Юань против доллара
По данным «Тинькофф Бизнеса», число сделок российских компаний с китайскими партнерами растет. При этом еще в начале 2022 года расчеты с КНР проводились преимущественно в долларах. Но уже в июле 2022 года американская валюта и юань сравнялись в объемах и количестве торговых операций.
Банк не попал под санкции, поэтому вероятность того, что у бизнеса возникнут проблемы с переводами, ниже, отмечает руководитель управления продуктов «Тинькофф Бизнеса» Леонид Назаров. Китайские банки, в отличие от европейских и американских, гораздо мягче относятся к операциям российских компаний. Проверок при этом меньше, поэтому сложности при переводах случаются редко.
В целом, Китай наращивает поставки в Россию. Если в июле 2021-го РФ импортировала китайских товаров на $5,5 млрд, то в июле 2022 года объем достиг $6,8 млрд. Данные с января по июль также свидетельствуют о наращивании импорта из Китая: $34,5 млрд в 2021 году против $36,3 млрд в 2022-м.
Российские компании увеличивают объемы торговли с Китаем. Под это дело требуются дополнительные средства, и некоторые предприниматели активно пользуются кредитованием, рассказывают представители «Тинькофф Бизнеса».
Денис Логинов, владелец и гендиректор DL Audio
DL Audio разрабатывает оборудование для автозвука: акустику, усилители, сабвуферы, кабели и аксессуары. Оборудование производят в Китае и других азиатских странах по техническому заданию компании. Логинов работает с китайскими партнерами с 2013 года.
Проблемы
«На протяжении последних девяти лет импорт из Китая постоянно рос. Но ситуация с логистикой с 2013 года кардинально изменилась. Тогда было легко найти свободный контейнер для товара и место на судне или поезде. Сейчас с этим стало сложно. Бывает, контейнеры дают дырявые, с пробоинами, груз может залить дождем или морской водой.
В феврале 2022-го появились новые проблемы. Буквально 25 февраля крупная российская логистическая компания (с оффшорной головной компанией), которой мы возим по 8 контейнеров в месяц, начала меня шантажировать. Ее представители грозились забрать мои контейнеры, если мы не переведем им деньги. Ссылались на то, что кредиторы — швейцарские банки — отрезали их от финансирования. А у нас была рассрочка на 60 дней. После переговоров удалось все решить в рамках договора. Но от дальнейшего сотрудничества с этой компанией я отказался, нашел новую.
Теперь грузы идут гораздо дольше. В среднем поезд из Китая ехал 17 дней, потом вставал на таможне. На данный момент бывают задержки вплоть до двух месяцев. Недавно один из моих контейнеров стоял на границе месяц. Прямо сейчас два контейнера стоят уже две недели. Никто не может сказать, когда они поедут.
В целом, по сравнению с 2013 годом морские перевозки подорожали в 4–5 раза, а железнодорожные — вчетверо».
Преимущества
«Работать с Китаем намного дешевле, чем с другими странами. Китайские компании все делают достаточно быстро. Плюс, если вы хотите создать новый продукт, а в России это сделать невозможно по многим причинам, то поможет Китай — там достаточно высокий уровень технологий».
Специфика
«Как долго ты бы ни работал с китайским партнером, за ним нужно следить во всем. За качеством продукции, за исполнением обязательств. Такой у них менталитет: если ты что-то не заметил, это твоя проблема. Чувства вины у них не будет».
Оплата
«Мы рассчитываемся с китайскими партнерами в долларах. Для нас сейчас это выгодно. Пересчитывали много раз, и в долларах получается дешевле, чем в юанях.
Оплату переводим через «Тинькофф», все проходит нормально. Только в июне один платеж на $90 тыс. завис в банке-корреспонденте. Им оказался Bank of America. Они долго не отвечали на наши запросы. В начале августа я сделал запрос на возврат, и деньги вернулись лишь через месяц.
Там, в Bank of America, сидят обычные операционисты, которые проверяют документы на возможную связь транзакции с санкционными компаниями. Видимо, один из них решил, что деньги должны полежать в США».
Кредиты
«У меня есть овердрафт от «Тинькофф». Сначала он был на ₽1 млн, потом — на ₽3 млн, потом — на ₽5 млн. Сейчас я его увеличил до ₽15 млн. Им удобно пользоваться: когда деньги нужны, можно просто нажать кнопку и перевести поставщику средства за товар или заплатить таможне. Овердрафт увеличивался параллельно с ростом нашего оборота и объема поставок из Китая».
Планы
«Мы продолжаем развивать сотрудничество с китайскими и азиатскими партнерами. Если этого сотрудничества не будет, то, скорее всего, бизнес придется закрывать, поскольку в западных странах производить продукцию либо безумно дорого, либо вовсе невозможно. А у Индии и Вьетнама пока что слишком низкое качество для нашего типа продукции».
Кирилл Четырин, совладелец «Денкирс Рус»
«Денкирс Рус» закупает в Китае комплектующие и светотехнику для дома: светильники, в том числе «умные», трековые, потолочные и настенные, а также точечное освещение. Компания работает с китайскими фабриками четыре года.
Проблемы
«В последние два года стало сложнее с логистикой. Во время пандемии грузы начали зависать либо в самом Китае, либо в порту Владивостока. После февраля 2022 года ситуация ухудшилась. Раньше контейнер мог приехать за 3–4 недели, теперь идет 1,5–2 месяца. Раза в полтора выросла и стоимость логистики. А авиадоставка подорожала в четыре раза.
Наша таможня тоже не помогает. По моим наблюдениям, количество досмотров увеличилось. Если раньше под проверку попадал каждый десятый груз, то сейчас — каждый третий-четвертый. Видимо, у таможенников появилось больше времени.
После обвала рубля, до уровня ₽80–90 за $1, розничные цены взлетели на 40–50%. Нынешний курс нас спасает. Цены снизились процентов на 30 с учетом подорожавшей логистики.
Конечно, наша маржинальность чуть упала: заметно падает покупательский спрос, новые квартиры берут меньше, а мы как раз продаем товары, которые покупают во время ремонта. Надеемся на сентябрь—ноябрь — для нас это обычно сезон».
Преимущества
«Ключевой плюс — маржинальность. С китайцами выгодно работать. Тем более, что производство освещения сильно развито в Китае, и большинство европейских фабрик туда переехали».
Специфика
«Самое главное при работе с Китаем — проверка новых агентов, их документов и отчетности».
Оплата
«Многие китайские фабрики работают через посредников, зарегистрированных в Гонконге. А они предпочитают принимать оплату в долларах. В апреле с долларовыми переводами начались проблемы, они могли застрять в американском банке-корреспонденте на месяц-два. И мы перешли на оплату в юанях.
При этом не у всех наших контрагентов были счета в юанях, нам пришлось искать новых посредников, которые бы принимали китайскую валюту.
Сейчас оплата в юанях для нас — самый надежный инструмент. Юань привязан к конвертируемым валютам, курс нас вполне устраивает, а рубль к юаню даже окреп. Он не связан с американскими банками. И скорость перевода высокая — 1–2 дня. Бывает, деньги зачисляются на счет фабрики сразу, в день перевода».
Кредиты
«Тинькофф Бизнес» в июне 2022 года открыл нам кредитную линию на ₽10 млн на три месяца под 9,75% годовых. Как раз под торговлю с Китаем. У нас есть потребность в увеличении суммы и срока кредитования для дальнейшего расширения партнерства с китайскими фабриками».
Планы
«Планируем и дальше сотрудничать с китайскими партнерами. Китай — это основной драйвер, который позволяет нам удержаться на плаву. Маржинальность при работе с другими поставщиками с учетом падения покупательского спроса была бы недостаточной, чтобы сохранить прибыль».
Денис Пашков, гендиректор «Фитнес-бутика»
«Фитнес-бутик» с 2013 года заказывает в Китае и на Тайване спортивное оборудование под собственной торговой маркой Proxima Fitness. До этого компания работала с партнерами из США, Франции и Германии.
Проблемы
«Наши товары в Китае загружаются в контейнеры. Дальше до Москвы есть несколько маршрутов: по железной дороге из Шанхая через Омск, либо морем до Владивостока и затем поездом, либо же морем до балтийских портов и потом на машине.
Первые проблемы с логистикой появились в 2020 году во время пандемии. Стоимость перевозки грузов выросла в 8–10 раз. К началу 2022-го трудности с логистикой более-менее разрешились. Но вскоре вмешались внешнеполитические события.
В январе-марте были проблемы с погрузкой на поезда во Владивостоке, в марте-июле — с вывозом контейнеров из Латвии, Литвы и Эстонии в Москву. Например, в Риге был настоящий транспортный коллапс. Автомобили с российскими и белорусскими номерами в Латвию не пропускали.
Сейчас нормально работают только два маршрута: по железной дороге через Омск и морским путем до Владивостока. Да, крупные морские перевозчики — Maersk, MSC — из-за санкций перестали пускать свои суда в российские порты, но мелкие китайские компании нас выручают».
Преимущества
«В отличие от компаний из США китайские производители более гибкие и сговорчивые. Еще одно неоспоримое преимущество — готовность следовать требованиям клиента и создавать продукт в соответствии с ними. Мы даем обратную связь, которая всегда принимается во внимание, все недочеты обязательно устраняются. Также нас стараются обеспечить запасными частями на случай ремонта, а само оснащение производств в Китае улучшается из года в год».
Специфика
«Бизнес-партнеры в США и, частично, на Тайване нацелены на выгодные долгосрочные отношения. В Китае же большая часть предпринимателей стремятся получить прибыль здесь и сейчас. Поэтому важно обговорить с ними все детали до подписания контрактов.
Например, мы заказываем разборные гантели Proxima Gigant весом 24 кг и 40 кг. Китайцы могут прислать гантели весом 22 кг и 37 кг. На вопрос о пропавших килограммах они могут ответить, что 24 кг и 40 кг — это просто обозначения, а на самом деле вес у гантелей другой.
Но если все договоренности закреплены, китайские партнеры обязательно их выполнят. Если, конечно, не найдут лазейку и не поменяют их с выгодой для себя».
Оплата
«Китайские фабрики привыкли к расчетам в долларах. Но когда изменилась внешнеполитическая ситуация, и долларовые платежи стали зависать в банках-корреспондентах, мы достаточно легко договорились оплачивать поставки в юанях. Не обошлось и без уловок: наши китайские партнеры попытались завысить курс, чтобы получить большую прибыль. Мы быстро решили эти вопросы и сейчас все расчеты проводим в юанях по курсу доллар/юань на момент оплаты.
Платежи в юанях в Китай мы отправляем через «Тинькофф Бизнес». Все работает бесперебойно. Отдел валютного контроля банка достаточно оперативно ставит внешнеторговые контракты на учет и проводит платежи».
Планы
«Мы планируем и дальше расширять сотрудничество с китайскими компаниями, собираемся масштабировать бизнес. Мы видим, что из-за санкций наблюдается проблема с зарубежными тренажерами. В большей степени это касается премиум-сегмента, он становится еще дороже. Поэтому в среднем ценовом сегменте, в котором работаем мы, открываются новые перспективы».