Об эксперте: Александр Соболев, директор по стратегии и развитию бизнеса «МегаФона». Отвечает за корпоративную и функциональную стратегии компании, развитие межоператорских и отраслевых партнерств. К команде «МегаФона» присоединился в 2012 году. До этого работал в стратегическом консалтинге, в том числе в Boston Consulting Group (BCG).
Форматы сотрудничества
По данным PwC и CB Insights, в 2020 году американские стартапы привлекли рекордный объем инвестиций — $130 млрд. Это на 14% больше, чем годом ранее. В России же вложения в стартапы снизились на 19%, показало исследование Dsight. Хотя интерес к рынку, безусловно, есть: количество сделок увеличилось на 14%.
В высококонкурентных технологичных сферах, таких как финтех или телеком, компании понимают: не вкладываешься в инновации — не жди высоких темпов роста. Запрос клиентов на новейшие технологии сегодня огромен, и они могут уйти к тому, кто предложит им что-то более интересное и технологичное. При этом скорость, с которой внедряются инновации, повышенная. Стоит опоздать на несколько месяцев — и ты уже аутсайдер.
Самые активные участники этого рынка — корпорации и корпоративные фонды.
Для сотрудничества со стартапами бизнес использует несколько основных форматов.
Наиболее распространенной моделью работы со стартапами считается акселератор — интенсивная и ограниченная во времени программа прокачки «новичков». Такая модель предполагает поиск перспективных компаний на ранней стадии их развития, инвестиции в них в обмен на долю в капитале и поддержку в привлечении инвесторов следующего раунда. Акселератор может помогать своими знаниями для дальнейшего запуска продукта. По сути, корпорация инвестирует ресурсы в технологию или продукт стартапа и активно его «раскачивает», чтобы в случае успеха заработать на росте стоимости компании.
Альтернатива акселератору — «песочница». Это модель, которая прижилась у нас в «МегаФоне». В отличие от предыдущей формы в «песочницу» стартапы отбираются с одной целью — провести пилот, чтобы быстро протестировать технологию. Мотивация молодых компаний понятна — показать себя крупному клиенту и получить долгосрочный контракт. Плюсы для корпорации тоже очевидны — отсекается часть издержек, связанная с обучением, нетворкингом и приобретением доли в стартапе. Фокус «песочницы» направлен на поиск и внедрение новых решений.
На фоне «традиционных» подходов к работе со стартапами набирает популярность новая модель — венчурная студия, или венчур-билдер (от англ. Venture Builder). Это отдельная компания или подразделение внутри корпорации с задачей запуска стартапов. Если в случае акселератора или «песочницы» контроль над продуктом лишь частичный (или его нет совсем), то здесь он абсолютный — компания сама решает, какой продукт и как запускать.
За последние два года число венчур-билдеров в мире выросло в 2,5 раза — до 560, а новые игроки появляются каждый месяц. Однако российский рынок довольно консервативен, и пока венчур-билдеров в стране можно пересчитать по пальцам.
Что на практике
В «МегаФоне» мы начали активно работать со стартапами три года назад. Первым и основным направлением для нас стала «Технологическая песочница». Здесь мы смотрим технологии, оцениваем крутые идеи и «приземляем» их в компании.
С момента запуска формата в 2019 году мы отсмотрели около 3,5 тыс. стартапов и утвердили 130 пилотов. Так, в «МегаФоне» появились голосовые роботы, инструменты речевой аналитики, новые модели сохранения клиентов, мониторинг качества сети и многое другое.
В прошлом году решили опробовать новую модель и первыми среди телеком-компаний в России создали свою венчурную студию. У нас она называется «Продуктовая фабрика». Здесь мы уже не ждем идей от стартапов, а сами находим технологические тренды и определяем новые ниши для запуска продуктов.
Вместе с партнером за три—шесть месяцев команда «Продуктовой фабрики» создает и тестирует прототип продукта, собирает обратную связь от клиентов, проверяет гипотезы и выпускает решение на рынок. При этом «МегаФон» берет на себя все внутренние процессы проекта: от юридического сопровождения до маркетинга. Такая модель позволяет нам управлять развитием продукта на раннем этапе, объединяя ресурсы корпорации с технологической экспертизой и разработками стартапов-партнеров.
Первый продукт студии — голосовой ассистент Ева для обработки звонков, на которые абонент не хочет или не может сразу ответить. Идея решения возникла, когда мы увидели два пересекающихся тренда — популярность голосовых сервисов и высокую загруженность наших абонентов потоками входящей информации. Сейчас Евой пользуются московские клиенты оператора, но уже осенью решение масштабируют на всю Россию.
У каждой из моделей работы со стартапами — свои сильные стороны. «Песочница» позволяет отсмотреть рынок, увидеть самое интересное и тут же опробовать новые решения на конечных потребителях. А «Продуктовая фабрика» — найти стартап под уже готовую бизнес-идею и за короткое время вывести на рынок востребованный продукт.
Но нужная идея может родиться и внутри корпорации, и в стартапе. Поэтому мне видится, что комбинация сразу нескольких форматов работы с инновациями — залог успеха.