Слушайте нас на любой удобной платформе: Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс.Музыке», Google Podcasts, Spotify и «ВК Подкастах». А еще следите за нами в Telegram РБК Трендов — там мы делимся интересными материалами по теме.
Таймлайн беседы
1:47 — Может ли Россия останется без моды как таковой?
3:45 — Есть ли в стране технологическое будущее модной индустрии?
6:47 — Будет ли дефицит?
9:39 — Станут ли секонд-хенды популярны?
15:42 — Привлекательна ли Россия для модной индустрии Китая?
26:32 — Зачем нужны цифровые этикетки
36:20 — Цифровая одежда и NFT
Участники обсуждения:
- Сергей Романцев — ведущий подкаста, техноблогер.
- Людмила Норсоян — исследовательница цифровых трансформаций в индустрии моды, основательница Fashion Factory School.
- Татьяна Нудельман — соосновательница проекта «Ничего нового».
Модная индустрия в России сегодня
Благодаря социальным сетям и международным связям, которые удалось построить за последние десятилетия, у российских производителей есть возможность создавать качественные вещи на уровне с европейскими брендами. По словам Татьяны, талантливые художники были и будут жить и творить вне зависимости от того, где они живут.
По словам Людмилы, у российской моды есть технологическое настоящее: существует швейная промышленность, в том числе первоклассные фабрики, где используют современные технологии, а также производства, которые отвечают запросам отечественной аудитории. Одна из проблем в моде — это то, что индустрия и промышленность почти незнакомы друг с другом и не работают настолько эффективно вместе, насколько это возможно.
Гостьи выпуска отметили, что одно из самых выгодных вложений для российских инвесторов — это текстильные фабрики. С одной стороны, труд будет оплачиваться намного дороже, чем в других странах, но с другой стороны, можно сократить расходы на логистику и создавать одежду под нужды российской аудитории. Из-за этого можно сократить количество ненужных вещей, которые отправляются на свалку, так и не дойдя до конечного покупателя.
Сможет ли Китай заменить европейские бренды?
Китайские бренды можно увидеть в некоторых бутиках, но они в основном имитируют знакомые нам европейские бренды. На данный момент индустрия моды Китая удовлетворяет нужды собственного покупателя и перестраивать целую промышленность на российский рынок китайские производители будут только тогда, когда это будет сверх прибыльным. А говорить о сверх прибыли тут нельзя: во-первых, нужно менять технологии на фабриках, чтобы одежда соответствовала российскому размерному ряду; во-вторых, нужно создавать специальные коллекции, которые будут отличаться от коллекций для внутреннего рынка из-за различий в климате и культуре, и, наконец, делать одежду специально для российского покупателя — лишние затраты, которые вряд ли окупятся.
Что касается очень дешевой одежды из китайских масс-маркетов (Aliexpress, SHEin), то на производство этой продукции тратят достаточно большие ресурсы. Сначала нужно создать сырье (например, вырастить хлопок или построить химический завод для производства полиэстера), после чего нужно сделать полотна и построить фабрики, где будут заниматься пошивом. Уже тут тратят огромный блок ресурсов планеты. К тому же, надо еще создать огромное количество товаров, чтобы снизить их себестоимость.
О перепродажах и актуальных профессиях в модной индустрии
По словам Татьяны, в 2021 году рынок секонд-хенда и комиссионных товаров достиг 100 млрд рублей и в дальнейшем эта область будет только расти. Помимо перепродажи обычной одежды, есть еще рынок ресейла, где продают винтажные брендовые вещи. Сегодня серьезно ресейлом в России занимаются всего несколько компаний. Это связано с тем, что fashion-ресейл не такой уж выгодный, особенно в первые годы своего существования: есть сложности в масштабировании и логистике. К тому же, для успеха ресейл-компании нужны люди с компетенциями в моде и IT. Последнее нужно для того, чтобы создавать приложения и сайты (и еще различные инструменты для онлайн-платформ по типу искусственного интеллекта).
Несмотря на эти сложности, такие проекты могут действовать как культурные институции — там есть селекция, кураторы, аутентификаторы, которые занимаются доказательством происхождения той или иной вещи, тем самым делая из каждой вещи своеобразный арт-объект.
Что касается обычной перепродажи, то здесь важно доверие между покупателями и продавцом. Для этого многие люди объединяются в сообщества в социальных сетях, чтобы купить и продать бывшие в использовании вещи.
Среди актуальных профессий в моде — позиция аутентификатора, человека, который может узнать о происхождении вещи и ее стоимости при перепродаже. На основе знаний аутентификатора можно также разработать технологии на ресейл-платформах, с помощью которых можно за несколько секунд узнать, сколько будет стоить вещь. Людмила отметила, что аутентификатор — это товаровед современности. Раньше в универмагах именно товароведы знали о том, откуда ткань, на какой фабрике ее произвели и какому бренду вещь принадлежит.
Цифровые этикетки и одежда для социальных сетей
Цифровые паспорта для вещей нужны для того, чтобы уменьшить цепочки логистики, тем самым уменьшая стоимость товара, а также проверить продукцию на оригинальность. Также с помощью таких этикеток можно узнать, из какой она ткани и как ее правильно перерабатывать, что увеличивает длительность жизни нашей одежды. Чтобы эти технологии стали массовыми и недорогими, необходимо сначала полностью внедрить их в крупных мировых домах и создать необходимые законы для регулирования этой области.
Цифровая мода — это то, чего не существует в реальном мире, она нужна для виртуального мира (например, компьютерные игры) и для онлайн-пространств (социальные сети). Как происходит этот процесс?
- Заходим на сайт с цифровой одеждой (созданием такой одежды занимается компания replicant digital fashion, к примеру)
- Покупаем понравившееся платье или худи
- В течение пары часов ИИ или 3D-дизайнер одевает на ваше изображение тот товар, который вы купили.
А вот с одеждой для онлайн-мероприятий посложнее — такие технологии только разрабатываются. Гостьи также рассказали о том, что для того, чтобы работать в сфере fashion-tech необходим бэкграунд в мире реальной моды — нужно знать человеческую анатомию и понимать, как одежда сидит на реальном человеке. Создавать цифровую одежду — это все равно, что снимать мерки и шить костюм для реального человека в реальном ателье.