд может помочь небольшим ретейлерам

Фото:Shutterstock
Фото: Shutterstock
По оценке аналитиков, факторы кризиса принесут в онлайн-продажи дополнительно 1,6 трлн руб. за пять лет. На примере «Авито» разобрались, почему для малого бизнеса классифайды стали одним из оптимальных каналов продаж

Новый канал для роста

После введения ограничительных мер многие небольшие офлайн-ретейлеры оказались на грани закрытия, онлайн оставался фактически единственным каналом продаж. Проблема в том, что при кажущейся дешевизне (создать базовую лендинг-страницу можно вообще почти бесплатно) e-commerce — достаточно затратный бизнес, требующий инвестиций в привлечение аудитории, выстраивание логистики, налаживание адекватной обратной связи с покупателями и обеспечение безопасности покупки для потребителя. Закрыть эту потребность взялись торговые онлайн-площадки, которые уже обладали огромной аудиторией. Например, «Авито» с около 50 млн ежемесячных посетителей и более 100 млн сделок в 2020 году. Компания даже создала целую экосистему, закрывающую все базовые потребности мерчантов.

Основным преимуществом, за которым малый и средний бизнес идет на классифайды, является дешевое привлечение аудитории. К примеру, магазин аудио и видеотехники «БигТВ» в период карантина увеличил продажи в два раза по сравнению с прошлым годом — и в первую очередь, за счет классифайдов.

«Мы и до истории с пандемией начали активно продавать электронику в онлайне. Если сравнивать «Авито» с другими каналами привлечения, например, контекстной рекламой и другими маркетплейсами, то стоимость привлечения клиентов здесь оказывается дешевле в два раза. И похоже не мы одни заметили это — сейчас на площадке существенно растет и количество игроков, и ассортимент во всех категориях товаров», — рассказал основатель «БигТВ» Алексей Мартынов.

Индивидуальный предприниматель Юлия Устинова занимается пошивом дизайнерской одежды. В основном она распространяла ее в небольших частных бутиках, дополнительным каналом служил Instagram. К продажам на «Авито» девушка обратилась в середине 2019 года.

«Когда началась история с пандемией, продажи через офлайновые точки упали до нуля практически сразу. Аудитория же Instagram меняется медленно, и большая часть людей не могут делать покупки чаще, чем, предположим, раз в несколько месяцев. А заплатить за привлечение новой аудитории сейчас практически нереально: цены на эту услугу выросли до космических масштабов. Поэтому продажи на «Авито» помогли мне не просесть и даже начать немного наращивать продажи. Сейчас через эту площадку уходит около 60% моей продукции», — говорит она.

E-commerce «под ключ»

Перед предпринимателями стоит большое количество разноплановых задач: где продавать товар, где найти склад, где разместить помещение для офлайн-магазина, где набирать сотрудников, где покупать оборудование и так далее. Все эти задачи можно решить на «Авито»: быстро создать аккаунт и начать торговлю, выбрать оптимальные точки продаж, найти рабочих, подыскать складские и офисные помещения по оптимальной цене. Таким образом «Авито» становится для бизнеса onestopshop.

Что такое e-commerce? Фото:rupixen.com / Unsplash

Магазин автозапчастей «РазБал» начал продавать через «Авито» примерно с 1 тыс. объявлений. Основатель компании Дмитрий Бачурин говорит, что его привлекла в первую очередь быстрая регистрация и возможность автоматической выгрузки товарных позиций из базы данных компании в базу сайта. Сейчас число объявлений выросло в семь раз. Пришлось даже найти новый склад под онлайн-продажи, теперь площадь для хранения товаров выросла в три раза — до 1,2 тыс. кв. м. Общий оборот компании сейчас составляет 2,5 млн руб. в месяц, и около 70% из этой суммы — продажи на «Авито».

Ставка на доставку

Как правило, небольшие компании осторожно относятся к интернету как каналу продаж: возможности выстроить собственную логистику у них нет, а услуги сторонних игроков кажутся им необоснованно дорогими. Для таких компаний «Авито» запустила сразу несколько продуктов для доставки товаров как по городу, так и между разными городами с помощью сервисов «Достависта», Boxberry, «Яндекс.Такси», DPD и «Почты России». Площадка предлагает сразу несколько вариантов доставки для частных продавцов и покупателей: междугородняя и внутригородская доставка курьером. Если раньше доставка была возможна только в пункты выдачи курьерских служб, то сейчас при доставке в пределах крупных городов пользователи смогут заказать курьера, который заберет заказ у продавца и привезет его покупателю на дом. Доставку товаров также можно будет заказывать из другого города в ближайший пункт выдачи партнеров Boxberry. Все варианты доставки особенно удобны с учетом того, что на платформе доступна возможность безопасной бесконтактной оплаты.

Как работает безопасная доставка заказов в эпоху коронавируса Фото:Zuma / ТАСС

Теперь услуга доставки на «Авито» доступна для представителей малого и среднего бизнеса. Площадка обеспечивает безопасное получение денег — покупатель оформляет товар на сайте, и на его карте замораживаются средства. После того, как он получит товар и подтвердит покупку, деньги спишутся с его карточки и перейдут на счет продавца. «Авито» дает гарантии возврата стоимости товара, если посылка случайно будет утеряна или повреждена в пути.

Петербургский магазин верхней одежды и головных уборов «Кепки24» начал продавать свою продукцию через интернет в период кризиса 2008 года. До этого у компании не было продаж онлайн.

«Каждый год аудитория, которая покупала нашу продукцию через интернет, постепенно увеличивалась. В период карантина число таких продаж достигало 90%. Торговля одеждой в подавляющем большинстве случаев подразумевает возможность примерки, часто покупатель просто не может понять, подходит ли ему тот или иной аксессуар, пока не примерит его лично, поэтому для нас очень удобным оказался сервис «Авито», позволяющий покупателю бесплатно вернуть не подошедшую ему покупку. Несмотря на это, когда власти разрешили снова открыть магазины, мы наблюдали большой приток людей, что говорит о том, что полностью отказаться от офлайна в обозримом будущем не получится, для наших покупателей по-прежнему важна возможность физического контакта с продукцией», — отметил основатель «Кепки24» Александр Немтырев.

Итоги 2020 года в российском e-commerce напрямую зависят от того, пойдут ли власти на введение новых ограничительных мер, но общая тенденция такова, что дистанционные продажи становятся все более доступными. Развитие инфраструктуры происходит за счет того, что многие большие компании под давлением обстоятельств принимают на себя несвойственные им ранее роли, продуктовые ретейлеры открывают пункты выдачи заказов, операторы такси доставляют еду и покупки из интернет-магазинов. Все это сделало e-commerce доступным уже почти для всех слоев населения.

Изоляция ушла, шопинг остался: как изменилось потребление после пандемии Фото:из личного архива

Аналитики Data Insight построили прогноз развития интернет-торговли на ближайшие пять лет с учетом влияния кризиса на рост онлайн-продаж, включая положительные (для роста) и отрицательные факторы. Среднегодовой рост (CAGR) интернет-торговли с 2019 по 2024 год составит 33,2%. За это время рынок продаж материальных товаров через интернет вырастет с 1,7 до 7,2 трлн руб. Естественный рост интернет-торговли без учета влияния коронакризиса (но с учетом инвестиций в интернет-торговлю крупнейших игроков) составил бы 26,6% (CAGR) за этот же период, то есть рынок интернет-торговли в 2024 году составил бы 5,6 трлн руб. Тем самым, факторы кризиса дополнительно принесут в онлайн-продажи 1,6 трлн руб. за пять лет. По оценке компании, три месяца карантина привели в онлайн-покупки не менее 10 млн человек.

После отмены режима самоизоляции многие потребители все равно предпочитают онлайн-шоппинг походам в торговые центры. Аналитики Data Insight предполагают, что эта тенденция сохранится и в 2021 году, после чего сойдет на нет. При этом миллионы людей в России перешли на удаленную работу. Часть из них будет уезжать из мегаполисов, что даст дополнительный рост интернет-торговле, так как привычный ассортимент перестанет быть в «шаговой досупности». Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) также называет пандемию важным фактором роста рынка. По итогам января-июня 2020 года, доля e-commerce в общем обороте розничной торговли уже достигла 10,9%, заявил агентству ТАСС глава АКИТ Артем Соколов. Это приближает Россию к ведущим странам — США (доля e-commerce — 13,9%) и КНР (доля — 29,9%).


Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Следующий материал: