Открыты для инноваций: как стартапу найти заказчиков в крупных компаниях

Фото: пресс-служба «Газпром нефти»
Фото: пресс-служба «Газпром нефти»
Корпорациям нужны новые технологии, а стартапам — клиенты. Но попасть со своей разработкой в крупную компанию крайне сложно. Решить проблему помогает система открытых инноваций. Рассказываем, как это происходит

LABADVANCE — российский стартап, созданный в 2020 году. Компания создает технологии для проведения исследований и повышения эффективности добычи нефти и газа.

Задачи

  • Создать продукт, востребованный на российском и международном рынках.
  • Получить инвестиции на развитие стартапа.
  • Запустить пилотные проекты.
  • Найти заказчиков в крупных нефтегазовых компаниях.

Мотивация и предпосылки

Процесс добычи углеводородов постоянно усложняется. Зрелые месторождения со временем истощаются, а свыше 60% новых запасов относятся к категории трудноизвлекаемых. Рентабельная разработка таких активов невозможна без инноваций.

«Сложности заключаются не в том, что компании не могут расширить свои вложения там, где это стало особенно необходимо. Главная проблема в том, что далеко не все инновационные разработки, которые необходимы российскому нефтегазу, он может создать самостоятельно», — объясняет замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.

Чтобы закрыть потребность в новых технологиях, нужна кооперация с предприятиями из других отраслей и приток новых идей и решений от внешних разработчиков. Для этого нефтегазовые корпорации по всему миру внедряют в свою деятельность системы «открытых инноваций». Их задача — привлечь разработчиков новых технологий. Такие системы позволяют находить, тестировать, дорабатывать и тиражировать нужные отрасли решения в промышленном масштабе.

Фото:Freepik
Экономика образования 5 причин, которые приводят стартапы в «долину смерти»

Как это работает за рубежом

В США и Западной Европе примерно 70% корпораций имеют свои системы открытых инноваций, отмечает Максим Бардин, директор по развитию открытых инноваций и новых бизнесов «Газпромнефть — Технологические партнерства».

Одни из самых популярных инструментов поддержки предпринимателей — корпоративные венчурные фонды, которыми успешно пользуются крупнейшие игроки отрасли — Shell, BP, Total, Сhevron и т.д. Такие фонды направлены на развитие инноваций не только в области разведки и добычи. Большая доля вложений приходится на цифровизацию, DeepTech, новые виды аккумуляторов и решения альтернативной энергетики.

У Saudi Aramco из Саудовской Аравии также есть венчурный фонд Wa’ed Ventures со своей инкубационной программой. Но они не фокусируются исключительно на энергетике. В портфеле собраны стартапы из самых разных секторов — от медицинских технологий до электронной коммерции.

«Рынок нефтегазовых инноваций на Ближнем Востоке еще развивается. Компании все активнее начинают смотреть на стартап-сообщество, создавая дополнительные инструменты по работе с инновационным окружением — инкубаторы и акселераторы», — отмечает Бардин.

В начале 2000-х в России стали появляться акселераторы для стартапов, но первый опыт оказался не очень удачным. Большинство инициатив заканчивались питч-сессиями. «В итоге многие компании стали скептически относиться к акселераторам. Они хотели решения под ключ. Но ни один внешний контрагент не мог интегрироваться в бизнес-модель, правильно пройти все процедуры и встроить свои решения в работу компании», — объясняет Максим Бардин.

Именно с этой проблемой столкнулся стартап LABADVANCE.

Алексей Черемисин, гендиректор LABADVANCE

«Многие компании в России готовы работать с инновациями. Однако далеко не у всех для этого есть отлаженные процессы. Например, некоторые создают «единое окно» для инноваций. Но при подаче заявки нужно разъяснить, как именно решение поможет улучшить бизнес-процессы компании. А человек извне не может ответить на этот вопрос, потому что просто не знаком с внутренними процессами.

И хотя мы очень активно взаимодействовали с отраслью, выйти на заказчиков оказалось достаточно трудно. Это должны быть конкретные люди внутри компании, которые заинтересованы в развитии новой технологии».

Решение

Основатели LABADVANCE решили принять участие в акселераторе INDUSTRIX. Это часть экосистемы открытых инноваций, созданной в компании «Газпром нефть».

После завершения программы и первых успешных пилотных проектов стартап получил венчурные инвестиции фонда, который является частью экосистемы открытых инноваций «Газпром нефти».

Алексей Черемисин

«Акселераторов в России много, но INDUSTRIX нам понравился тем, что он «встроен» в корпорацию. И помимо развития бизнес-компетенций, развития продукта в программе есть возможность поработать с трекерами «Газпром нефти». Они помогают найти внутреннего заказчика и понять, как именно наши разработки можно встроить в бизнес-процессы».

Как устроена работа с внешними инновациями

Экосистема открытых инноваций «Газпром нефти» состоит из трех основных элементов для поиска и поддержки стартапов любой стадии зрелости — от идеи до готового решения с опытным образцом.

  • Венчурный фонд инвестирует в неконтрольные доли в высокотехнологичных компаниях и стартапах, разрабатывающих решения для ТЭК. Входит в проекты на стадии опытного образца продукта.
  • Акселератор проектов INDUSTRIX нацелен на поддержку стартапов с прототипом продукта, который прошел лабораторные испытания. При участии бизнес-подразделений «Газпром нефти» здесь анализируют применимость, риски и эффекты, потенциал технологий. После преакселератора проекты выходят на стадию пилотирования.
  • Акселератор ранних стадий развивает проекты с уровня идеи. Это дополнительный инструмент для взаимодействия компании с вузами и начинающими предпринимателями.

Алексей Вашкевич, директор по технологическому развитию «Газпром нефти»

«Программы открытых инноваций и новых бизнесов «Газпром нефти» — часть нашей технологической стратегии, нацеленной на решение современных вызовов в энергетике и нефтегазе. В то же время это и наш вызов молодым инноваторам: давайте вместе создавать технологии, давайте думать на шаг вперед, давайте сообща развивать технологичные бизнесы и делать востребованные продукты.


Очевидно, что этот призыв хорошо принят в среде стартапов, потому что мы получили уже почти 1500 заявок от них на участие в акселераторах зрелых и ранних стадий. Такой масштабный отклик говорит о том, что инновационная технологическая мысль пульсирует и развивается».

Фото:Shutterstock
Экономика инноваций Крупные сделки и снижение объемов инвестиций: тренды российского венчура

Буровая на месторождении в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре
Буровая на месторождении в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре (Фото: пресс-служба «Газпром нефти»)

Реализация

Шаг 1. Превратить идею в прототип

Стартап LABADVANCE зародился в научной среде. Будущий сооснователь и технический директор компании Евгений Шилов проводил исследования для своей диссертации по газовым методам повышения нефтеотдачи. Он занимался подбором агентов, способных повысить эффективность разработки месторождений. Но для проверки идей на практике требовалось дорогое оборудование, долгие эксперименты и множество образцов породы из нефтяных скважин.

У Шилова и его научного руководителя Алексея Черемисина возникла идея использовать для исследований микрофлюидные технологии. Их широко применяют в медицине, но в нефтегазовой отрасли такого опыта не было.

Что придумали в LABADVANCE

Образцы породы из скважины снимают на томографе и изучают их структуру — какие внутри поры и каналы, как они между собой связаны. Этот рисунок переносят на кремниевую пластину. Получается микрочип — кремниевый двойник, который по своим параметрам полностью повторяет образец и детально отражает характеристики пористой среды. На таких чипах и проводят дальнейшие эксперименты и исследования.

Идею сочли перспективной: Шилов и Черемисин получили небольшой грант, позволяющий перейти от идеи к прототипу продукта. Они зарегистрировали компанию LABADVANCE и вплотную занялись разработкой.

Шаг 2. Попасть в акселератор

Шилов и Черемисин начали сотрудничать с «Газпром нефтью» еще до подачи заявки в акселератор. Команда проводила для компании исследования в рамках сотрудничества с университетом, где работали сооснователи будущего стартапа. Это помогло заинтересовать акселератор разработкой.

Шаг 3. Поработать с трекерами

«Большинство разработчиков на презентациях начинают рассказывать, как прекрасен и технологичен их продукт. Но компаниям это зачастую неинтересно», — говорит Черемисин. Поменять угол зрения помогают трекеры, в роли которых выступают эксперты «Газпром нефти».

«Это очень мотивированные люди, которые хорошо знают всю внутреннюю кухню и заинтересованы в применении инновационных продуктов», — объясняет гендиректор стартапа.

При поддержке трекеров разработчики смогли не просто увидеть абстрактные преимущества технологии, но и встроить разработки в проектную логику компании, увидеть потенциальные эффекты и представить их заказчикам.

Шаг 4. Сформулировать предложение

Потенциально LABADVANCE были готовы предложить 20 видов исследований для нефтегазовой сферы. Трекеры помогли выделить четыре основных направления, которые нужно развивать в первую очередь.

«Мы определили, какие исследования можем полностью взять на себя и какие можем дополнить из тех, что компания проводит самостоятельно. Перевели все с научного языка на бизнес-процессы и сформулировали предложения, в которых четко прописано, какую выгоду получает заказчик», — рассказывают разработчики.

Шаг 5. Найти внутренних заказчиков

С этой задачей стартапу тоже помогали трекеры. «За время прохождения акселератора мы познакомились со всеми ключевыми сотрудниками компании, которые отвечают за связанные с нашими разработками темы», — вспоминают сооснователи стартапа.

Черемисин подчеркивает, что заказчиками продукта должна выступать не корпорация в целом или подразделение, а конкретные люди. LABADVANCE нашла несколько таких заказчиков в «Газпром нефти» среди руководителей направлений и экспертов компании.

Шаг 6. Запустить пилотный проект

Незадолго до финала INDUSTRIX стартап согласовал с компанией пилотный проект. В течение двух месяцев после завершения акселератора стороны подписали контракт.

Максим Бардин

«Модель взаимодействия со стартапами меняется. Вместо того чтобы завершать работу на этапе питч-сессий, сейчас все стремятся выходить на пилотирование и тиражирование решений. У большинства компаний уже не стоят KPI вроде «давайте наберем 150 стартапов с рынка». Они хотят получить определенные эффекты для бизнеса.

Именно по такой модели мы и работаем. Важен не набор стартапов сам по себе, а эффект, который будет подтвержден нашим бизнес-заказчиком».

Шаг 7. Получить инвестиции

После акселератора INDUSTRIX и пилотных проектов стартап перешел на следующий уровень экосистемы открытых инноваций. В начале 2023 года LABADVANCE получил инвестиции от венчурного фонда.

Средства пошли на создание первого в России лабораторного комплекса, который будет прогнозировать эффективность методов увеличения нефтеотдачи. За счет инвестиций от фонда стартап смог расширить производственные мощности, увеличить парк микрофлюидных установок. Все это позволяет усовершенствовать продукт, повысить точность и скорость исследований.

Шаг 8. Масштабироваться

По словам сооснователей, после акселератора стало проще налаживать контакты и с другими заказчиками на российском нефтегазовом рынке. Идут переговоры по новым контрактам на Ближнем Востоке.

Максим Бардин

«Мы одни из немногих на рынке, кто делает полностью открытую акселерационную программу. Любой партнер может зайти к нам и посмотреть, какая была воронка и экспертиза, запросить результаты пилотов. Мы учим стартапы, как правильно работать с крупными заказчиками. Потому что выживаемость уникальных бизнесов напрямую зависит от качества и объема заказов со стороны крупных компаний».

Фото:Freepik
Экономика инноваций Как работают бизнес-акселераторы: окно в рынок для стартапа

Результаты

LABADVANCE приходили в экосистему открытых инноваций «Газпром нефти» с уникальной разработкой, но без продукта. Теперь у стартапа есть не только востребованные продукты, но и реализованные пилоты, производственные мощности и действующие контракты.

Планы и перспективы

В LABADVANCE планируют развивать собственные мощности по выпуску микрофлюидных чипов и расширять продуктовую линейку.
Общий потенциальный эффект от технологий, которые «Газпром нефть» привлекла через акселератор INDUSTRIX, оценивается в сумму более 2 млрд руб. Это ожидаемые результаты пилотных проектов, запущенных по итогам первого сезона акселерационной программы.

По словам Максима Бардина, в компании будут расширять сотрудничество с разработчиками. «Сейчас мы думаем в сторону внутрикорпоративного предпринимательства, потому что в нашей компании накоплен огромный опыт, у нас несколько сотен интересных продуктов. Но пока как к рыночным продуктам никто не подступался. Для нас очень важно попробовать и потестировать их», — говорит он.

Кроме того, в «Газпром нефти» надеются внести вклад в развитие стартап-комьюнити. «Мы хотим, чтобы приходящие к нам в акселератор люди не просто делали свои проекты и получали нашу поддержку. А чтобы они формировали комьюнити и мы могли объединять их в какие-то более крупные инициативы», — заключает Максим Бардин.

Обновлено 11.08.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть