Люди хотят решать: как изучать эмоции клиентов для продуктов банка

Фото: пресс-служба Альфа-банка
Фото: пресс-служба Альфа-банка
Если ранее сервисы и IT-решения создавали, отталкиваясь от задач корпораций, то сейчас — от потребности клиентов. Рассказываем, как предпочтения людей с помощью технологий изучают в Альфа-банке

Альфа-банк — одна из крупнейших финансовых организаций России. Оказывает полный спектр банковских услуг для физических и юридических лиц. Количество частных клиентов — более 30 млн человек, клиентов в сфере малого и среднего бизнеса — 1,6 млн.

Задачи

  • Улучшить офлайн, цифровой и фиджитал клиентский опыт во всех точках контакта с банком — в цифровых (сайт, приложение) и физических (отделения банка и банкоматы).
  • Определить ценность продукта и сделать его более удобным для пользователя.

Предпосылки и мотивация

Работа над клиентским и пользовательским опытом (UX- и CX-исследования) помогает определить, удобно ли пользователям работать с сервисами, сайтом и приложениями, а также узнать, что им нравится, а что надо добавить и починить. «Мы хотим понимать клиентов лучше. Для этого в нашем центре исследования клиентского опыта мы собрали передовые технологии со всего мира. В нем изучаем поведение и эмоциональный отклик людей с помощью умных очков, экшн-камер и нейросети, тестируем новые фичи в разных контекстах. Здесь нейросети обучаются распознавать и интерпретировать человеческие эмоции, анализируя большие объемы данных. Это позволяет получать обратную связь на более глубоком уровне, чем просто «нравится/не нравится». И это, безусловно, дает банку преимущество в жесткой конкурентной среде», — отмечает Алексей Гиязов, директор по маркетингу, дизайну и привлечению клиентов Альфа-банка.

Решение

Открыть центр исследований клиентского опыта Alfa Research Center для изучения предпочтений людей. Центр решили оснастить нейросетями, камерами и сканерами, чтобы более точно определить, как клиенты банка взаимодействуют с сервисами, услугами и рекламой в разных условиях.

Реализация

Центр открыли в ноябре 2021 года. Его площадь — 500 кв. м. Фактически Alfa Research Center — город в городе, в нем находятся 15 различных локаций, которые помогают отследить, как клиенты банка проживают клиентский опыт в различных ситуациях.

Среди локаций — улица Нильсена-Нормана, названная в честь изобретателей UX (User Experience) Якоба Нильсена и Дональда Нормана, полностью меблированная квартира с возможностью менять насыщенность освещения, офис, макет вагона метро и кабинки для глубинных интервью, а также отделение банка — модель рhygital-офиса с настоящим банкоматом. В этой локации можно устроить импровизированную консультацию с сотрудником банка и пройти клиентский путь от терминала до банкомата. «Мы постоянно работаем с новыми форматами сервисов — так, недавно запустили первый банкомат с медиапанелями. Впервые в дизайне банкоматов предусмотрены новые диджитал-элементы, которые работают как дополнительная информационная поверхность. Кроме того, они выполняют навигационную функцию, помогая клиентам проще находить банкоматы в городской среде. Кроме того, не исключаем возможность использования виртуальной и дополненной реальности для предоставления банковских услуг», — поделился Гиязов.

В центральной части Alfa Research Center — амфитеатр с медиапанелью на крутящейся платформе. Ее используют для создания контекста и погружения в определенную ситуацию, например работу в кафе.

В каждой из локаций установлены микрофоны и две камеры. Первая подключена к пяти нейросетям, управляемым сервисом SenseMachine, который распознает эмоциональный отклик. Нейросети отслеживают, как меняется зрачок клиента, движения его взгляда, мимики и сердцебиение через капилляры глаз.

Затем искусственный интеллект анализирует, какие эмоции испытывает респондент. Всего их семь: счастье, грусть, злость, страх, удивление, отвращение и нейтральное состояние. Таким образом можно определить, насколько сложно человеку дается задание в тестовом сервисе банка.

Вторая камера следит за тем, как респондент взаимодействует с устройством, на котором проводится исследование, — одной, двумя руками или совсем без рук с помощью голосового помощника.

Фото:Pexels
Экономика образования Ю — UX: как дизайнеры удерживают внимание пользователя

Как проводят UX-исследования

Alfa Research Center проводит UX-исследования в четыре этапа. Их продолжительность во многом зависит от точек контакта пользователя с банком: чем их больше, тем дольше.

Этап 1: поиск идей

UX-исследование начинается с поиска идей. Команда центра пытается определить, что именно необходимо сделать в точке контакта пользователя с банком, каким должно быть нововведение и нужно ли оно вообще.

Для этого исследователи Alfa Research Center общаются с респондентами-клиентами и выявляют их потребности с помощью нескольких методов — воркшопов, глубинных интервью, количественных опросов, юзабилити-тестирования и трендвотчинга. Команда определяет, как может закрыть потребности клиентов, и валидирует их с командой продукта.

На этом этапе команда может также разрабатывать тестировочные лендинги, чтобы проверить, как воспринимается тот или иной продукт. «Из 200 идей может остаться пять, которые полностью закрывают потребности клиентов и представляют ценность для пользователей», — объясняет Алексей Гиязов.

Этап 2: проверка концепции нового продукта

Самый длительный этап исследования, который длится до 31 дня в зависимости от объема задачи и выбранных методов. Аналитики исследуют новую аудиторию, добавляя к методам изучения дневниковые исследования, этнографию, составление карты пути клиента (CJM, Customer Journey Map) и карты сервиса (Service Blue Print), а также проверяют, как аудитория воспринимает новые концепты продуктов.

Одна из групп респондентов для исследований центра — дети. В Alfa Research Center детей приглашают на тестирования и воркшопы, например, для создания детского приложения. Родитель заранее подписывает согласие на обработку персональных данных. Если он разрешил, то с ребенком общаются один на один либо с включенным в беседу взрослым.

Всех детей-респондентов банк делит на три группы: 7–11 лет, 11–15 лет и 15–17 лет. Число задач исследователя растет в зависимости от возраста респондента. Если при работе с ребенком из первой категории необходимо оценить его предпочтения и проверить концепцию нового продукта, то детей из второй группы уже привлекают к его проектированию, а с детьми из третьей группы изучают образ жизни и пользовательский опыт в динамике.

После интервью с детьми исследователи сделали три вывода:

  1. Если родитель не будет снижать контроль своего ребенка, подросток будет переносить недовольство на сервис, через который его контролируют.
  2. Дети просвещают старшее поколение: подталкивают их к инвестированию, рассказывают про диджитал, технологии будущего, AI, AR и VR, чат-боты, цифровые аватары.
  3. Финансовое приложение сближает семью. У родителей и детей появляется общая деятельность, где ребенок выступает экспертом и становится примером для родителя.

По результатам исследований в детское приложение добавили несколько новых функций:

  • Возможность запросить деньги у родителя.
  • Понятные ребенку формулировки в чате с сотрудниками техподдержки.
  • Игры и задания.
  • Раздел «Достижения».
  • Цифровые аватары.

Этап 3: проверка прототипа

Прототип продукта создают в Figma. Он необходим, чтобы устранить все проблемы на уровне интерфейса до того, как с ними столкнется клиент в уже разработанном и опубликованном продукте. На данном этапе исследователи проверяют удобство пользования прототипом, а также определяют точки входа и развилки при помощи быстрых юзабилити-тестирований. Он позволяет проверить конкретные и очень локальные гипотезы, связанные с интерфейсом.

Прототипов может быть несколько, например от команды продукта или маркетинга. Так как одну и ту же задачу пользователя можно решить по-разному, нужно определить, какой из прототипов лучше с этим справится.

Разные варианты решения задачи оцениваются по конкретным метрикам — например, отслеживается уровень фрустрации пользователя, его когнитивная нагрузка и время выполнения действий.

«В Alfa Research Center мы все время экспериментируем — с форматами взаимодействия, с подходами, тестируем разные гипотезы. Учитываем запросы и пожелания большого числа наших команд — среди них исследователи, маркетологи, продакты, но главное — клиенты. Нужно ли детям отдельное приложение для денег? Нужны ли людям офлайн-сервисы или почти все ушло в онлайн? Что будет, если в рекламу добавить персонажей — мишку, котика, и как это воспримут зрители — те же клиенты? Все это мы анализируем через призму эмоционального восприятия бренда. Эмоции в этом плане — уникальный инструмент, который одновременно выстраивает долгосрочную связь с клиентом», — пояснил Алексей Гиязов.

Фото:Freepik
Экономика образования UX/UI для биопротезов: чем занимается дизайнер нейронных интерфейсов

Этап 4: UX-check

Самый быстрый этап исследования, длится полдня. Протестированный прототип продукта передают руководству, которое проверяет, как и насколько корректно работают все сервисы.

В UX-исследованиях можно выделить четыре основных сложности:

  1. Согласование оценок и мнений всех стейкхолдеров в виде гипотез, обсуждение роудмэп и определение зон ответственности.
  2. Создание макета, его прототипа и согласование с ответственными сторонами. Сложность — в правильной интерпретации всех собранных гипотез.
  3. Нехватка респондентов. Особенно часто это наблюдается при проведении количественных исследований, например когда необходимо опросить более 600 b2b-клиентов или крупных инвесторов. Как правило, респондентов находят с помощью стороннего агентства.
  4. Корректная интерпретация данных. Определять метрики, на основании которых будет проходить исследование, нужно заранее. Например, может оказаться, что исследователи будут учитывать скорость выполнения задания пользователем, но условия исследования будут требовать еще и просмотра рекламы во время задания.

Результаты

В 2023 году Alfa Research Center провел 389 исследований разного объема. На проведение качественных исследований (дают ответы на вопросы пользователей «как», «зачем» и «почему») понадобилось около 10 тыс. респондентов и столько же часов общения с ними. В 2023 году центр также предупредил более 1,5 тыс. проблем в разных точках контакта с банком до того, как с ними могли столкнуться клиенты.

Планы и перспективы

Стратегическая задача Alfa Research Center — привлечение активной базы клиентов за счет поиска нового пользовательского опыта, определение потребностей и ценностей и формирование персональных продуктов и сервисов.

Для этого команда центра разрабатывает собственные методики, чтобы заметить и отследить малейшие изменения в поведении и эмоциях клиентов при их взаимодействии с банком. Например, исследователи изучают, какую рекламу показать пользователю и где она будет уместна.

Например, если в UX-исследованиях обычно применяют три метрики — эффективность, продуктивность и удовлетворенность продуктом, то Alfa Research Rating (ARR) строится на экономичности (число касаний и кликов для достижения цели), надежности, удовлетворенности и эмоциональном отклике. ARR позволяет оценить как уже рабочий продукт, так и его прототип.

Alfa Research Center обменивается опытом в проведении исследований с банками, финтехкомпаниями, в том числе с «Яндексом» и VK, и телеком-гигантами. Центр также планирует запустить на базе цифровой кафедры Альфа-банка в Финансовом университете отдельную дисциплину, посвященную исследованиям.

Обновлено 02.04.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть