Слушайте нас на любой удобной платформе: Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс.Музыке», Google Podcasts, Spotify и «ВК Подкастах». А еще следите за нами в Telegram РБК Трендов — там мы делимся интересными материалами по теме.
Таймлайн беседы
1:20 — Кризис как время новых возможностей
13:18 — Почему стоит избавлять от чувства ностальгии
17:36 — Какие инструменты помогают поддержать команду
21:48 — Чего ожидать из-за сокращения сотрудничества
29:29 — Риски: актуально ли сейчас принимать смелые решения
34:24 — За какими трендами нужно следить сегодня
43:42 — Чек-лист: что делать, чтобы удержать бизнес на плаву
Участники обсуждения:
- Сергей Романцев — ведущий подкаста, техноблогер.
- Дарья Боровикова — архитектор процессов внутреннего развития банка «Точка».
- Денис Кутергин — основатель и генеральный директор YouDo.
Больше узнать о том, как сделать компанию устойчивой к экономическим потрясениям, читайте в совместном проекте РБК и банка для предпринимателей и предприятий «Точка».
Хайлайты разговора
Почему кризис может стать временем новых возможностей
Денис объяснил, что сложные ситуации — это почти всегда возможность роста и расширения. Сейчас с российского рынка уходит много компаний: для бизнеса это означает потерю конкуренции и трансформацию рынка. Возможно, компании смогут учесть новые запросы потенциальных клиентов.
Конечно, в кризисные времены не обойтись без потерь. Но даже к ним стоит относиться как к шагу навстречу будущему компании: иногда можно остановить конвейер, чтобы не пришлось останавливать все производство. Можно закрыть несколько точек, но сохранить бренд.
Почему не стоит бояться изменений
Наивно предполагать, что современный мир на какое-то время перестанет меняться. Бизнес должен учитывать, что трансформации происходят постоянно. Возможно, говорит Денис, стартапам и ИТ-компаниям легче подстраиваться под эти изменения: чаще всего там инициатива исходит от малых команд, поэтому часть процессов они могут контролировать сами.
Дарья добавила, что важно выйти с командой на честный разговор. Открытость, особенно в сложное время, должна стать выигрышной стратегией. В банке «Точка» действует холакратия — система, которая не подразумевает наличие руководителя в классическом представлении. Решение часто принимают люди на местах, которые не бояться брать на себя ответственность. Такая практика позволяет команде оставаться гибкой и не замыкаться.
Почему думать о прошлом непродуктивно
Дарья объяснила, что чувство ностальгии — это ловушка разума. Мозгу комфортнее оставаться там, где все знакомо, а каждый новый фактор скорее вызовет страх, чем вдохновение. Бизнесу важно действовать здесь и сейчас, поэтому мысли о прошлом просто неэффективны. Ждать спокойной жизни точно не стоит: каждый день в мире появляется миллион новых данных, поэтому лучше принять, что постоянные изменения — это новая реальность.
Как относиться к рискованным решениям
Попробуйте задать себе вопрос: «можно ли достаточно безопасно попробовать новое решение?». Если ответ на него отрицательный, постарайтесь учесть все риски и найдите способы их нивелировать.
Как помочь бизнесу выжить
Эксперты поделились пятью принципами, которые могут позволить компании пережить сложное время:
- Состояние компании во многом зависит от состояния людей, которые ее создают, поэтому лучше всего сосредоточиться на своем самочувствии и попытаться помочь себе, если чувствуете, что не справляетесь с нагрузкой.
- Оставайтесь оптимистом, который всегда готов к худшему результату. Не падайте духом, но всегда учитывайте худшие сценарии: возможно, в том, что кажется трудным, кроются подсказки для того, чтобы помочь компании стать лучше.
- Придерживайтесь принципа: люди первичны — процессы вторичны. Не забывайте, что вас окружает команда, которая живет в том же времени, что и вы. Учитывайте запросы сотрудников, общайтесь и прислушивайтесь к их состоянию.
- Не забывайте, зачем вы делаете бизнес. В момент кризиса старые смыслы теряются, но важно постоянно создавать новые, чтобы держаться на плаву.
- Пропишите принципы и ценности компании. Это может стать вашей опорой.