Мир фиджитал: как виртуальная и дополненная реальность меняют бизнес

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Дополненная реальность и другие технологии делают доступ к товарам и услугам более интерактивным. Движение в сторону QR-меню и AR-примерочных получило название фиджитал. РБК Тренды изучили настоящее и будущее этой сферы

Фиджитал (phygital, от англ. physical + digital — физический и цифровой) — это маркетинговый термин, описывающий сочетание цифрового и физического опыта, в том числе дополненной и виртуальной реальности, который меняет представление о продуктах и обеспечивает потребителям новый опыт.

Ассоциат венчурного фонда LETA Capital Александр Земляк рассказал РБК Трендам, что в будущем все физические объекты и явления будут работать на основе целого набора прорывных технологий, в том числе Интернета вещей, дополненной и виртуальной реальности и так далее. По его словам, социальные сети и электронная коммерция, которые сегодня существуют только в цифровой форме, сольются с физическими объектами «не просто как дополнение, а скорее как их неотъемлемая часть». Этот процесс серьезно повлияет на экономику.

Простой пример: с развитием электронной торговли ретейлерам потребовалось переманить людей из физических магазинов в интернет. Компании начали создавать виртуальные витрины, где можно со всех сторон рассмотреть понравившийся товар и даже примерить его с помощью дополненной реальности. Так, осенью 2017 года свое AR-приложение для примерки мебели к интерьеру представила IKEA.

AR-приложение IKEA Place

В 2012 году бренд одежды Benetton запустил цифровые витрины — ЖК-мониторы, содержанием которых можно управлять централизованно в режиме реального времени. В рамках проекта Benetton Live Windows прохожие могут стать лицом компании. Камеры передают изображения людей на электронные витрины, установленные в магазинах сети вместо окон.

Цифровые витрины Benetton
Цифровые витрины Benetton (Фото: Vogue)

Уже сегодня фиджитал используется в таких сферах как медицина, общественное питание, строительство, технологии, телекоммуникации, недвижимость и так далее. По словам Земляка, LETA Capital и компания DEVAR прогнозируют, что с 2021 до 2030 года наибольший рост присутствия фиджитал произойдет в сферах телекоммуникаций (в пять раз: с $2 до $10 трлн), информационных технологий (в четыре раза: с $5 до $21 трлн) и электронной коммерции (в три раза: с $9 до $25 трлн).

Примеры применения фиджитал

Бизнес может использовать разные стратегии, позволяющие объединять онлайн- и офлайн-технологии. Они должны решать три основные задачи:

  1. Привлечение внимания. Грамотная кампания взаимодействия позволит выстроить коммуникацию с клиентами.
  2. Сбор данных. Это попытка переноса средств цифрового таргетирования, рекомендаций, отзывов и релевантных спецпредложений в офлайн-мир, чтобы предложить пользователю релевантный опыт.
  3. Внедрения полезных функций. Используемые технологии обеспечивают комфорт потребителя и решают реальные проблемы доступа к продукту.

Примерами фиджитал-технологий могут являться:

  • Цифровые киоски — точки в общественных местах, которые позволяют пользователям быстро выполнять рутинные задачи с использованием технологий. Допустим, цифровые киоски сети McDonald’s, где можно самостоятельно оформить заказ и забрать его на стойке выдачи. Теперь киоски адаптировали для незрячих. Они могут подключить свои наушники к системе и прослушивать цифровое меню, выбирая блюда с помощью тактильных кнопок.

Киоск для незрячих в McDonald’s
Киоск для незрячих в McDonald’s (Фото: The Wall Street Journal)

  • Мобильные приложения и BOPIS (Buy Online, Pick-Up in Store, система онлайн-покупок и самовывоза из магазина). В период пандемии многие магазины ввели систему самовывоза по предзаказу, чтобы минимизировать время, которое покупатели должны провести за выбором покупки. А рестораны внедрили систему, которая позволяет сканировать QR-код прямо на своем столе и просматривать меню или напитки со смартфона. Кроме того, они могут отменять и добавлять блюда в заказ, не вызывая официанта, а время обслуживания сокращается.

Пример QR-меню
Пример QR-меню (Фото: DEVAR)

  • Сайты и клиентские порталы с услугами в онлайне. Кредитная организация может предложить клиентам самостоятельно оплачивать счета, а медицинская — заполнять запросы на выдачу рецептов или пользоваться услугами телемедицины.

Услуга телемедицины
Услуга телемедицины (Фото: сайт сети «Медси»)

  • Голосовые помощники для интернета вещей. Amazon Alexa, Google Assistant, Apple Siri, «Алиса» от «Яндекса» — все это примеры облачных голосовых служб, которые используются для управления «умными» устройствами как самих компаний, так и сторонних производителей, а также оснащены функциями помощи человеку. Например, Alexa можно попросить напоминать о приеме лекарств, а с помощью «Алисы» — вызвать «Яндекс.Такси».
  • Цифровые офисы. Клиентам больше не нужно посещать банк для выполнения многих рутинных задач. Они могут совершать цифровые платежи, брать кредиты и открывать счета онлайн. Кроме того, некоторые банки трансформируют свои физические отделения с учетом технологий фиджитал. Альфа-банк уже открывает отделения, где клиента распознают по лицу прямо на входе и где он может общаться с менеджером не за стойкой, а в комфортной зоне переговоров.

Как выглядит фиджитал-офис Альфа-банка

  • Toys-to-life («игрушки в жизнь») — это производство фигурок известных персонажей с цифровыми элементами, которые позволяют использовать их в онлайн-игре. В настоящее время такие игрушки производят Skylanders, Amiibo, Disney Infinity, Nintendo, Pokémon Rumble U, Lego Dimensions и другие.

Фигурка Гомера Симпсона от Lego Dimensions
Фигурка Гомера Симпсона от Lego Dimensions (Фото: nextgame.net)

Перспективы фиджитал

Венчурный фонд LETA Capital и компания DEVAR подсчитали, что в ближайшие 15–25 лет цифровая экономика достигнет не менее 50% мирового ВВП, что составит $100–200 трлн. По состоянию на апрель 2021 года интернетом пользуются 4,8 млрд человек во всем мире или более 60% населения. В Великобритании 95% населения являются интернет-пользователями, в Южной Корее — 93%, в Германии и Нидерландах — 90%, во Франции — 86%, в Северной Америке — 78%.

Прогнозируемая структура фиджитал
Прогнозируемая структура фиджитал (Фото: LETA Capital, DEVAR)

В исследовании компаний «State of Phygital» прогнозируется, что основу фиджитал на ближайшие два года составят технологии дополненной и смешанной реальности, IoT, умные сенсоры, маячки (QR-коды, NFC или технологии беспроводной передачи данных малого радиуса, RFID или способ автоматической идентификации объектов с помощью радиосигналов, 5G, человеко-машинные интерфейсы, носимые устройства, когнитивные вычисления, киберфизические системы.

Аналитики LETA Capital и DEVAR предсказывают, что:

  • в ближайшие годы Apple презентует функцию визуального поиска и создания 3D-моделей из одной фотографии, а также другие технологии дополненной реальности;
  • Facebook, Apple или Samsung выпустят потребительское AR-устройство (скорее всего, очки дополненной реальности для массового рынка;
  • распространение 5G затронет до 1 млрд пользователей к концу 2022 года.

Эксперты отмечают, что технологии фиджитал отвечают также целям российского нацпроекта «Цифровая экономика». По словам аналитиков, если инвестировать выделенные на реализацию проекта средства в размере ₽550 млрд в течение 2021–2024 годов в соответствии с концепцией фиджитал, то можно:

  • увеличить продуктивность работы персонала в среднем на 50–100%;
  • нарастить выручку от цифровых сервисов на 100–200%;
  • сократить операционные издержки на 20–50%;
  • увеличить скорость запуска новых продуктов и сервисов с цифровой оболочкой на 100–150%;
  • увеличить среднюю маржинальность бизнеса на 5–10%.

Эксперты прогнозируют, что благодаря внедрению фиджитал к 2024 году может вырасти доля определенных отраслей в общей структуре валовой добавленной стоимости экономики (разница между выпуском товаров и услуг и их промежуточным потреблением): строительства — с 7% до 10%, электроэнергетики — с 3% до 5%, транспорта и связи — с 9% до 15%, образования и здравоохранения — с 7% до 13%.

Обновлено 03.11.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть