Как правило, стартапы сталкиваются с целым рядом проблем — недостатком ресурсов и денег, технической базы и опыта. Решить эти задачи в относительно короткий срок им помогают бизнес-акселераторы. По данным исследователей Университета Ксавьера в Луизиане, у стартапов, прошедших программы акселерации, примерно на 26% больше шансов выжить в течение первых двух лет и на 23% больше шансов остаться на рынке через пять лет по сравнению с другими новыми компаниями.
В России, по данным Dsight, объем сделок с российскими стартапами в 2021 году вырос втрое, до $1 млрд. В 2022 году 41% инвесторов планировали увеличить суммы своих инвестиций.
Что такое акселератор
Бизнес-акселератор — это организация, которая предоставляет начинающим компаниям доступ к инвестициям и консультантам, предлагает наставничество и практическую поддержку. Для того чтобы участвовать в акселераторе, нужно подать заявку. Программы акселераторов обычно длятся несколько месяцев.
В основном акселераторы для стартапов бесплатные, но бывают и те, где за участие надо платить. Инвесторы акселератора в обмен на помощь компании получают долю в ее капитале (как правило, 7% или менее), а также опционы на покупку дополнительных акций со скидкой и право влиять на ключевые решения, например, согласовывать раунды финансирования и изменения в совете директоров.
Акселераторы больше подойдут компаниям, у которых уже есть стратегия и MVP (минимально жизнеспособный продукт). Совсем молодым стартапам помогают бизнес-инкубаторы.
Первым независимым акселератором стартапов стал Y Combinator, который запустили в Кембридже, штат Массачусетс. Он помог запустить Airbnb, Dropbox и Reddit. После этого программы акселерации начали развиваться в США и Европе. К 2015 году около трети стартапов, получивших финансирование, прошли через них. Например, акселератор Plug and Play Tech Center из Кремниевой долины помог Google и PayPal.
В России насчитывается более 100 таких организаций, в том числе Акселератор ФРИИ, акселераторы технопарка «Сколково», «Старт Хаб» на «Красном Октябре», Global Startup Initiative НИУ ВШЭ и другие.
Какие бывают акселераторы
Не все бизнес-акселераторы одинаковы. Помимо географической, демографической и отраслевой специализации, некоторые являются некоммерческими, другие включают в себя элементы инкубаторов для развития стартапов на очень ранней стадии, а третьи предпочитают работать с более продвинутыми компаниями.
Основные виды акселераторов:
- венчурные. Они направлены на выявление жизнеспособных бизнес-моделей и дальнейшее инвестирование. По такому принципу работает Y Combinator, ориентированный на стартапы посевной стадии (этап тестирования стартапом бизнес-модели). Акселератор инвестирует $500 тыс. в каждый отобранный стартап. Затем он работает с компаниями в течение трех месяцев и презентует их инвесторам.
- корпоративные. Эти акселераторы направлены на решение более узких задач внутри компании-заказчика, например, для работы с более крупным бизнесом. Подобные программы предлагают в рамках фонда «Сколково» такие компании, как «Северсталь», «Магнит», ГК «Росатом» и другие. С участниками работают от двух месяцев до полугода, чтобы подготовить продукт, а затем корпорация тестирует его. Если продукт удачный, то «Сколково» инвестирует в его доработку.
- экосистемные. Такие акселераторы могут работать в отдельной отрасли или регионе и предлагать более глубокую образовательную программу, чем первые два типа. Например, техасский The Company LAB consumer products Accelerator поддерживает исключительно стартапы и предпринимателей в Техасе и специализируется на потребительских товарах, например, расфасованных продуктах питания. А российский акселератор Ed2 работает с компаниями сфер EDTech и HRTech.
Принцип работы акселератора
В ходе работы с компаниями акселераторы предлагают как менторство в различных форматах, так и инвестиции. Таким образом, этот процесс включает в себя:
- менторство. Команда стартапа работает с экспертами из разных областей, которые предоставляют бизнес-консультации. Зачастую к работе в акселераторах приглашают успешных предпринимателей;
- инвестиции. Во многих акселераторах инвесторы участвуют в процессе рассмотрения заявок. Иногда сам акселератор может выступать в роли фонда, как в случае с Y Combinator. Инвестиции покрывают расходы команды на протяжении работы. К примеру, их можно вложить в сторонние разработки для подготовки прототипа проекта;
- обучение. Программы акселераторов обычно включают мастер-классы, стажировки, лекции и воркшопы. Это позволяет команде получить знания, необходимые для развития бизнеса;
- инфраструктура. Акселераторы предоставляют проектам офисное пространство для работы, технику и доступ в интернет;
- мероприятия. «Demo Day» и «Investor Day» — обычно финальная точка работы в акселераторе. В этот день команды представляют свои проекты потенциальным партнерам, инвесторам и СМИ;
- нетворкинг. В программах участвуют команды, которые могут постоянно контактировать с экспертами и инвесторами отраслями, обрастая полезными связями. Таким образом формируется сплоченное сообщество с общими интересами.
Как стать участником акселератора
Обычно критерии отбора указаны на сайте выбранного акселератора. Как правило, они включают в себя:
- технологическую и бизнес-привлекательность для потенциальных инвесторов или партнеров;
- примеры уже реализованных проектов;
- описание проблем и задач, которые может решить технология;
- суммарную годовую выручку на текущий момент (если проект уже запущен);
- компетенции, состав и размер команды;
- отсутствие или наличие инвесторов и успешных продаж;
- зрелость и завершенность технологии, ее работоспособность на текущий момент.
В большинстве акселераторов процесс подачи заявки происходит поэтапно:
- заявление. В заявке нужно указать подробности об идее стартапа, рынке, команде и других аспектах;
- оценка. Перспективные команды из этапа предварительного отбора оценивают по параметрам инвестиционной привлекательности, потенциального дохода и общей силы предложения;
- интервью команды. Интервьюируемые предоставляют документы, подтверждающие их заявления о доходах, юридическом статусе и т.д.;
- одобрение. Инвестиционный комитет собирается, чтобы решить, куда будет направлено финансирование.
На этапе отбора проекты тщательно оцениваются со всех сторон. Когда команда проходит отбор, она приступает к практической проверке своих возможностей. В рамках программы стартапы решают под руководством наставников бизнес-задачи, а затем презентуют проект потенциальным клиентам.
Как выбрать акселератор
Для того чтобы правильно выбрать подходящий акселератор, нужно учесть несколько параметров:
- география. Акселераторы предпочитают работать с целыми командами на своей территории, поэтому может потребоваться переезд;
- специализация бизнеса. Акселераторы доступны для компаний из большинства отраслей, от некоммерческих организаций до агробизнеса и криптовалюты. Чем более нишевый бизнес, тем больше преимуществ он получит от специализированного акселератора;
- совпадение целей. Для тех стартапов, которые планируют увеличить портфолио, эффективнее будет работа с корпоративными акселераторами, которые организуют испытание технологий в рамках работы с корпоративными и госзаказчиками. Тем, кому требуются инвестиции, нужно оценить условия вкладчиков акселератора;
- уровень выпускников и менторов. Желательно ознакомиться со статистикой удачных проектов акселераторов и изучить список преподавателей.
Отличия акселератора от инкубатора
Иногда бизнес-инкубаторы и бизнес-акселераторы работают вместе в рамках гибридных программ. Однако между этими организациями есть различия:
- бизнес-инкубаторы работают со стартапами на самых ранних стадиях, еще до того, как у них появится минимальный жизнеспособный продукт или маркетинговый план;
- в инкубаторах нет ограничений по срокам участия;
- инкубаторы оказывают поддержку, как правило, в форме нематериальной помощи. Например, они предоставляют технологии с большой скидкой и оказывают помощь в подаче заявок на регистрацию или патенты;
- инкубаторы связывают стартапы с бизнес-ангелами или венчурными инвесторами, а не предоставляют инвестиции напрямую;
- инкубаторы более открыты, чем акселераторы, у них нет фиксированных программ.
Кто инвестирует в бизнес-акселераторы
Как правило, акселераторы зарабатывают на проектах стартапов, поскольку те передают им долю в бизнесе.
К денежным инвесторам бизнес-акселераторов относятся венчурные капиталисты, бизнес-ангелы, образовательные учреждения, а также местные и федеральные органы власти.
Также материальными инвесторами выступают Bid Tech-корпорации, которые передают в бесплатное использование свое программное обеспечение или дают скидки на свои технологии. Некоторые облачные провайдеры предоставляют кредиты на хостинг компаниям-участникам акселератора, в то время как поставщики основных инструментов поддержки бизнеса открывают к ним бесплатный или льготный доступ. Руководители и сотрудники таких компаний могут безвозмездно работать наставниками.