В России три пути: что ждет отечественные стартапы

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Как изменились условия работы и перспективы российских стартаперов после 24 февраля? Разбираемся, востребованы ли российские решения на Западе и как будут работать те, кто не планирует покидать отечественный рынок

Как предприниматели оценивают происходящее

Западные санкции, введенные в ответ на начало российской военной спецоперации в Украине, оказали существенное влияние на отечественный рынок стартапов. Уже в конце марта — начале апреля 2022 года динамика и количество сделок на рынке стартапов стало сокращаться. В условиях международного давления Россию покинули иностранные инвесторы и иностранные венчурные фонды.

До этих событий российские стартапы можно было условно разделить на три категории стратегий: первая — «продукт под российский рынок», вторая — «продукт под российский рынок с прицелом на за рубеж», третья — «продукт для международного рынка». При этом стартап на разных этапах мог придерживаться всех трех стратегий.

«В текущей геополитической ситуации все упирается в деньги. Тот, кто делает первые проекты и пока не привлек крупное финансирование, останется. Кто «поднял» большие деньги от международных фондов и сфокусирован на зарубежных рынках, конечно, сменил или сменит локацию, чтобы избавиться от выраженного странового признака для иностранного капитала. Новые отечественные стартапы будут ограничены внутренним рынком еще достаточно продолжительное время», — убежден Никита Бугров, руководитель направления запуска внутренних стартапов и венчурных инвестиций hh.ru. Он отмечает, что стратегии «продукт под российский рынок с прицелом за рубеж» сейчас фактически не существует.

Российские стартапы испытывают шок от случившегося, так как большинство из них изначально строились под глобальную экспансию. Хуже всего себя чувствуют проекты, связанные с мобильными разработками и с оплатой онлайн.

«Особенно тяжело приходится стартапам в области hardware, так как логистика в Европу, в Америку, а также логистика с точки зрения расчетов физически резко усложнились. Это не просто «поменять рекламные кампании с фокусом на азиатские рынки», здесь процессы намного сложнее. Зачастую у многих стартапов процесс был выстроен именно на том, что производство реализовано в Китае, а платежеспособные клиенты находились на западных рынках», — комментирует Михаил Попов, основатель и CEO TalkBank.io

CEO FITMOST Александра Герасимова убеждена, что у сильных проектов в любом случае будет шанс найти деньги как внутри страны, так и за рубежом, хотя на это потребуется гораздо больше усилий. В приоритете, по ее мнению, будут сильные бизнес-модели, которые уже показали, что умеют зарабатывать.

Фото:Pexels
Экономика инноваций Чек-лист для стартапера: как сохранить бизнес в новой экономике

Что будет с российскими стартапами на Западе

Следует отметить, что до 2022 года российские компании достаточно неплохо умудрялись продвигаться на западные рынки — российские инженерная школа и бизнес-решения часто получали высокие позитивные отклики от клиентов и инвесторов.

Например, проект Miro (онлайн-платформа для командной работы) — яркий пример того, как компания из российской глубинки смогла стать долларовым единорогом. По нему же ярко видно, что теперь приходится делать таким стартапам: переезжать из России, чтобы сохранить доступ к своим целевым рынкам.

Фото:Pexels
Экономика инноваций Как получить европейскую стартап-визу в новой реальности

Однако насколько в западных странах востребованы новые российские стартапы сейчас?

Все зависит от самого проекта, убежден Дмитрий Матвеев, основатель компании «Мой Автопрокат». С ним согласен Кирилл Сагитов, основатель детской школы программирования «Кенгуру Код»: «Многое зависит от сферы, в которой создается стартап. Если это какая-то новая технология, блокчейн-продукт или что-то, что может быть нужно по всему миру, то все дороги открыты — ничего не мешает прийти к венчурному фонду или акселератору за помощью и инвестициями. Все также зависит от репутации конкретного человека в деловом сообществе».

Тех, кто будет медлить, могут ждать больше сложностей, чем тех, кто уже успел релоцироваться. «Многие стартапы сейчас переезжают в страны СНГ для того, чтобы там, при относительно невысоких затратах, перестроить свой бизнес и подготовиться к дальнейшему переезду в юрисдикцию Европы или Америки. Но ситуация ухудшается, поэтому таким компаниям и самим фаундерам все сложнее получать легальные основания для работы и управления своим бизнесом на этих рынках. При этом понятно, что сами продукты у нас получаются достаточно технологичными и поэтому востребованными на рынке», — говорит Михаил Попов из TalkBank.io.

По словам Артура Хасиятуллина, регионального директора TraceAir в России, причина закрытий сервисов от российских фаундеров сейчас не в российском происхождении основателей, а в проигранной конкуренции, упущенном фандрайзинге и кассовых разрывах. «Надо отдавать себе отчет, что мы не делаем чего-то незаменимого и сверхъестественного, поэтому российскому стартапу всегда можно найти альтернативу», — добавляет Николай Хорт, основатель сервиса доставки на последней миле Take'N'Go.

По мнению Андрея Завьялова из «Кнопки», если у стартапа сильная и прорывная идея или технологическое решение, то у него есть все шансы закрепиться на рынке, релоциловав сотрудников или переоформив компанию на зарубежное юридическое лицо. «Другой вопрос: очень тяжело верифицировать свою идею или гипотезу. Стартапы сейчас ограничены в способах проверки», — отмечает он.

Где теперь искать инвестиции

Сергей Воропаев, основатель Advengene, отмечает, что сейчас российские стартапы могут привлекать инвестиции только от инвесторов из России, Саудовской Аравии, ОАЭ, Катара, Бахрейна, Омана, Перу, Бразилии, Чили, Вьетнама, Израиля, Индии и Малайзии. Однако, по его мнению, объем вливаний в стартапы со стороны иностранных инвесторов будет расти незначительно — в силу небольшого инвестиционного рынка РФ и при ограниченных возможностях для выходов инвесторов на следующих раундах инвестиций.

«Как правило, цель российских стартапов была в том, чтобы «продаться» стратегу. Стратегов, которые покупали, было немного, а сейчас их стало еще меньше. А если со стратегами плохо, то и с привлечением инвестиций тоже не очень. Это касается венчурных стартапов. Но если стартап настроен на дивидендную модель бизнеса, мне кажется, он и сейчас может привлечь деньги», — говорит Егор Егерев, CEO Ticketscloud.

Преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами Валерий Корнейчук отмечает, что российские венчурные фонды сократили программы финансирования. При сохранении такой тенденции рынок венчурных инвестиций может упасть к концу года в два-три раза. С другой стороны, в стартапы начнет все активнее вкладываться государство.

В свою очередь, Иван Шкварун из Oprosso убежден, что в РФ и раньше не было настоящего венчурного рынка, поэтому на самом деле ничего не изменилось. «Не нужно искать инвестиции — нужно делать крутой продукт, учиться продавать и заниматься продажами», — подытоживает он.

Артур Хасиятуллин из TraceAir также считает, что сейчас не стоит надеяться ни на международные инвестиции, ни на инвестиции от российских корпораций. «В мае 2022 года инвестиционная активность в мире упала — только шесть международных фондов вложились в более чем 10 стартапов. Годом ранее их было почти в два раза больше — 10 фондов», — отмечает он. «Что касается российских корпораций, то они занимаются сокращением своих подразделений из-за введенных антироссийских санкций», — говорит эксперт.

Фото:Shutterstock
Экономика инноваций Русский венчур во время «отмены»: что ждет инвесторов и стартапы

Прогнозы на будущее

По мнению Сергея Воропаева из Advengene, у компаний появился шанс получить квалифицированных разработчиков «по низу рынка», так как головные компании, от которых их работодателям поступали средства, покидают рынок. Многие из опрошенных экспертов видят российские компании в качестве импортозаместителей, но отмечают и серьезные сложности, которые ждут их на этом пути». Мультипликаторы в оценке русских стартапов были всегда в разы ниже западных», — комментирует основатель маркетинг-сервиса Callibri Иван Шкиря.

Наиболее привлекательными будут бизнесы, которые смогут зарабатывать на понятном горизонте и не будут требовать многолетних инвестиций до выхода. Проекты, требующие крупных вложений, будут в худшем случае сворачиваться, в лучшем — ставиться на «холд», отмечают опрошенные эксперты.

Также они считают, что рано или поздно ситуация изменится. Тогда конкуренты восстановят работу, и рынок снова вернется к нормальному состоянию. Но вот смогут ли продукты российских компаний к тому моменту составить им достойную конкуренцию или же им снова придется отступать — сегодня зависит как от самих компаний, так и от достаточного количества капитала на рынке.

Обновлено 13.07.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть