Живые мертвецы и нейросеть-сценарист: как технологии меняют киноиндустрию

Фото: Mike Windle / Getty Images
Фото: Mike Windle / Getty Images
Прокат фильмов сильно пострадал от локдауна. Игрового кино благодаря стриминговым платформам не стало меньше, скорее наоборот. Удовлетворить спрос на контент было бы невозможно без использования современных технологий

Пандемия и производство кино

Пандемия COVID-19 сильно тряхнула отрасль и ускорила ее трансформацию. Число релизов новых фильмов для проката в кинотеатрах в Северной Америке в 2020 году резко сократилось: 329 против 792 в предыдущий год. При этом количество релизов на стриминговых сервисах по модели SVOD ― доступ к видео по подписке (Netflix и другие) за тот же период утроилось, а выпуск на платформах по TVOD ― доступ к видео за установленную плату (iTunes) ― вырос практически в 4 раза.

Премьеры фильмов на стриминговых платформах в 2020 году
Премьеры фильмов на стриминговых платформах в 2020 году (Фото: businessinsider.com)

Другие показательные цифры приводит The Hollywood Reporter. Количество подписчиков онлайн-сервисов по всему миру в 2020 году превысило 1 млрд человек, увеличившись на 26% к 2019 году. Это принесло компаниям $68,8 млрд выручки (рост на 23%). В то же время кассовые сборы кинотеатров в США упали на 80%, мировые ― на 72%.

Рынок проката в США и рынок домашних/мобильных приложений для просмотра фильмов в 2020 году ($ млрд)
Рынок проката в США и рынок домашних/мобильных приложений для просмотра фильмов в 2020 году ($ млрд) (Фото: The Hollywood Reporter)

Пандемия привела к росту бюджетов на производство фильмов на 10–20%, по словам продюсера Джейсона Блума («Судная ночь», «Мы», «Сплит», «Астрал-3 и 4», «Одержимость»). Например, увеличилась страховка, введены протоколы безопасности по COVID-19. В 2019 году средняя цена производства крупной студией одного фильма составляла $65 млн, без учета дистрибуции и маркетинга.

На съемку и выпуск фильмов и сериалов уже нет таких бюджетов как раньше, при этом запрос публики на качественный контент растет. Для того чтобы снимать больше кино за меньшие деньги, необходимо подключать технологии, которые позволяют эти задачи решить. Современные технологии интересны тем, что помогают выдавать более красочную картинку, с большим вниманием к деталям, сокращать издержки на съемку, продакшн, постпродакшн, делать и выпускать контент быстрее. Для примера: весь постпродакшн третьего сезона «Стартрек: Дискавери» был полностью проведен удаленно, «из дома».

Пленка vs цифра: противники цифровизации в кино

Начиная с 2016 года, 9 из 10 игровых фильмов снимают на цифровые камеры. «Цифра» открыла широкие возможности для монтажа, детализации и создания визуальных эффектов, которые становятся все более сложными и разнообразными. При этом многие именитые режиссеры до сих пор снимают на пленку и не собираются сдавать позиции. Похоже на ситуацию с фотосъемкой — все снимают на цифру, потому что это дешевле и проще, но «для души» и особого эффекта творцы берут пленку.

Фото:Shutterstock
Социальная экономика Винил и пленка: почему мы так любим аналоговые технологии

Главный защитник и почитатель пленки — Кристофер Нолан. Режиссер уверен, что в современном кино необходимо сочетать цифровую и пленочную съемку. Под выход «Дюнкерка» Нолан даже договорился со 125 кинотеатрами по всей Америке — там фильм показали «в оригинале» — на пленке 70 мм.

Кроме Нолана на пленку снимают Квентин Тарантино («Омерзительная восьмерка»), Джей Джей Абрамс, («Звездные войны: Пробуждение силы»), Уэс Андерсон («Отель «Гранд Будапешт»).

В 2020 году на пленку, в том числе широкоформатную и IMAX, сняли: «Тихое место-2», «Не время умирать», «Чудо-женщину-1984», «Короля Стейтен-Айленда», «Вестсайдскую историю», «Банкира» и еще полтора десятка знаковых фильмов. Кстати, Kodak возобновила сделку по созданию пленочных фильмов с Disney, NBC Universal, Paramount, Sony и Warner Bros.

Что позволяют новые технологии в кино

Технологии, которые можно назвать новым стандартом индустрии:

  • VFX (визуальные эффекты): дополняют или полностью меняют картинку на экране.
  • 4K + 3D делают картинку более плавной, примером может служить LucidCam от Lucid VR, позиционируемая как «первая и единственная камера для производства 4K-3D-VR в реальном времени».
  • Автономные дроны для съемок, причем речь идет уже об аппаратах со встроенными алгоритмами для самостоятельного выбора размера кадра и угла съемки.

Финансово успешное или фестивальное кино уже можно делать полностью на смартфоне. Стивен Содерберг снял свою спортивную драму «Птица высокого полета» 2019 года на iPhone 8 с небольшими модификациями, как и предыдущую картину «Не в себе». Правда, в этом случае он использовал плагин спецэффектов для имитации старой пленки.

Популярная VFX-технология — хромакей, который позволяет дорисовать необходимое на постпродакшене, при этом на съемке фон или объект заменяют зеленой тканью. Хромакей используют повсеместно: от прогноза погоды до мировых блокбастеров. Так в «Игре престолов» появились драконы, у Дэви Джонса из «Пиратов Карибского моря» отросла борода из щупалец, а Гарри Поттер полетал на метле.

Фото: pikabu.ru
Фото: pikabu.ru

Качественные VFX — это долго и дорого: кинокомпании тратят годы и миллионы долларов на красивые эффекты. Так, спецэффекты для «Мстители: Война бесконечности» создавали 15 студий и 2 080 человек. Часть этих функций уже может брать на себя нейросеть.

Что умеет нейросеть в кино

Дипфейки

Дипфейки — это поддельные видео, обычно с участием знаменитостей, которые создает искусственный интеллект. Технология появилась в 1990-х годах, но популярность приобрела с развитием машинного обучения. Насколько дипфейки занимательны, настолько и опасны: например, видео, где Марк Цукерберг якобы признается в краже пользовательских данных, в июне 2019 года облетело весь интернет и наделало немало шума вокруг Facebook.

С дипфейками плотно работает весь Голливуд, но больших успехов добилась студия Disney. В России дипфейки уже успели омолодить Павла Майкова для сериала «Контакт». С помощью технологии face-de-aging актера вернули на 15 лет назад — нейросеть разгладила морщины на лбу, выдававшие возраст персонажа. Те же приемы применялись в фильмах «Ирландец» и «Терминатор: Темные судьбы».

Омоложение Павла Майкова с использованием технологии face-de-aging в сериале «Контакт»

Вторая жизнь актеров

Технологии позволяют копировать речь, внешность и мимику человека, открывая путь к цифровому бессмертию и «клонированию» на экране людей, давно ушедших из жизни, благодаря работе нейросети и CGI-графике. Специальные программы (наиболее простые и доступны обычному пользователю ― FakeApp или DeepFaceLab) создают реалистичные изображения человека на основе отснятого материала, аудиозаписей, фото, а аниматоры вставляют их в фильм.

В фильме «Изгой-один: Звездные войны. История» воскресили Питера Кушинга. Его цифровая копия спустя 22 года появилась на экране в роли губернатора Танкина. Модель сделали на основе внешности актера Гая Генри, похожего на Кушинга.

А вот с другой историей чудесного возвращения в мир живых все не так гладко. Когда в 2019 году создатели картины «В поисках Джека» решили вернуть на экран Джеймса Дина — актера, который погиб в 1955 году — общество возмутилось. В ответ на новость в The Hollywood Reporter посыпались гневные и полные разочарования комментарии:

Слева: «Совсем скоро актеров не будет вовсе, они просто будут использовать CGI для всего». Справа: «Пожалуйста, остановитесь. Не делайте этого! Вы сумасшедшие?!»
Слева: «Совсем скоро актеров не будет вовсе, они просто будут использовать CGI для всего». Справа: «Пожалуйста, остановитесь. Не делайте этого! Вы сумасшедшие?!»

Цифровая копия Джеймса Дина все равно появилась в фильме «В поисках Джека», а спор об этичности таких технологий повис в воздухе. С одной стороны, многие семьи умерших актеров сканируют их лица, чтобы те продолжили «сниматься», а родственники получали гонорар.

С другой стороны, например, в случае с Кэрри Фишер, создатели «Звездных войн» не прибегали к нейросетям, а вручную отрисовали Лею Органа, чтобы почтить память актрисы.

Фото:mommie who loves to take photos / Flickr
Индустрия 4.0 Моральный кодекс: этично ли «воскрешать» актеров с помощью технологий

Технологии в постпродакшн

Смартфон способен собирать мини-фильмы из фото и видео, накладывать легкую музыку и некий текст. Так работает простейшая нейросеть-монтажер. В теории она может делать не только любительские видео, но и настоящие фильмы. Хотя пока что мир не видел кино, полностью смонтированное нейросетью.

В том числе и из-за будущих возможностей в монтаже, цифровое видео превосходит возможности пленки ― постпродакшн проще. Раньше добавление визуальных эффектов было тончайшим искусством, спецэффект должен был плавно сливаться с остальным материалом. Современное ПО (AVID, Premiere и другие) существенно облегчает задачу, позволяя редакторам работать с целыми разделами картины.

На подходе технологии алгоритмического редактирования фильмов без участия человека. Программа следует сценарию, сортирует и маркирует дубли, используя вшитые знания из учебников по монтажу.

Облачные хранилища используют как виртуальные студии монтажа (опять же пандемия ускорила этот тренд). Когда проект хранится в облаке, можно не бояться, что кто-то случайно удалит его с компьютера или закроет окно без сохранения. Работа над фильмом «переезжает» в digital-пространство, поэтому студии из разных уголков мира могут одновременно работать над одним проектом.

ИИ в кресле сценариста

Если актера может заменить цифровая копия, то и сценариста — тоже. Сценарии для массового кино искусственный интеллект пока не пишет, но первые опыты с короткометражками от ИИ уже есть в СНГ и Европе.

Аналитическая компания Ars Technica в 2018 году выпустила короткометражный фильм Zone Out, сценарий к которому написала нейросеть. Искусственный интеллект Бенджамин сделал фильм за 48 часов из фрагментов старого кино и роликов, записанных профессиональными актерами на хромакее. Фильм получился не самым качественным — у женщин на лицах то и дело появляются усы, а персонажи звучат как роботы.

Zone Out

Другая история про ИИ-создателя фильма — из СНГ. Украинский программист Владимир Алексеев создал двухминутную короткометражку «Пустая комната» с помощью искусственного интеллекта. Нейросети написали сценарий, музыку и подобрали актеров. Актеров выбирал и озвучивал искусственный интеллект. Правда, по словам автора фильма, механический голос нейросети звучал не эмоционально в некоторых диалогах, и его помогли оживить в Replica Studios. Саундтрек для фильма, напоминающий произведения Моцарта, сгенерировала нейросеть JukeBox. Сам Алексеев лишь смонтировал отдельные кадры в фильм.

Виртуальная реальность

Джеймс Клайн, руководитель дизайн-студии в Lucasfilm, отвечал за разработку сцены ограбления поезда для «Хан Соло: Звездные войны. История». Он помог спроектировать Императорский поезд, который должен был стать основным элементом декораций в этом эпизоде. Вопрос был в том, как актеры смогут отыграть сцену прыжков на виртуальном объекте.

Для Клайна ответом стала технология Virtual Scout от Lucasfilm, которая обычно используется дизайнерами для виртуальных туров по своим компьютерным творениям. Приложение помогает дизайнерам ощутить объемы или рассмотреть детали своего дизайна в динамике, а также используется режиссерами, которые хотят визуализировать снимки в виртуальном пространстве. Для сцены с поездом актеры надели VR-очки: это помогло им отснять в павильоне действия, как если бы они выполнялись на реальном объекте.

Компания Digital Domain, основанная Джеймсом Кэмероном и мастером спецэффектов Стэном Уинстоном, использует виртуальную реальность, чтобы предоставить режиссерам, актерам и производственным группам расширенные инструменты, помогающие визуализировать действие, используя несколько потоков камеры и даже виртуального оператора.

Без всех перечисленных технологий Голливуд (и не только он) просто не смог бы снимать такое количество новых фильмов. Они упрощают и делают менее затратным процесс самих съемок, монтажа и редактирования, дистрибуции и хранения.

Обновлено 25.02.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть