Об эксперте:
Дмитрий Панкрушев, директор по развитию бизнеса red_mad_robot.
По оценкам Фонда Московского международного медицинского кластера, объем мирового рынка MedTech к 2025 году составит $175 млрд. В новостях часто можно встретить статьи об IT-стартапах, которые работают над инновационными решениями для разных областей медицины: приложения для удаленных консультаций, подбор персонализированной терапии, автоматизация оплаты услуг, хранение электронных документов и анализов, получение налоговых вычетов за лечение и многое другое.
В России эти технологии тоже есть. Вы могли взаимодействовать с ними, если записывались онлайн в частные клиники или пользовались услугами телемедицины. Однако, по сравнению с инвестициями в глобальный MedTech, российские выглядят не очень внушительно: $31,7 млн против $66,8 млрд — всего 0,047%. Учитывая санкции, наложенные на Россию в 2022 году, темпы роста индустрии в стране замедлятся. Но для начала посмотрим на картину в целом.
Общемировые тренды
Если говорить о глобальных целях MedTech, то их можно определить как повышение скорости предоставления, точности и персонализированности медицинских услуг. Среди основных направлений обычно называют:
Телемедицина. В 2021 году направление привлекло $9,5 млрд — на 111% больше, чем в 2020-м. Телемедицина много лет остается лидером в финансировании цифрового здравоохранения и в 2021 году также обошла остальные направления: на нее пришлось 28% всех инвестиций по 230 сделкам. Пример такого продукта — стартап цифрового здравоохранения Ro для онлайн-консультаций с врачами и получения рецептов на препараты.
Предиктивная аналитика и искусственный интеллект. Это направление отвечает за то, чтобы предсказывать риск заболевания и подбирать пациентам персонализированную терапию. В него в 2021 году инвестировали $3,2 млрд — рост на 76% по сравнению с 2020-м. К увеличению инвестиций в эту область привели федеральные требования разных стран — технологии упрощают обмен информацией между организациями здравоохранения.
Например, платформа аналитики данных на основе искусственного интеллекта Komodo Health предлагает своим клиентам (клиникам и фармацевтическим и медицинским компаниям) получать информацию через уникальную карту Healthcare Map.
Мобильные приложения для здоровья. Приложения составляют почти половину более крупной категории мобильного здравоохранения, в которую также входят носимые датчики и мобильные устройства. В 2021 году в них инвестировали $2,6 млрд, что на 86%, чем в предыдущем. Категория выросла из-за высокого спроса на виртуальную помощь в период пандемии. Самый простой пример — мобильные приложения аптек. Например, цифровая аптека Capsule предлагает клиентам бесплатную доставку по рецепту в тот же день, онлайн-консультацию с провизором и отслеживание заказа через мобильное приложение.
Сервисы Well-Being. Речь о программах и приложениях, которые помогают сформировать правильный образ жизни, поддерживать себя в форме, следить за ментальным здоровьем. Инвестиции в них составили в 2021 году $2,4 млрд — рост на 209% по сравнению с инвестициями в 2020-м. В отличие от стартапов цифрового здравоохранения, которые продают в основном B2B-сектору, сервисы Well-Being могут быстро выйти на рынок с меньшими затратами — и окупить вложения.
В категорию сервисов Well-Being входит, например, Noom — стартап по снижению веса, который использует в работе принципы поведенческой психологии.
Датчики и носимые устройства. Инвестиции в это направление пойдут на улучшение качества носимых устройств. В 2021 году они составили $2,2 млрд — на 170% больше, чем в 2020-м. Например, стартап Hinge Health привлек $300 млн в рамках финансирования Серии D. Компания разрабатывает цифровое решение для лечения хронических заболеваний опорно-двигательного аппарата — она применяет носимые устройства для оказания удаленной помощи пользователям. Hinge Health использует носимые датчики и технологию компьютерного зрения, чтобы проверять, правильно ли человек выполняет упражнения.
MedTech в России
С одной стороны, российский MedTech заметно отстает от западного. Так, привычные в США и Европе облачные сервисы для удаленного мониторинга разных показателей здоровья начали набирать популярность у нас только в 2021 году. Тогда этот рынок был далек от насыщения — и остается таким до сих пор.
С другой стороны, на инновационные услуги и продукты в медицине существует высокий спрос — и найти бюджеты для медицинского стартапа проще, чем для других технологических проектов. Так, в 2021 году в MedTech были готовы инвестировать «Яндекс», «Сбер», Baring Vostok, ФРИИ, AltaIR Seed Fund, Aurora Venture Capital, RBV Capital, «КСИ Венчурс».
По данным Webiomed, в период 2020–2021 годов частные и государственные инвесторы на российском рынке MedTech вкладывались в телемедицину, сервисы для онлайн-записи на приемы, системы страхования и анализа медицинской информации на основе ИИ, решения в области цифровой диагностики и другие цифровые продукты.
Как и на Западе, телемедицина привлекает большое количество инвестиций. Однако в России она разрешена с большим количеством оговорок. Например, врачи не могут ставить диагнозы пациентам онлайн и выписывать рецепты на лекарства — для этого человеку нужно прийти на прием лично.
Некоторые цифровые медицинские продукты, которые уже есть на российском рынке
- Mosgorzdrav.ru, дистанционная запись в поликлинику для москвичей;
- DocDoc, выбор специалиста из частной клиники;
- Apteka.ru, заказ медикаментов онлайн;
- Biodata, хранение и анализ медицинских показателей пользователя;
- Halsa, подписка на наборы витаминов;
- Vitobox, подбор витаминов;
- BestDoctor, медицинское страхование сотрудников для работодателей;
- «Капитал МС», получение электронных справков и полисов от медицинских учредждений онлайн;
- Botkin.ai, автоматическое выявление патологий при рентгеновских исследованиях, КТ, МРТ и маммографии;
- «Сайберия», разработка медицинского программного обеспечения.
Проблемы и ограничения
Медицина не просто так считается одной из самых консервативных сфер. Здесь максимально высокий уровень ответственности за жизни людей. Все механизмы основываются на научном знании, выстроенных системах и подходах — и поэтому для внедрения любых инноваций могут потребоваться месяцы и даже годы. Нужно закупить оборудование, обучить персонал правильно с ним обращаться, учесть все юридические и экономические особенности, сформировать пул подходящих пациентов. Кроме того, не все больницы и поликлиники готовы брать на себя ответственность — становиться новаторами и первыми внедрять технологии.
Если посмотреть на техническую сторону вопроса, появляется другой нюанс: решить проблему пользователя в самом цифровом продукте полностью не удастся. Сфера медицины неотделима от личного взаимодействия со специалистом, поэтому цифровой сервис должен объединять онлайн- и офлайн-опыт. Таким образом результаты всех телемедицинских консультаций и личных приемов должны быть синхронизированы в единой базе, чтобы специалист мог в любой момент получить к ним доступ. Сюда же должны поступать данные с носимых устройств: например, мониторинг ЭКГ, давления, сатурации и других.
При этом данные должны быть надежно защищены от взломов и утечек. Все это — вызов для разработчиков.
Что будет после 2022-го?
Как и на любую отрасль, на MedTech сильно повлияли санкции. С конца февраля зарубежные компании либо приостанавливают свою деятельность, либо уходят с рынка окончательно. Среди них — производители устройств и поставщики программных продуктов, на которых основывались и российские MedTech-разработки.
Кроме того, у российских ученых и специалистов возникают проблемы с получением доступа к международным научным библиотекам, публикацией собственных материалов и использованием специального программного обеспечения. Затрудненность культурного и профессионального обмена неизбежно повлияет на темпы развития отрасли в России. В таких условиях разработка отечественных продуктов будет происходить практически с нуля — что займет определенное время и повлияет как на их стоимость, так и на качество.