
Искусственный интеллект стремительно меняет мир, и искусство не исключение. Нейросети не только расширяют возможности для современных художников, но и ставят новые вопросы об идентичности автора-человека.
Художники используют ИИ для создания работ, которые захватывают воображение, и изучают, что значит быть творцом в цифровую эпоху.
Работая рука об руку с самолично созданной моделью, художник исследует взаимодействие машинного и человеческого восприятия. Некоторые работают с искусственным интеллектом напрямую, а кто-то исследует, может ли ИИ создать искусство без вмешательства человека.
Расскажем о нескольких современных художниках, которые по-разному используют искусственный интеллект. Их объединяет то, что с помощью взаимодействия с машинами они добились успеха и признания, победив критическое отношение арт-сообщества к ИИ. Все упомянутые в статье люди — обладатели ключевых наград в мире искусства, работы которых выставляются в крупных галереях по всему миру.
Рефик Анадол
Рефик Анадол — один из пионеров в области ИИ-искусства, известный своими масштабными инсталляциями, в которых информация трансформируется в динамические визуальные картины. Его проекты, такие как Machine Hallucinations, исследуют, как машины воспринимают и интерпретируют окружающий мир. Анадол использует большие объемы данных, например, архивные изображения городов или природных явлений, а алгоритмы перерабатывают их в движущиеся изображения, которые художник называет сновидениями.
Художник основал Refik Anadol Studio, в которой вместе с командой разработал ИИ-модель The Large Nature Model, которую он и использует в своей работе.
Unsupervised — Machine Hallucinations
Unsupervised — это выставка проекта Machine Hallucinations, которая прошла в музее MoMA в Нью-Йорке. В Unsupervised художник использует искусственный интеллект для интерпретации и преобразования коллекции MoMA. Анонс выставки озаглавлен строчкой: «Что снится машине, увидевшей коллекцию музея современного искусства?».
Machine Hallucinations — Sphere
Сфера — это масштабный проект, расположенный в крупном концертном зале в Лас-Вегасе. Это сфера, внутри которой свободно движутся текстуры и цвета, создавая медитативное динамическое изображение.
Согвен Чун
Согвен Чун — канадская художница, происходящая корнями из Китая. Работы Чун аналоговые — это значит, что они сделаны не в цифре, а нарисованы на настоящем холсте. Однако художница использует роботов с искусственным интеллектом, которые рисуют одновременно с ней. Она создает картины, где ИИ выступает не как инструмент, а как полноценный соавтор. Для разных произведений художница использует разных роботов — от большой машины до группы маленьких.
Genesis
Genesis — самый свежий проект Согвен Чун, в котором художница изучает эволюцию рисунка и движения человеческой руки. «В GENESIS эволюцию рисунка можно проследить в новых пространственных и временных ориентациях» — говорится на странице проекта.
Марио Клингеманн
Марио Клингеманн — признанный пионер ИИ-арта. Клингеманн не только художник, но и своего рода лидер движения, которое борется с негативным отношением к ИИ в искусстве. Художник называет себя скептиком с пытливым умом, а среди любимых инструментов выделяет нейронные сети, код и алгоритмы.
«Если есть один общий знаменатель моих интересов, то это мое желание понимать, подвергать сомнению и подрывать внутреннюю работу систем любого рода. Я также глубоко интересуюсь человеческим восприятием и эстетической теорией», — пишет Клингеманн на своем сайте.
Memories of Passersby I
Один из нашумевших проектов Клингеманна — Memories of Passersby I. По сути это автономная машина, которая использует систему нейронных сетей для генерации бесконечного, никогда не повторяющегося потока портретов несуществующих людей.
Uncanny Mirror
Uncanny Mirror — другой удивительный проект Клингеманна. Это музейная инсталляция, в рамках которой посетитель выставки может посмотреть в зеркало и увидеть свое «отражение». Однако это отражение создано ИИ, с помощью компоновки портретов всех людей, которые посмотрели в зеркало до этого.

Анна Ридлер
Анна Ридлер — художница из Лондона, работающая с самостоятельно сгенерированными наборами данных. Ридлер создает хрупкие изображения цветов и другие образы, изучая, как машина относится к красоте и времени.
Линда Дуния
Сенегальская художница Линда Дуния сочетает генеративные сети — модель глубокого обучения, в которой один компьютер создает изображение, а другой его оценивает — с традиционными материалами, такими как чернила и пастель. Дуния обучает модели абстрактной живописи на основе своих собственных работ, «чтобы изучить, в какой степени искусство ИИ может передавать смысл и ощущаться таким же спонтанным, как создание аналогового искусства».

Джейк Элвес
Джейк Элвес — художник из Британии, называющий себя «хакером и радикальной феей». В своих проектах, ключющих инсталляции с движущимися изображениями, звук и перформанс, Элвес ищет необычные способы взаимодействия с различными медиумами искусства. Художник говорит, что стремится найти «поэзию и повествование в успехах и неудачах цифровых систем».
Работы Джейка Элвеса довольно эксцентричны, художник работает с темой телесности, эротики и гендера; создает искусство, исследующее эстетику и этику систем машинного обучения с самых первых генеративных моделей ИИ. Работа Элвеса призывают зрителя задаться вопросом, кто создает эти системы и с какой целью, и могут ли люди переприсвоить технологии для создания собственных цифровых утопий.
The Zizi Show: A Deepfake Drag Cabaret
The Zizi Show — сгенерированное ИИ шоу-кабаре, в котором художник исследует этику компьютерных моделей искусственного интеллекта.

Этот проект призван показать, что несмотря на то, что нейросети считаются полностью нейтральными, на самом деле машина может транслировать этическую систему своих создателей и учителей.
CUSP
CUSP — проект, посвященный взаимодействию машины с природой. В нем Джек Элвес как бы возвращает сгенерированных ИИ болотных птиц в их естественную среду обитания и показывает, как они выглядят вместе.
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.