
Повышенный спрос и молодая аудитория
По данным ВЦИОМ, жители России достаточно активно посещают музеи. Около половины опрошенных (48%) в ходе исследования, проведенного летом 2024 года, были в музеях в течение последних двух лет. А каждый пятый респондент посещал их совсем недавно — в последние несколько месяцев к моменту опроса.
Как отмечают социологи, интерес к музеям сегодня почти вдвое выше, чем, например, в конце 2000-х годов. Более того, в Москве после пандемийного спада посещаемость уже в 2022-м вышла на рекордные уровни.
Это часть общего тренда на рост интереса к культуре, который наблюдается в России. Причем именно сегмент музеев показывает лучшую динамику среди всех культурных и массовых мероприятий.
Такой рост объясняется в том числе разнообразием музеев и активностей, которые они предлагают. Только в Москве работает около 450 музеев и выставочных залов, в среднем за год здесь проходит более 14 тыс. мероприятий и 1,3 тыс. выставок.
Судя по результатам опросов, среди посетителей много молодой аудитории с хорошим материальным положением, жителей столиц или других крупных городов, активных пользователей интернета. Это предъявляет дополнительные требования не только к наполнению экспозиций, но и к компетенциям гида, говорит Евгения Сирота, руководитель отдела по организации экскурсий национального центра «Россия».
Какие компетенции сегодня нужны экскурсоводам:
- ораторское мастерство;
- сторителлинг;
- глубокое понимание тем экскурсий и обширный личный опыт;
- знание цифровых технологий;
- умение коммуницировать с разной аудиторией, в том числе с детьми, людьми «серебряного» возраста, иностранцами;
- навыки работы с посетителями, имеющими особые потребности, понимание принципов инклюзии.
Технологии и дискуссии
Мультимедийные экспозиции, виртуальная, дополненная реальность и другие иммерсивные технологии расширяют возможности повествования в музеях. Теперь посетители могут взаимодействовать с произведениями искусства, перенестись в другие исторические периоды и исследовать недоступные прежде локации.
Аудитория тоже ориентирована на технологии, ей интересно использовать гаджеты и приложения во время осмотра экспозиции, говорит Евгения Сирота. «Все это, с одной стороны, упрощает работу гидов. С другой — им требуются новые навыки», — отмечает она.
Например, в национальном центре «Россия» мультимедийные технологии используют в экспозиции «Время первых». В одной из экспозиций проводником выступает девочка Алиса, причем с помощью аудиогида и наушников создается эффект телепатического общения. А Фиксики из популярного мультфильма рассказывают об изобретениях российских ученых — радио, спутниках, атомных электростанциях. Кроме того, сейчас выставка разрабатывает экскурсии с участием чат-бота.
Но это не значит, что для таких экскурсий не нужен гид. Перед экскурсоводом здесь стоит как минимум две важные задачи, объясняет Евгения Сирота.
- Во-первых, помощь в навигации. Экскурсовод плавно направляет группу и обращает внимание на важные детали, которые легко пропустить при самостоятельном осмотре. Также важен контроль времени и темпа, решение технических вопросов. Даже если процессы автоматизированы, иногда необходимо участие человека, чтобы настроить оборудование и устранить возможные проблемы.
- Во-вторых, инициация дискуссии. После осмотра экспозиции гид предлагает обсудить впечатления и задать вопросы, обменяться мнениями. Это дает возможность закрепить материал, уточнить детали, получить от посещения больше знаний и впечатлений.
Необычные истории и глубина знаний
Поскольку среди посетителей музеев много активных интернет-пользователей, просто информации об экспозиции им недостаточно, любые справочные сведения они могут найти и сами. «Но в музей они идут, чтобы не только получить базовую информацию, но и услышать малоизвестные факты, необычные истории, делающие экскурсию уникальной. Это требует от экскурсоводов глубины знаний, которые постоянно нужно расширять», — рассказывает Сирота.
В качестве примера она приводит выставку «Наследие для будущего», которая завершилась в начале 2025 года. На ней были собраны работы молодых авторов из России, Китая, Индии, Бразилии, Эфиопии и Ирана. Гиды помогали разобраться с контекстом, в котором создавалось каждое произведение, и точнее уловить авторские посылы.
Так, инсталляция Ли Жуньчжи (Китай) «Преступая границы» состояла из красных парт и стульев. Она напоминала о школе, где человека помещают в определенные границы. «Композиция работы как раз и отражала этот момент, ведь стулья и столы были сложены так, что получалось множество граней. Происходит социальная трансформация. Эта работа предлагала нам вспомнить время своего взросления и поразмышлять о своем месте в жизни», — объясняет экскурсовод центра Ольга Додонова.
За три месяца выставку посетили более 110 тыс. человек. Сейчас специалисты готовят большой каталог, посвященный итогам экспозиции.
Личный контакт и персональный подход
Помимо погружения в саму экспозицию и ее смыслы, посетителям нужны эмоции и личный контакт. «Люди хотят живого общения, ожидают от гидов внимания и вовлеченности. Человеческий фактор всегда играет большую роль, поэтому экскурсовод должен быть очень гибким, уметь адаптироваться к настроениям участников», — рассказывает Евгения Сирота.
По ее словам, каждому посетителю хочется ощущать собственную ценность. А значит, экскурсоводам необходимо запоминать личные запросы, корректировать маршрут и подачу информации под интересы группы.
Например, многим посетителям, особенно молодой аудитории, важно не просто сходить на экскурсию, но и потом рассказать об этом в соцсетях, запостить красивые фото. Поэтому при разработке экспозиций музеи заранее продумывают фотолокации, а гиды стараются гармонично вписать их в программу.
«Музеи и выставки меняются под влиянием трендов — как технологических, так и общественных. Вместе с этим меняется и профессия экскурсовода, вбирая в себя все дополнительные навыки — от умения обращаться с VR и мультимедиа до работы с инклюзивными группами. И роль технологического и личностного компонентов в профессии экскурсовода, скорее всего, будет только расти», — резюмирует эксперт.
Реклама, АНО «Дирекция Выставки Достижений «Россия»
erid: F7NfYUJCUneP616k9y8n
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.