Высший пилотаж: Сергей Сироткин — о том, каково быть гонщиком «Формулы-1»

Сергей Сироткин за рулем болида Williams F1 в Австралии, март 2018 года
Сергей Сироткин за рулем болида Williams F1 в Австралии, март 2018 года (Фото: Charles Coates / Getty Images)
Пилот «Формулы-1» Сергей Сироткин рассказал РБК Трендам об особенностях гонок высшего пилотажа, удобстве болида, ощущении скорости и парадоксах автоспорта

Пилот «Формулы-1» — престижная профессия. Гонки — элитный спорт, за которым с интересом наблюдает много людей. Пилотов можно увидеть по телевизору, они поднимаются на подиумы в Монако, обедают с коронованными особами — может даже сложиться впечатление, что гонщики — это суперзвезды. Отчасти, это так, но любой пилот в первую очередь — спортсмен. Хотя, по моему мнению, «Формула-1» — это вершина спорта.

Сергей Сироткин — о том, как попасть в «Формулу-1» и выжить?

Топ качеств гонщика

Если спросить человека, который не увлекается гонками, что главное для пилота в этом виде спорта, тот наверняка ответит — скорость. Но с точки зрения профессионализма, в «Формуле-1» мало быть самым быстрым. Пилот должен сочетать в себе много качеств. Нужно не только уметь хорошо пилотировать, но и коммуницировать с большой командой, разбираться в технических особенностях машины, не бояться брать на себя ответственность. И в конце концов, знать, как представить себя и свой спорт в медиа, ведь пилот — это лицо команды. Я думаю, что главное для гонщика — уверенность в себе, хотя многие игнорируют этот важный фактор, отдавая первенство, например, физической силе или выносливости. И, конечно, как бы банально это ни звучало, но для гонщика важен талант.

Талант имеет значение

Говорят, что талант — это что-то врожденное, но вопреки научным теориям я думаю, что его можно в себе развить, если двигаться к цели и акцентировать внимание на определенных вещах. Что я вкладываю в понятие таланта? Во-первых, это видение пилотажа. Талантливый пилот чувствует, как лучшим образом пройти тот или иной участок дистанции. Во-вторых, это взаимосвязь пилота с машиной. Все пилоты выполняют одни те же действия: разгоняются, тормозят, входят в повороты — но у каждого это получается по-своему. В-третьих, это грамотное объединение первых двух пунктов — реализация своего видения пилотажа и наиболее быстрое и рациональное преодоление дистанции.

Взаимосвязь с болидом

Машина для «Формулы-1» сложно устроена и тонка в своей настройке. Поэтому пилот становится своеобразным передатчиком между машиной и инженерами. Он чувствует, как именно она движется, как он ею управляет, и передает команде, что сделать, чтобы выжать максимум. Машину настраивают под конкретного пилота, поэтому часто бывает, что при переходе в другую команду ему нужно много времени, чтобы адаптироваться. В болиде все взаимосвязано, поэтому нельзя опускать ни единой детали или закрывать на что-то глаза. Много раз я сам был удивлен, когда узнавал, что есть такие достаточно парадоксальные вещи, которые не напрямую ведут к результату.

Физическая форма пилота

На мой взгляд, то, сколько внимания сейчас уделяется физической форме пилота, — перебор. «Формула-1» — трудный вид спорта, и пилот должен быть натренированным, чтобы хорошо управлять болидом. Но то, как сейчас тренируются профессиональные пилоты, даже в «Формуле-2» или «Формуле-3», — переходит какую-то разумную грань. Они уделяют столько внимания физической форме, как будто готовятся к Олимпийским играм. На мой взгляд, нет смысла «прокачивать» себя больше, чем это необходимо для прохождения гоночной дистанции: нужно не устать, не потерять концентрацию, не совершить ошибок, не сбавить темп. В автоспорте гораздо большее значение имеет моральное состояние пилота — то, в каком настрое он садится за руль. Если гонщик морально крепок, но физически подготовлен хуже, это не повлияет на результат. Я, конечно же, «за» тренировки и общую поддержку формы. Особое внимание, кстати, гонщики уделяют шее — ее как раз стоит укреплять, потому что на эту зону приходятся колоссальные перегрузки.

Картинг как начало

В «Формулу-1» зачастую приходят из картинга — это так называемый начальный этап. Большинство детей, как только им удаются первые упражнения за рулем, начинают мечтать о гоночной карьере. Но со временем эта мечта искажается или гаснет, ребенок задумывается — а так ли ему это нужно? Ведь тренировочный процесс, даже в картинге, — огромный труд. Кто-то по пути теряет интерес, и это нормально — так происходит в любом виде спорта. Но есть единицы, которых такие трудности наоборот мотивируют, и гонки уже не могут остаться простым хобби.

Фото:De_MAN / Shutterstock
Экономика образования Не спешите работать: как увлечения и хобби помогут вам в карьере

Переломный момент

В детстве я мечтал стать либо космонавтом, либо гонщиком. Обе мечты казались мне одинаково нереальными. Но поскольку для полета в космос возможностей было явно меньше, я решил пойти на картинг — просто попробовать. 2011 год был для меня переломным — я стал чемпионом Европейской Формулы-Абарт. До этого у меня были успехи, победы, я выигрывал чемпионаты, но все равно понимал, что до «Формулы-1» еще как до Луны. А в тот момент я осознал — все возможно. Конечно, перед дебютом я несколько лет «крутился» около «Формулы-1», поэтому имел достаточно времени, чтобы себя к этому подготовить, познакомиться с людьми. Я уже плавно влился в эту сферу, проехал много километров на тестах «Формулы-1», поэтому после подписания контакта особо ничего не поменялось.

Медийность по правилам

«Формула-1» — это не только спорт, но и бизнес. Это возможность для многих международных компаний показать себя, в том числе выставляя своих пилотов в гонке. Поэтому гонщик — не только лицо своей команды, подчас он представляет целую компанию с мировым именем. Поэтому важно не только показывать хорошие результаты, но и следить за своим имиджем. Медийность накладывает на пилотов большую ответственность. Всегда нужно тщательно продумывать, как и что ты говоришь, потому что выступаешь не только от себя. Возможно, это снижает для болельщиков градус остроты, но мы живем в современном мире, по его правилам.

Фото:Pexels
Социальная экономика Эмоция как продукт: как российским медиа сыграть на экономике впечатлений

Тайны «Формулы-1»

Мир «Формулы-1» порой довольно парадоксальный. Например, на предсезонных тестах не принято показывать болиды — это как бы раскрывает все карты команды. Машины стоят в закрытых боксах, и ни один репортер не может туда проникнуть. Зато когда эти же самые машины выезжают на пит-лейн или просто останавливаются на красный сигнал, фотографы могут фотографировать их с разных ракурсов — и с этим уже ничего не поделаешь. Я в принципе не понимаю этих тайн и секретов. На мой взгляд, даже если ты принесешь сопернику документ со всеми индивидуальными настройками болида, ему это ничего не даст. Потому что повторить уникальную настройку — это касается и резины, и аэродинамики, и многого другого — точь-в-точь невозможно.

Эргономичный болид

Болид для пилота — самое удобное место! Да, со стороны может показать, что полулежащее положение, в котором находится гонщик в течение двух часов, не самое комфортное, но это не так. Во-первых, все в машине, начиная с сидения и заканчивая педалями и рулем, — эргономичное, отлитое и подогнанное под конкретного пилота. Поэтому в своем болиде ему будет намного удобнее, чем в люксовой «гражданской» машине. Понятное дело, что из-за перегрузок во время самой гонки иногда появляются синяки, но ведь это спорт! Самый большой дискомфорт доставляют ремни. На старте их приходится затягивать максимально сильно, потому что на дистанции они имеют свойство немного ослаблять хватку, к тому же, гонщик теряет жидкость, и ремни могут обхватывать уже не так плотно.

Рендер болида BRT8D
Индустрия 4.0 Формула без пилота: кто в России создает автономный гоночный болид

Ощущение скорости

Современные болиды разгоняются до 370–380 км/ч. Сам по себе этот показатель для пилота ничуть не впечатляющий, потому что в профессиональном мире важно не то, как быстро ты едешь по прямой, а как быстро тебе удается пройти круг. Как показывает практика, чтобы проехать как можно скорее весь круг, не обязательно гнать именно на прямых. Машина настроена таким образом, чтобы быстрее ехать на поворотах и на этом выигрывать время, а прямая — это, по сути, просто связующее звено между двумя поворотами, которые ты должен преодолеть. Большая скорость страшна только тогда, когда ты не контролируешь ситуацию. В таком случае и 180 км/ч могут оказаться решающими.

Ментальная готовность

Со временем пилот перестает воспринимать даже большую скорость как быструю. На обучении в Академии нам говорили — если ты едешь и думаешь «Ё-моё, вот это скорость!», значит, ты просто не готов и не успеваешь обрабатывать информацию у себя в голове. На это влияет целый ряд факторов, в том числе и то, как каждый пилот смотрит на трассу. Повороты, объекты, соперники — гонщик должен видеть все это и оперативно воспринимать, анализировать, обрабатывать, а также молниеносно принимать решения — проезжать повороты, тормозить, объезжать, обгонять. Чем быстрее едешь, тем дальше перед собой ты должен смотреть.

Быть в моменте

Самый нелюбимый момент на дистанциях «Формулы-1» — чуть после старта, когда ты все еще едешь в плотном пелотоне и нужно следить за целым рядом факторов в машине. Это та самая фаза в гонке, где надо быть максимально хладнокровным, спокойным. А самая любимая фаза — это собственно не гонка, это квалификация, потому что в гонке не очень много различных параметров, которые влияют в итоге на успех, а квалификация для меня — это как некий показатель абсолютного потенциала и тебя как пилота, и машины.

Больше, чем гонка

Мне кажется, нет ни одного пилота, который добровольно бы хотел уйти из «Формулы-1». И я не исключение. Ведь это гонки на высшем уровне, и как бы ты ни выступал, как бы машина ни ехала, все равно пока есть возможность «гоняться» — это точно стоит делать! Я расстроился из-за ухода, хотя это решение не свалилось на меня как снег на голову — было время подумать, принять и взвесить. Я много сил вложил в это дело и много души в мою команду, поэтому, конечно, хотелось бы видеть результаты и развивать свой потенциал!

Обновлено 16.01.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть