Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Как пандемия повлияет на рынок мобильных ПК

Фото: из личного архива
Фото: из личного архива
На фоне карантина ноутбуки стали необходимостью номер один. Это приведет к росту цен, но позволит предложить пользователям новые возможности, причем не только с точки зрения технологий

Об эксперте: Григорий Низовский, вице-президент Acer в EMEA (Россия, Восточная Европа, Турция).

Точка отсчета: удобные и почти одинаковые

За последние пару десятилетий ноутбуки изменились до неузнаваемости. Устройства конца 1990-х годов можно сравнить с первыми сотовыми телефонами. Лэптопы весили 4-5 кг, а время автономной работы позволяло их использовать только неподалеку от розетки. Это были скорее портативные, чем мобильные устройства.

С тех пор мы наблюдали много революционных прорывов. Появились модули беспроводной связи, тачскрины и устройства-трансформеры, которые можно использовать в режиме планшета. Параллельно шло непрерывное эволюционное развитие. Вес и размеры ноутбуков уменьшались, а скорость, производительность и время работы без подзарядки росли.

К началу 2010-х годов пользователи получили ноутбуки, которые можно не просто перемещать из дома в офис, а работать с ними в любой удобной точке. Из машины для решения бизнес-задач — с Excel, доступом к базам данных и примитивными играми — они превратились в удобные и вполне универсальные устройства.

При этом крупные производители — а их в мире всего пять-семь — использовали стандартные решения. Зачастую простые и недорогие модели от разных брендов было сложно отличить друг о друга.

У каждого бренда, конечно же, были и остаются свои фишки. Например, HP сделал себе имя в корпоративном сегменте. На него приходится существенная доля продаж ноутбуков компании. До недавнего времени — пока сотрудники IT-отделов крупных компаний могли существенно влиять на мнение потребителей — этот факт даже подталкивал розничные продажи бренда. Но сейчас, очевидно, у потребителей масса других героев — лидеров мнений.

Влияй и властвуй: итальянский университет научит «инфлюенсерству» Фото: Wenyang CY / Unsplash

Asus является одним из крупнейших производителей компонентов для ПК. Исторически бренд любим теми, кто готов авторитетно делать глубокий анализ моделей компьютеров на компонентном уровне.

Lenovo с покупкой в 2005 году отделения ThinkPad у IBM получила доступ к технологиям, значимым клиентам, а также к высокорентабельным продажам. Говорят, что часть полученного дохода они пустили на завоевание потребительского рынка.

Acer исторически делал ставку на массового потребителя. Массового — не в смысле «серой» массы или абсолютного большинства с ограниченным бюджетом. Наверное, это немного идеалистично, но компания действительно пыталась делать на практике то, что записано в ее корпоративной миссии, — разрушать барьеры между технологиями и людьми.

Ведь барьеры могут быть разные. Для кого-то это действительно бюджет. Кому-то нужна повышенная мобильность или простота в использовании. А кто-то на публике просто не может появиться с таким же девайсом, как и остальные десять человек за соседними столиками.

Изоляция ушла, шопинг остался: как изменилось потребление после пандемии Фото: из личного архива

Иногда компания ошибалась — в основном, выходя на рынок с продуктами слишком рано. Так, например, случилось с планшетом TravelMate C100 в 2002 году. Если бы кто-нибудь сейчас взялся создать музей необычных мобильных ПК, выпущенных за последние 25 лет, то продукция компании получила бы в нем достаточно много посадочных мест. В то же время были и реальные хиты, которые сделали компанию одним из крупнейших поставщиков ноутбуков в мире.

Но, как и со многими другими товарами, в конечном итоге только опыт пользователя определяет его привязанность к тому или иному бренду. В этом ноутбуки тоже похожи на сотовые телефоны. Если ваш мобильный вдруг сломается и вы купите модель другого бренда, первое время вам будет неуютно. Тактильные ощущения от корпуса и клавиатуры, цветопередача, расположение кнопок — все будет другим, и ко всему придется привыкать заново.

Персонализация ради выживания

Разница между продукцией брендов становится хорошо заметной в дорогих моделях. Здесь напрашивается аналогия уже не с телефонами, а с автомобилями. Если недорогие машины-паркетники у всех более или менее похожи, то внутри спортивного внедорожника всегда спрятано множество уникальных решений.

Например, одна из сильных сторон Acer — это технологии охлаждения. Микросхемы в ноутбуке работают с высокой частотой. Их нужно разместить в компактном корпусе так, чтобы сам ноутбук не нагревался, а вентилятор не шумел и не забивался пылью. Для этого инженеры должны проделать тонкую работу.

Глядя на новый ноутбук в сияющем корпусе, сложно представить себе находящиеся внутри медные трубки с разряженным паром для отвода тепла. А если вы интересовались природоподобными технологиями, то удивитесь тому, что их можно найти в ноутбуке. Форму и движение лопастей выдувающего вентилятора разработчики подсмотрели у ночных птиц. Получилось эффективно и тихо.

Но несмотря на высокий уровень технологий, производители ноутбуков какое-то время не могли создавать продукты, способные отвоевать внимание потребителя у сотовых телефонов, которые завладели рынком с начала 2010-х годов.

Отчасти это получилось у мобильного гейминга. Но даже с этим быстрорастущим подсегментом объем поставок ноутбуков в мире стремительно падал. По данным Statista, в 2011-16 годах он снизился с 209 млн до примерно 157 млн штук. Стоимость самых простых моделей опустилась до $250. Акционеры компаний — производителей ноутбуков требовали роста, и главной жертвой на падающем рынке становилась маржинальность.

Co-media строгого режима: сферу развлечений и СМИ ждет цифровой перелом

Необходимо было что-то менять, и c 2012-13 годов производители взяли курс на персонализацию дизайна и технических характеристик. Выделились линейки офисных ноутбуков, активно развивались лэптопы для геймеров, а бюджетные модели ноутубков стали продвигаться не просто как недорогие гаджеты, а устройства для создания контента.

Появились продукты для более узких целевых групп. К примеру, в прошлом году мы представили линейку ConceptD для работы со сложным, прежде всего, графическим, контентом. Линейка предназначена для дизайнеров, фотографов и всех, кто имеет дело с видео. Ноутбуки, мониторы и настольные ПК оснащены мощными видеокартами, откалиброванными экранами, сертифицированными по стандарту Pantone, которые обеспечивают 100% охват Adobe RGB и гарантируют реалистичную цветопередачу.

Гейминг будущего: как технологии изменят компьютерные игры Фото: Unsplash

Другой пример — защищенные мобильные ПК Enduro. С ними лучше отправляться туда, где ноутбук или планшет можно уронить, залить или переехать, засыпать снегом или песком. Они подходят как для профессионального использования (на складах, стройках), так и для тех, кто любит окружать себя в экстремальном хобби соответствующими акксесуарами и экипировкой.

В 2019 году на рынке ПК впервые за долгое время отмечался рост. По подсчетам IDC, объемы поставок традиционных ПК, включая ноутбуки, настольные компьютеры и рабочие станции, увеличились в годовом исчислении на 2,7%. Последний раз они показывали позитивную динамику в 2011 году. Основным драйвером стало прекращение поддержки операционной системы Windows 7: бизнес покупал новые устройства, чтобы перейти на Windows 10.

Тем не менее, рост в основном пришелся на непотребительский сегмент. А ресурс обновления, связанный с поддержкой операционных систем, казалось, быстро исчерпывался. В целом индустрия по-прежнему балансировала на грани рентабельности. Небольшого всплеска было недостаточно, чтобы сделать очередной прорыв.

Ноутбуки в новой роли

С приходом пандемии и введением карантинных ограничений ситуация кардинально поменялась. На рынке ноутбуков начался по-настоящему взрывной рост, которого индустрия не видела давно.

В середине марта продажи наших ноутбуков выросли на 188% год к году, рынок показал +137%. Абсолютные продажи 12-й недели превысили рекордные предновогодние недели продаж последних лет.

В апреле россияне приобрели 255 тыс. ноутбуков общей стоимостью 10 млрд руб., подсчитывали в группе компаний «М.Видео — Эльдорадо». В деньгах это на 68% больше, чем годом ранее. В штуках — на 66%.

По информации CONTEXT, в мае продажи ноутбуков в Западной Европе показывали рост на уровне 46% год к году, в то время как настольные ПК упали на 32%

Сначала казалось, что рост сойдет на нет сразу после окончания карантина. Однако люди продолжают покупать. И уже сейчас можно говорить о том, что карантин и ограничения стали толчком к переоценке роли компьютера в нашей жизни.

Шопинг-2020: пять революционных технологий в ретейле Фото: Charles / Unsplash

В какой-то момент один компьютер на семью считался достаточным. Теперь очевидно, что если речь идет о реальной работе или учебе, то ноутбук нужен каждому члену семьи. При этом ПК, купленный шесть-семь лет назад, с большой вероятностью придется заменить.

Вдобавок ко всему пандемия в этом году существенно изменила формат развлекательных мероприятий. Закрылись кинотеатры и концертные залы. Все крупные мероприятия, включая спортивные, отменили или перенесли. Но тяга к адреналину и ярким эмоциями никуда не делась, поэтому многие открыли для себя компьютерные игры. В итоге домашний ноутбук также стал незаменимым и часто единственным источником развлечений.

Среди аналитиков нет единого мнения по поводу дальнейшего поведения рынка. Согласно оценкам IDC, сделанным в мае, мировой рынок мобильных ПК должен был вырасти на 9% с 2019 по 2024 год. Но каждый следующий месяц высокого спроса добавляет оптимизма в среднесрочной перспективе.

Из-за увеличения спроса, скорее всего, вырастут и цены — по крайней мере, исчезнет практика продаж отдельных моделей ниже себестоимости. Это позволит не только развивать технологии, но и предоставить пользователям принципиально новый уровень сервиса и возможностей для покупок.

О каких именно возможностях может идти речь?

1. Дальнейшая персонализация

До недавних пор ценообразование и коммуникации на рынке ноутбуков опирались на принцип «две-три ярких характеристики = агрессивная цена». Но со временем влияние этого принципа на рынок ослабнет. Производители предложат покупателям новый уровень персонализации и кастомизации своих устройств.

Очевидным шагом здесь может стать выбор нестандартных компонентов и индивидуальный дизайн корпусов. То есть пользователь на сайте производителя сможет самостоятельно собрать ноутбук своей мечты. Производство таких моделей будет занимать некоторое время. Но для каждого конкретного покупателя они будут представлять максимальную ценность и требовать минимум компромиссов.

2. Новые сервисы — подписка и аренда

Рост цен и снижение масштабов производства каждой модели означает, что пользователям придется разом выкладывать крупные суммы при покупке устройства. Но есть и альтернативные пути.

Уже сейчас можно получить индивидуальные условия покупки или приобрести ноутбук по подписке. Покупатель амортизирует часть стоимости ноутбука (например, 60%) равномерными платежами, а затем может его поменять на более новую модель или выкупить. Такую программу мы недавно запустили в России с компанией Forward Leasing.

Помочь сделать последний платеж, при котором ноутбук становится собственностью покупателя, может его работодатель. На наш взгляд, это разумный подход в отношениях работодателя и сотрудников, находящихся удаленке.

Миллионер из хрущоб: как изменить социальный статус благодаря шерингу Фото: РБК Тренды

Также будут развиваться сервисы по аренде и прокату супермощных машин, заточенных под решение профессиональных задач. Краткосрочная аренда дорогого фотооборудования — уже давно сложившаяся практика. И ноутбуки, вероятно, пойдут по похожему пути.

Например, архитекторы, фотографы или дизайнеры смогут взять компьютер стоимостью $5-7 тыс. на несколько дней для работы над проектом. Это возможно как в рамках индивидуальных договоренностей, так и в коворкинг-пространствах или на образовательных площадках.

3. Упрощение выбора

Основная краткосрочная задача производителей мобильных ПК — упростить и облегчить процесс выбора ноутбука для каждого покупателя.

Сегодня выбор среди моделей даже знакомого бренда требует массу времени и энергии. Приходя в магазин, покупатель видит длинные, уходящие в горизонт ряды устройств, которые на первый взгляд мало чем отличаются друг от друга. Как понять, что модели относятся к разным поколениям? Как убедиться в том, что были оценены все возможные варианты? В онлайне это сделать немного легче, но только в том случае, если человек знает, что конкретно ищет.

Проблема частично решается через создание сильных брендов и объединение под ними продуктов для различных групп потребителей, с простым и понятным позиционированием. В нашем случае это линейки Predator и Nitro (гейминг) ConceptD (графический контент) и Enduro (механическая защита).

Кроме того, уже сейчас готовится коллективная инициатива производителей ПК, которая поможет классифицировать устройства и выделить на полке топ наиболее современных с технологической точки зрения ноутбуков. В частности, она сделает более понятными критерии оценки производительности и унифицирует подход к оценке времени автономной работы.

В перспективе также должен выровняться ассортимент различных торговых сетей и онлайн магазинов. Он в меньшей степени будет насыщен специальными предложениями для конкретной сети. В результате покупатель, возможно, потеряет доступ к супер-агрессивным ценам. Но его коммуникации с продавцом, который теперь будет готов понять и продать то, что ему действительно нужно, выйдут на новый уровень.


Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Следующий материал: